Яранский элеватор, Яранск (Кировская область)
---
Яранский элеватор - это огромное предприятие, поражающее своим масштабом. Когда-то это был один из крупнейших элеваторов в России, сейчас же его работа остановлена, территория заброшена, а корпуса пустуют.
Яра́нск (мар. Яраҥ) — город в России, административный центр Яранского района и Яранского городского поселения Кировской области. Преобразован в русскую крепость в результате III черемисской войны в конце XVI века русской военной дружиной для усмирения непокорных черемисов (марийцев). Дата основания Яранска — 1591 год (официально считается 1584 год, но не найдено прямых летописных источников, а лишь один опосредованный).
С Яранском все понятно, это город с богатой историей, который в советское время стал хорошо развитым в промышленном плане, но в последние годы пришел в упадок. Но мы сегодня с вами изучаем не город, а одно из предприятий. Что же собственно это такое, элеватор!? Это сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Элеватор представляет собой высокомеханизированное зернохранилище силосного типа.
Каким способом хранили зерно в древности, мы узнаем из древних книг, раскопок и т.д. Первые находки на территории нашей страны относятся к IV–II тысячелетиям до н.э. В районах теперешней Киевской области Украины, в районах Краснодарского края найдены при раскопках большие сосуды высотой до 1 м для хранения зерна. В I тысячелетии до н.э. зерно хранили в специальных глубоких ямах в сосудах. Сверху яма и входы туда закрывались плитами. Зерновые ямы оставались основным типом хранилищ до VII–Х вв. н.э. К средним векам н.э. зерновые ямы представляли собой круглую выкопанную в материковой глине яму со сводчатым верхом и докрасна обожженными стенами.
Вход в хранилище находился в верхней сводчатой части. В средние века н.э. стали строить и амбары – надземные постройки, сооруженные из глины, дерева или камня. Начиная с царствования Ивана III (ХV–ХVI вв.) на Руси делаются попытки создать государственные запасы зерна. Для ликвидации последствий частых неурожаев были введены во всех городах хлебные запасные склады – «житные» дворы, а для организации запасов хлеба учреждены специальные «приказы». По конструкции зернохранилища были амбарного типа. В конце ХVI века в Москве начали строить каменные зернохранилища. При Петре I, учредившем Провиантский приказ (1700 г.), заготовки зерна стали регулярными.
В конце ХVIII – начале ХIХ вв. появляются общества и организации, ведавшие хранением зерна. Появились проекты зернохранилищ, где зерно не только хранилось, но и улучшалось его качество (производилась сушка). Внедряются элементы механизации загрузки и разгрузки зернохранилищ. В 1860 году был построен первый элеватор при мельнице в Варшавской губернии, а затем – Николаевский элеватор-перегружатель.
В конце ХIХ в. элеваторы строили в основном железнодорожные компании. Емкость элеваторов – 6,5 тыс. т. Увеличение экспорта зерна (в 1861–1865 гг. вывоз 1,3 млн т, в 1906–1910 гг. – 10 млн т) привело к быстрому изменению обстановки. В 1911 году к строительству элеваторов приступил Государственный банк. В это время Россия располагала, при валовом сборе зерна около 80 млн. т, 75 элеваторами общей емкостью около 300 тыс. т. Всего за период с 1912 по 1918 гг. были построены 47 элеваторов общей емкостью 480 тыс. т, в стадии строительства находилось 20 элеваторов емкостью 230 тыс. т. К окончанию гражданской войны сохранилось 122 элеватора емкостью 950 тыс. т.
Первый советский элеватор был построен Акционерным обществом «Хлебопродукт» в 1924 г. емкостью 1000 т. В 1927 г. начато строительство новых элеваторов емкостью 3500 т, отличающихся большей емкостью и более гибкой схемой. С 1938 г. проектированием элеваторов занимается ГИ «Промзернопроект». Построен в 1930-31 гг. заготовительный элеватор емкостью 5000 т. Разработаны типовые проекты элеваторов емкостью 11 тыс. т с 2 нориями производительностью 100 т/ч, мельничных элеваторов емкостью 24 тыс. т.
После Великой Отечественной войны в первые годы строили в основном склады как более дешевые хранилища. Но строились и современные (для того времени) элеваторы: заготовительный емкостью 11 тыс. т, производственные единой конструкции емкостью 8 тыс. т, портовые емкостью 95 тыс. т, элеваторы хлебоприемных предприятий: емкостью 25 тыс. т емкостью до 100 тыс. т и др.
В настоящее время новые элеваторы строятся с учетом изменившихся условий приемки зерна от поставщиков. Учтены сокращение сроков заготовок до 15-30 дней, доставка зерна на элеватор автомобилями большой грузоподъемности и автопоездами, прием зерна без ограничений по влажности.
