А я опять про котиков.
14.07.2017 533 0 0 guriny

А я опять про котиков.

---
0
В закладки
      Вчера приехали из Перми. Были мы там всего три дня. Сидели и больше смотрели в потолок. Хотя в двух музеях всё-таки побывали. Чего-то повидали. А что именно - это я выложу чуть позже. Сегодня пусть будет выставка "Образ кошки в искусстве".  Выставка эта тоже была в Перми, но она прошлогодняя. Кошек в искусстве мы смотрели одновременно с Пермской деревянной скульптурой. И с африканскими киноплакатами. Почему этих кошек я выкладываю только сейчас - я уж не знаю. Но хоть поздно, да выложу.
     И вот первый Васька-Муська. Бронзовый. Сидит на половичке, на невьянском сундучке, как сидело бесчисленное множество его живых собратьев по всей России. И умывается лапкой, гостей замывает. Кстати эта примета с умыванием лапкой хоть иногда, но работает. У кого-то из богатеньких тоже вот так кошка мылась - пришёл судебный пристав. С тех пор он собак полюбил.



     Постоянно сменяемые выставки в Пермской картинной галерее оформляют люди с хорошим чувством стиля. Для каждой выставки готовят заново весь антураж и даже роспись стен, что меня удивило.

Кошки всегда были признаком домашнего уюта. Именно такую уютную атмосферу и создали в залах пермские дизайнеры.



И мебель соответствующая. Как говорил кто-то, не особо любящий такую орбстановку "предельно уютный мещанский стиль".



И вдруг вот такая композиция, тоже сделанная местными дизайнерами, которую можно рассматривать как самостоятельное произведение искусства. Кошки уходят в небо.



      Портрет девочки с кошкой. К сожалению, ярлычки я фотографировал не все, поэтому ни  автора, ни времени создания картины не назову. Что девочка, что кошка какие-то немного суровые и недовольные. Сидеть неподвижно им трудно.



А когда за окном дождь, то только парящая в воздухе кошка хоть немного развеивает грусть художника. Посмотрите на эту кошку. Она как-будто приподнялась и парит в воздуже над подоконником вместе с бумагой. Здесь я ярлычок прочитал. Это Кустодиев.



    А это картина какого-то неизвестного фламандца-голландца из 17-го века. "Аллегория науки". Для нас наука - это какой-нибудь немного ненормальный академик в окружении странных ящиков, штативов и манипуляторов. А вокруг мониторы, таблицы, стопки бумаги. А для человека семнадцатого века наука - это вот кто. Женщина в окружении животных. В те времена науке был присущ некий эротизм, который потом довольно быстро улетучился. А где ж тут кошка? А вон, прямо у щеки "научной" женщины. Наука без котиков в те времена была невозможна, точно также, как в наши дни блогерство.



Ладно, от непонятных образов переходим к более близким. Пока спит наш Васька-кот, мыши водят хоровод. Или же это они кота хоронят? Нет, наверное, не хоронят. Слишком морды грустные. Если б хоронили, то были бы повеселее. Мыши стараются показать свою храбрость, но помнят, что кот может и проснуться.



    Похороны кота - излюбленный сюжет народных лубков. Почему? А кто ж его знает? Мечтали люди злого царя Петра Первого похоронить? Сюжет котопохорон был настолько популярен в народе, что пережил века. Та картинка, что ниже, была напечатана в 1879-м. Правда в те времена "мыши" уже за оружие взялись. И совсем неслучайно, что хоронят кота под красным флагом.



