10 легендарных спектаклей Театра на Таганке
---
Владимир Высоцкий в роли Гамлета. Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
23 апреля 1964 года в столичном Театре драмы и комедии, получившем приставку "на Таганке", состоялась премьера первого спектакля - "Доброго человека из Сезуана" по пьесе Бертольда Брехта.
После того, как бывший актёр Театра имени Вахтангова Юрий Любимов сменил Александра Плотникова на посту главного режиссёра театра, он поистине обрёл новое дыхание - значительно обновилась труппа, появилось много талантливых молодых артистов и три новых портрета в фойе: Бертольда Брехта, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда.
Под руководством Любимова "Таганка" сразу же приобрела репутацию самого авангардного и посещаемого театра страны.
1. "Добрый человек из Сезуана"
Фрагмент спектакля «Добрый человек из Сезуана»
Пьеса-парабола "Добрый человек из Сычуани" впервые была опубликована на русском языке в 1957 году в журнале "Иностранная литература".
В 1963 году Юрия Любимова увлекли идеи "эпического театра" Брехта. "В этом драматурге нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру", - писал он.
Почти все роли в спектакле сыграли студенты Щукинского училища. Роль Янг Суна исполнял Александр Васильев (он же вместе с Борисом Хмельницким написал музыку к спектаклю), позже - Владимир Высоцкий.
2. "Антимиры"
Фрагмент спектакля «Антимиры»
В 1965 году, накануне своего 33-летия, поэт Андрей Вознесенский неожиданно для себя оказался автором грандиозного театрального зрелища. Между репетициями спектакля "10 дней, которые потрясли мир" актёры "Таганки" собирались в импровизированном поэтическом кружке и распределяли между собой произведения Вознесенского — кроме тех, которые он сам должен был прочесть во втором отделении. Сцены и трюки рождались сами собой. Хмельницкий, Васильев и Высоцкий написали музыку, три эпизода спектакля срежиссировал Пётр Фоменко. Успех "Антимиров" был невероятным — за 15 лет спектакль выдержал 800 представлений
3. "Десять дней, которые потрясли мир"
Фрагмент спектакля «Десять дней, которые потрясли мир»
Спектакль начинался ещё в фойе - вместо билетёрш зрителей встречали солдаты с винтовками, на штыки которых они накалывают входные билетики. "Народное представление в 2-х частях с пантомимой, цирком буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида" сразу же после премьеры стало одним из самых популярных зрелищ столицы.
4. "Павшие и живые"
Поставленное Любимовым в 1965 году поэтическое представление на стихи Владимира Маяковского, Николая Асеева, Эдуарда Багрицкого, Михаила Светлова и Александра Твардовского и других поэтов времён войны, стало одним из самых пронзительных произведений, посвящённых Великой Отечественной. В "Павших и живых" не было режиссёрских новинок, использовался минимум театральных приспособлений, декораций не было в принципе - лишь голая сцена, актёр и Вечный огонь.
В спектакле не было места сентиментальности, ложной значительности, никто из актёров не ставил перед собой цель выжать из зрителя слезу - Любимов и его труппа избежали лишнего пафоса и создали цельное, многослойное, насыщенное мыслями и эмоциями полотно.
5. "Жизнь Галилея"
Владимир Высоцкий исполняет фрагмент из спектакля, поставленного в 1975 году в Театре на Таганке Юрием Любимовым по пьесе Бертольда Брехта "Жизнь Галилея".
"Значит, мы играем без декораций. Но мы с самого начала спектакля как бы договариемся со зрителями, что вот мы сегодня покажем вам таких-то людей, без грима, немножко намекая на костюмы. И зритель принимает эти правила игры. Через пять минут никого уже не смущает, что, например, Галилея я играю без грима, хотя в начале пьесы ему сорок шесть лет, а в конце семьдесят. А мне, когда я начал репетировать роль Галилея, было 26 или 27 лет", - вспоминал Владимир Высоцкий.
В спектакле было два финала: в первом Галилею не было никакого дела до того, как в связи с его отречением упала наука, а во втором он понимает, что сделал огромную ошибку. Дело в том, что пьеса была написана Брехтом раньше 1945 года. После того, как была сброшена бомба на Хиросиму, он дописал целую страницу: монолог об ответственности учёного за свою работу, за науку, за то, как будет использовано то или иное изобретение. Премьера спектакля состоялась 17 мая 1966 года.
6. "…А зори здесь тихие"
Фрагмент спектакля «…А зори здесь тихие»
Премьера спектакля по книге Бориса Васильева состоялась 6 января 1971 года. Словно в бомбоубежище сирена "воздушной тревоги" загоняла зрителей в зал, вход в который был завешен огромным куском брезента. Таким образом, дабы избежать столкновения с грубой материей, зрители входили поклонившись.