Элеваторы представляют собой комплекс сооружений, в состав которых могут входить: рабочее здание, силосные корпуса, устройства для погрузки и выгрузки зерна, зерносушилки и др.
В зависимости от назначения элеваторы подразделяют на:
-хлебоприёмные или заготовительные (принимают зерно от хозяйств, очищают от примесей, сушат и отгружают потребителю);
-производственные (сооружают при мельницах, крупяных, комбикормовых, крахмалопаточных заводах и. т. п.);
-базисные (предназначены для длительного хранения зерна, принимаемого с ж/д транспорта и отгружаемого в ж/д вагоны);
-перевалочные и портовые (строят в местах перевалок зерна с одного вида транспорта на другой — на крупных ж/д станциях, в морских портах).
В Яранском элеваторе было все выше перечисленное, кроме последнего пункта.
Хлебоприемный элеватор вместимостью 75 тыс. т зерна, из железобетонных конструкций, с оперативной возможностью 15 тыс. т (проект ЦНИИ »Промзернопроект» № 8712), предназначенный для приемки зерна с автомобильного и железнодорожного транспорта, обработки, хранения и отпуска зерна. Элеватор включает: рабочее здание с размерами в плане 36х36 м, высотой 56,1 м, два силосных корпуса СКС-6-48, расположенных по обе стороны рабочего здания, две зерносушилки У2-УЗБ-50, 6 автомобилеразгрузчиков У15-УРВС, автомобильные весы РС-30Ц24АС, 2 вагоноразгрузчика ВРГ. В последнее десятилетие в практику строительства широко внедряются металлические силосы. Они строятся, как правило, с целью расширения емкости существующих хлебоприемных пунктов или как оперативные зернохранилища при перерабатывающих предприятиях (мельницах, крупозаводах).
Теперь перейдем к самому Яранскому элеватору, и к нашему посещению его. Всего мы посетили 4 здания, три из них производственные, одно административное. На территории гораздо больше строений, но в целом они все довольно типичные и одинаковые. Тем более состояние довольно плачевное и рассматривать все помещения не сильно интересно.
Первые здания, в которые мы зашли оказались совсем пустыми, их основную часть составляли силос.
Когда-то, это был один из крупнейших элеваторов страны, тут хранили огроомное количество зерна, а также перерабатывали его. Как я понял, в белых зданиях в основном было хранение, а в зеленых производство.
У элеватора была своя собственная котельная, рядом был построен спиртоводочный завод, хлебокомбинат, мясокомбинат.
По факту это был огромный комплекс, основанный на работе элеватора. Были сформированы транспортная и инженерные сети. Организовано автомобильное и железнодорожное сообщение со всей страной. В эксплуатацию он был сдан в 1991 году.
Кризис прошел стороной, производство процветало, с лихвой было рабочих мест, а объемы только росли.
Все изменилось в 2007 году, когда пришло новое руководство. И это самое обидное, что такое производство пошло с молотка совсем не давно, хотя могла работать и процветать дальше.
Новый собственник понабрал кредитов под модернизацию производства. Конечно же ничего на производстве не менялось, кто-то говорит, что деньги пошли на дачи в Сочи, но это всего лишь слухи.
Кредиты росли пропорционально долгам, и в скором временем банки забрали все производство и распродали его на аукционе.
Новый собственник не нашел ничего проще, как срезать весь металл, окупить свои расходы, и получить сверху немного.
Вот таким позорным образом была закончена судьба Яранского элеватора. С его ликвидацией в упадок пришли все смежные производства и сам город Яранск.
Жилые дома рядом с элеватором кажутся маленькими и игрушечными, тем более в основном застройка частным сектором, иногда попадаются 3-5 этажные дома. А цеха элеватора по 18 этажей, по сравнению со всеми постройками вокруг они просто гигантски.
Какие-то цеха используются, но это совершенно маленький процент, и только одноэтажные постройки. Возможно под склады или что подобное.
Внутри зданий почти ничего не сохранилось, редко где можно найти дверь, или вентиляции кусок, лампочку оставшуюся. Атмосфера уныния и пустоты.
В следующие корпуса я даже не пошел, судя по конструкции большая их часть — это емкости для зерна, в остальных помещениях пустота и разруха.
Еще заглянул в административное здание. Тут раньше располагалось начальство, бухгалтерия, отдел кадров, разные лаборатории.
В общем и целом, все в таком же плачевном состоянии. Разве что зона отдыха кое-как сохранилась, а раньше тут даже фонтан был.
На этом все, объект в очень плохом состоянии, но его масштабы и площади поражают!