Текст под картинкой достоин того, чтобы его переписать.
    "Жил мурлыка, был мурлыка, кот сибирский, рост богатырский, сизая шкурка, усы как у турка. За длинный ус его уважали, за пенье мурлыкой прозвали. Мыши и крысы им любовалися, его шкуркой дивовалися, а нередко и в лапы к нему попадалися.
    Тут терпели они разные муки, а коту это было от скуки. Кот был задорный, для них неугомонный, по десятку глодал, а сыт не бывал, ими забавлялся и досыта наедался. Он очень мышек любил и десятки тысяч губил.
     Старая крыса сама в его лапах бывала и котовы проказы видала, кот с неё шкурку сдирал и под печку пускал сказать мышам и мышенятам, что кот их любит до страсти и не желает лучшей сласти.
      Вот и мыши своего праздничка дожидаются и уже смертью кота услаждаются. Он раз так постарался, что совсем обожрался. Конец ему настал, он навеки мёртв стал. Мыши песни поют, кота на дровнях везут. Был кот бешен, на краже помешан, за то и повешен. Радуйся, наше подполье".
     Не верите про подполье? Вот, смотрите.



    А вот картинка более раннего времени. Здесь мыши даже пронумерованы. У каждой своя функция на этом празднике жизни. Кстати на обеих картинках образ кота какой-то одновременно и очеловеченный, и демонический. Обратите внимание на хвост мёртвого кота. По хвосту всё видно об отношении народа к власти. Наверное, и в те далёкие годы была разрешённая оппозиция. И какой-нибудь царь, наверное думал. Вот я и помазанник божий, и любит меня народ, а на стенах у них вот что висит.



А вот первая карикатура на кототему, известная в России всем и каждому. В наших советских учебниках истории она была. Говорили, что это тоже карикатура на Петра.



   Я помню долго в детстве пытался прочесть, а что же тут написано."Кот казанской, а ум астраханской". А дальше непонятно. Хотя на том коте, что в учебнике, было написано ещё "разум сибирской". Здесь же написано "сусастерской". Что бы это значило? А дальше "славно жил, сладко ел, слапко бздел". Слапкобздун оказывается был исторический кот, он же первый император и самодержец.



Часы с кошками.





И кошки в интерьере. Кстати образ кошки очень многогранный. Мягкий зверёк, домашний любимец, живая игрушка и одновременно очень гордый зверь, безжалостный убийца, склонный к садизму. Играть с полузадушенной жертвой - это по нашим человеческим понятиям не что иное, как садизм.



Баба Зина и Муська. Единственная фотография среди экспонатов выставки. Единственная, зато до чего колоритная. Хотя может быть, совсем и не баба Зина, и не Муська. Снимок подписан "Шакшерская история", и сделал его Владимир Заровнянных.



Мини-кошка в огромной раме.



   Художники и кошка. Акварель известной советской художницы -"сказочницы" Татьяны Мавриной "За столом". 1947-й год. Бедный послевоенный быт, но с остатками некоей прежней роскоши. Немного чаю, немного хлеба, самогонки тоже немного. Беседа о преемственности традиций в прикладном искусстве. И ни молока, ни колбасы, что по выражению "лица" сидящей рядом кошки очень даже заметно.



Каменные котики.



Керамические.





Даже берестяные кошки есть. Надо взять на вооружение и делать таких же.



Кошка заштрихованная.



Посетители галереи.



Ещё художники и кошки. Эти непривычно торжественны.



Авангардный деревянный кот-глыба.



И городская интеллигентная кошка, которая относится ко всем с некоторым презреньем. Она умные книжки читает, а вы тут кто?



"Федорино горе". У Федоры - грязнушки ведь были коты. Коты вместе с Федорой негодуют. Посуда сбежала и мисочки кошачьи тоже.



А это что за кот учёный? Кто-нибудь может вспомнит, кто такой папа Мельников?



Городецкая роспись с котиком.



В общем, гигантское количество самых разнообразных кошек. Всех не покажешь, и обо всех не расскажешь. Все выполнены талантливо и со вкусом. Мы просто не могли не оставить восторженных отзывов.



А также нарисовать своего котейку среди многих и многих рисунков котиков в книге отзывов, которых нарисовали посетители раньше. Эти отзывы с рисунками - тоже как бы продолжение кошачьей выставки.



И единственная среди этого моря кошек картина, на которой почему-то кошек не было. Просто натюрморт. Хотя может быть, это картина-загадка. Ты не видишь тут кота, а он есть.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]