Спектакль "А зори здесь тихие..." объединил в себе два театра "Таганки" - условный и психологический. Продолжая линию "Павших и живых", Любимов и его актеры развенчивали миф о войне как о "Великом деянии", отталкиваясь при этом от мысли любимого режиссёром Брехта: "Несчастна страна, которая нуждается в героях"
7. "Гамлет"
Отрывок из спектакля ГАМЛЕТ У Шекспир 1976, Юрий Любимов, Таганка в Белграде
Из воспоминаний Владимира Высоцкого: "У нас в театре много необычного в трактовке образа Гамлета и центральных сцен пьесы. В рисунке, который сделан в нашем театре, роль Гамлета требует очень большой отдачи физических сил и всех остальных: духовных, что ли, если так можно выразиться. Есть такие эпизоды, после которых просто невозможно дышать нормально. Наворот есть такой, есть такой кусок, который я называю "время монологов" Сначала идет сцена с актерами, потом целый громадный монолог после актеров, потом монолог "Быть или не быть", потом сцена с Офелией. После этого хоть на сцену не выходи - так это сложно!"
Роли в этом триумфальном спектакле играли такие актёры, как Вениамин Смехов, Александр Пороховщиков, Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Иван Бортник, Леонид Филатов, Иван Дыховичный, Александр Филиппенко, Борис Хмельницкий и Семён Фарада.
8. "Дом на набережной"
Премьера спектакля состоялась в 1980 году. В 1984 году он был снят из репертуара по цензурным соображениям и восстановлен лишь в 1986 году. Ошеломляющая по смелости пьеса о моральном выборе при сталинском терроре в 30-е годы была поставлена Любимовым по прозе Юрия Трифонова. "Я не думал, что ЭТО будет так хорошо, — он обогатил мою прозу, введя фантазию. Эта любовная сцена со стеклянной стеной между ними, как зеркало и память — это воображение. Я очень доволен этой постановкой", - рассказывал писатель. Музыку к спектаклю написал знаменитый композитор-авангардист Эдисон Денисов.
9. "Мастер и Маргарита"
"Мастер и Маргарита". Официальный трейлер спектакля Театра на Таганке.
Вольная композиция Юрия Любимова и Владимира Дьячина стала первым в мире сценическим прочтением великой книги Михаила Булгакова. Сложная структура произведения была полностью сохранена на сцене и дополнена ещё одной сюжетной линией — героями стали сам Автор и его роман. В постановке использованы фрагменты из произведений Сергея Прокофьева, Томмазо Альбинони, Иогана Штрауса, и Юрия Буцко.
10. "Владимир Высоцкий"
Поэтическое представление Юрия Любимова было задумано как диалог актеров на сцене и голоса Высоцкого в роли Гамлета, которая принесла ему славу настоящего актёра и ошеломляющий успех. Премьера состоялась 25 июля 1981 года, в годовщину его смерти, после чего спектакль был запрещён. На сцену он вернулся лишь в 1988 году. В постановке были заняты актёры, которым посчастливилось работать на одной сцене с Высоцким, а также молодое поколение, воспитанное на его поэзии.
Кстати
Владимир Высоцкий был принят в труппу Театра на Таганке осенью 1964 года. Первое время он получал лишь небольшие роли: Второго бога в "Добром человеке...", драгуна в "Герое нашего времени" и т. п. Первой значительной ролью Высоцкого стал Галилей, хотя и в "Антимирах", по словам Вознесенского, Высоцкий "до стона заводил публику".
Спектакли Театра на Таганке с участием Высоцкого:
* (1964) "Добрый человек из Сезуана" (Второй бог, племянник, муж, Янг Сун)
* (1964) "Герой нашего времени" (Драгунский капитан, отец Бэлы)
* (1965) "Антимиры"
* (1965) "Десять дней, которые потрясли мир" (Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие). Специально для спектакля Высоцким были написаны песни: "В куски разлетелася корона", "Войны и голодухи натерпелися мы всласть", "Всю Россию до границы".
* (1965): "Павшие и живые" (Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко, Адольф Гитлер, Чарли Чаплин) Для спектакля Высоцким была написана песня "Солдаты группы "Центр".
* (1966) "Жизнь Галилея" (Галилей)
* (1967) "Послушайте!" (Владимир Маяковский)
* (1967) "Пугачёв" (Хлопуша). Для спектакля Высоцким была написана песня "Ну, что, Кузьма?"
* (1969) "Мать" (Власов-отец)
* (1970) "Берегите ваши лица!" (Спектакль прошёл всего несколько раз и не был показан широкому зрителю). В постановку вошла песня Высоцкого "Песня о нотах".
* (1971) "Гамлет" (Гамлет)
* (1975) "Пристегните ремни!" (солдат). В спектакль вошла песня Высоцкого "Мы вращаем землю"
* (1976) "Вишнёвый сад" (Лопахин)
* (1975) "В поисках жанра"
* (1979) "Преступление и наказание" (Свидригайлов). В спектакль вошёл фрагмент песни Высоцкого "Она была чиста, как снег зимой...".
Автор Илья Маршак
Источник vm.ru
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]