Не забывайте смотреть видео, и подписываться на канал, там тоже много интересного.
Яра́нск (мар. Яраҥ) — город в России, административный центр Яранского района и Яранского городского поселения Кировской области. Преобразован в русскую крепость в результате III черемисской войны в конце XVI века русской военной дружиной для усмирения непокорных черемисов (марийцев). Дата основания Яранска — 1591 год (официально считается 1584 год, но не найдено прямых летописных источников, а лишь один опосредованный).
С Яранском все понятно, это город с богатой историей, который в советское время стал хорошо развитым в промышленном плане, но в последние годы пришел в упадок. Но мы сегодня с вами изучаем не город, а одно из предприятий. Что же собственно это такое, элеватор!? Это сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Элеватор представляет собой высокомеханизированное зернохранилище силосного типа.
Каким способом хранили зерно в древности, мы узнаем из древних книг, раскопок и т.д. Первые находки на территории нашей страны относятся к IV–II тысячелетиям до н.э. В районах теперешней Киевской области Украины, в районах Краснодарского края найдены при раскопках большие сосуды высотой до 1 м для хранения зерна. В I тысячелетии до н.э. зерно хранили в специальных глубоких ямах в сосудах. Сверху яма и входы туда закрывались плитами. Зерновые ямы оставались основным типом хранилищ до VII–Х вв. н.э. К средним векам н.э. зерновые ямы представляли собой круглую выкопанную в материковой глине яму со сводчатым верхом и докрасна обожженными стенами.
Вход в хранилище находился в верхней сводчатой части. В средние века н.э. стали строить и амбары – надземные постройки, сооруженные из глины, дерева или камня. Начиная с царствования Ивана III (ХV–ХVI вв.) на Руси делаются попытки создать государственные запасы зерна. Для ликвидации последствий частых неурожаев были введены во всех городах хлебные запасные склады – «житные» дворы, а для организации запасов хлеба учреждены специальные «приказы». По конструкции зернохранилища были амбарного типа. В конце ХVI века в Москве начали строить каменные зернохранилища. При Петре I, учредившем Провиантский приказ (1700 г.), заготовки зерна стали регулярными.
В конце ХVIII – начале ХIХ вв. появляются общества и организации, ведавшие хранением зерна. Появились проекты зернохранилищ, где зерно не только хранилось, но и улучшалось его качество (производилась сушка). Внедряются элементы механизации загрузки и разгрузки зернохранилищ. В 1860 году был построен первый элеватор при мельнице в Варшавской губернии, а затем – Николаевский элеватор-перегружатель.
В конце ХIХ в. элеваторы строили в основном железнодорожные компании. Емкость элеваторов – 6,5 тыс. т. Увеличение экспорта зерна (в 1861–1865 гг. вывоз 1,3 млн т, в 1906–1910 гг. – 10 млн т) привело к быстрому изменению обстановки. В 1911 году к строительству элеваторов приступил Государственный банк. В это время Россия располагала, при валовом сборе зерна около 80 млн. т, 75 элеваторами общей емкостью около 300 тыс. т. Всего за период с 1912 по 1918 гг. были построены 47 элеваторов общей емкостью 480 тыс. т, в стадии строительства находилось 20 элеваторов емкостью 230 тыс. т. К окончанию гражданской войны сохранилось 122 элеватора емкостью 950 тыс. т.
Первый советский элеватор был построен Акционерным обществом «Хлебопродукт» в 1924 г. емкостью 1000 т. В 1927 г. начато строительство новых элеваторов емкостью 3500 т, отличающихся большей емкостью и более гибкой схемой. С 1938 г. проектированием элеваторов занимается ГИ «Промзернопроект». Построен в 1930-31 гг. заготовительный элеватор емкостью 5000 т. Разработаны типовые проекты элеваторов емкостью 11 тыс. т с 2 нориями производительностью 100 т/ч, мельничных элеваторов емкостью 24 тыс. т.
После Великой Отечественной войны в первые годы строили в основном склады как более дешевые хранилища. Но строились и современные (для того времени) элеваторы: заготовительный емкостью 11 тыс. т, производственные единой конструкции емкостью 8 тыс. т, портовые емкостью 95 тыс. т, элеваторы хлебоприемных предприятий: емкостью 25 тыс. т емкостью до 100 тыс. т и др.
В настоящее время новые элеваторы строятся с учетом изменившихся условий приемки зерна от поставщиков. Учтены сокращение сроков заготовок до 15-30 дней, доставка зерна на элеватор автомобилями большой грузоподъемности и автопоездами, прием зерна без ограничений по влажности.
Элеваторы представляют собой комплекс сооружений, в состав которых могут входить: рабочее здание, силосные корпуса, устройства для погрузки и выгрузки зерна, зерносушилки и др.
В зависимости от назначения элеваторы подразделяют на:
-хлебоприёмные или заготовительные (принимают зерно от хозяйств, очищают от примесей, сушат и отгружают потребителю);
-производственные (сооружают при мельницах, крупяных, комбикормовых, крахмалопаточных заводах и. т. п.);
-базисные (предназначены для длительного хранения зерна, принимаемого с ж/д транспорта и отгружаемого в ж/д вагоны);
-перевалочные и портовые (строят в местах перевалок зерна с одного вида транспорта на другой — на крупных ж/д станциях, в морских портах).
В Яранском элеваторе было все выше перечисленное, кроме последнего пункта.
Хлебоприемный элеватор вместимостью 75 тыс. т зерна, из железобетонных конструкций, с оперативной возможностью 15 тыс. т (проект ЦНИИ »Промзернопроект» № 8712), предназначенный для приемки зерна с автомобильного и железнодорожного транспорта, обработки, хранения и отпуска зерна. Элеватор включает: рабочее здание с размерами в плане 36х36 м, высотой 56,1 м, два силосных корпуса СКС-6-48, расположенных по обе стороны рабочего здания, две зерносушилки У2-УЗБ-50, 6 автомобилеразгрузчиков У15-УРВС, автомобильные весы РС-30Ц24АС, 2 вагоноразгрузчика ВРГ. В последнее десятилетие в практику строительства широко внедряются металлические силосы. Они строятся, как правило, с целью расширения емкости существующих хлебоприемных пунктов или как оперативные зернохранилища при перерабатывающих предприятиях (мельницах, крупозаводах).
Теперь перейдем к самому Яранскому элеватору, и к нашему посещению его. Всего мы посетили 4 здания, три из них производственные, одно административное. На территории гораздо больше строений, но в целом они все довольно типичные и одинаковые. Тем более состояние довольно плачевное и рассматривать все помещения не сильно интересно.
Первые здания, в которые мы зашли оказались совсем пустыми, их основную часть составляли силос.
Когда-то, это был один из крупнейших элеваторов страны, тут хранили огроомное количество зерна, а также перерабатывали его. Как я понял, в белых зданиях в основном было хранение, а в зеленых производство.
У элеватора была своя собственная котельная, рядом был построен спиртоводочный завод, хлебокомбинат, мясокомбинат.
По факту это был огромный комплекс, основанный на работе элеватора. Были сформированы транспортная и инженерные сети. Организовано автомобильное и железнодорожное сообщение со всей страной. В эксплуатацию он был сдан в 1991 году.
Кризис прошел стороной, производство процветало, с лихвой было рабочих мест, а объемы только росли.
Все изменилось в 2007 году, когда пришло новое руководство. И это самое обидное, что такое производство пошло с молотка совсем не давно, хотя могла работать и процветать дальше.
Новый собственник понабрал кредитов под модернизацию производства. Конечно же ничего на производстве не менялось, кто-то говорит, что деньги пошли на дачи в Сочи, но это всего лишь слухи.
Кредиты росли пропорционально долгам, и в скором временем банки забрали все производство и распродали его на аукционе.
Новый собственник не нашел ничего проще, как срезать весь металл, окупить свои расходы, и получить сверху немного.
Вот таким позорным образом была закончена судьба Яранского элеватора. С его ликвидацией в упадок пришли все смежные производства и сам город Яранск.
Жилые дома рядом с элеватором кажутся маленькими и игрушечными, тем более в основном застройка частным сектором, иногда попадаются 3-5 этажные дома. А цеха элеватора по 18 этажей, по сравнению со всеми постройками вокруг они просто гигантски.
Какие-то цеха используются, но это совершенно маленький процент, и только одноэтажные постройки. Возможно под склады или что подобное.
Внутри зданий почти ничего не сохранилось, редко где можно найти дверь, или вентиляции кусок, лампочку оставшуюся. Атмосфера уныния и пустоты.
В следующие корпуса я даже не пошел, судя по конструкции большая их часть — это емкости для зерна, в остальных помещениях пустота и разруха.
Еще заглянул в административное здание. Тут раньше располагалось начальство, бухгалтерия, отдел кадров, разные лаборатории.
В общем и целом, все в таком же плачевном состоянии. Разве что зона отдыха кое-как сохранилась, а раньше тут даже фонтан был.
На этом все, объект в очень плохом состоянии, но его масштабы и площади поражают!
Не забывайте смотреть видео, и подписываться на канал, там тоже много интересного.
Взято: ru-abandoned.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]