Почему не удалось построить «Дом за 100 дней»
14.07.2017 676 0 0 victorborisov

Почему не удалось построить «Дом за 100 дней»

---
0
В закладки

Как многие уже знают, проект строительства современного энергоэффективного загородного дома своими руками, который я анонсировал весной этого года, не состоялся. Планировалось, что мы вдвоём наглядно покажем, как надо строить дома с использованием самых современных технологий, и, самое главное — сделаем это за 100 рабочих дней! Но всего этого, к сожалению, не произошло.

По сети начали расползаться слухи и домыслы о том, почему проект не был реализован. Количество вопросов в личке увеличивается с каждым днём, и для того, чтобы исключить недопонимание и ошибочные выводы я хочу рассказать, что же произошло на самом деле и почему проект «Дом за 100 дней» не был реализован.

Рассказываю обо всём по порядку. Если у вас будут какие-то вопросы, обязательно задавайте их в комментариях.

В начала года Евгений обратился ко мне за консультацией по постройке современного и энергоэффективного загородного дома площадью 180 квадратных метров по проекту польской студии Zx103 для постоянного и комфортного проживания всей семьёй. Ранее я уже писал про этот проект, как пример очень грамотной работы архитектора, обратив внимание на то, что проект получился не только красивый, но и очень функциональный.

На консультации я дал ответы на многочисленные вопросы, которые возникают у тех, кто никогда раньше не касался строительства, высказал свои рекомендации, основанные на моём собственном опыте практической эксплуатации загородного дома, совместно мы проанализировали доступные технологии и материалы. После этого мы вместе съездили посмотреть мой собственный загородный дом. Также Евгения очень привлекла экономия на электрическом отоплении (при полном отстуствии газа), которой мне удалось добиться с помощью низкотемпературного канального кондиционера (менее 20 тысяч рублей в год) — он тоже хотел экономичный дом.

Его пожелания были следующими: каменный дом, обязательно один этаж, плоская кровля, электрическое отопление (газа нет и не будет), площадь 160-180 квадратных метров, участок площадью 20 соток, коммуникаций ещё нет, экономичное потребление энергии, ввод в эксплуатацию — конец 2017 года.

Евгений посетовал на то, что на рынке строительных услуг треш и ни одна из компаний, в которые он обращался, не могла ему предоставить нормальную детализированную смету с конкретными предложениями. В основном это были абстрактные сметы на несколько миллионов рублей за непонятный каркасный дом. Он же хотел настоящий капитальный дом, с прочными стенами и полами, категорически не рассматривая скрипящие каркасники с сомнительной звукоизоляцией. Поэтому он обратился ко мне, как человеку, который уже построил такой дом для себя и который готов делиться своими знаниями и опытом.

Оценив вводные данные я составил сначала предварительную, а далее и детализированную смету по строительным материалам исходя из озвученных вводных данных, по которой получалось, что для постройки дома с такими характеристиками требуются строительные материалы минимум на 5 миллионов рублей по текущим рыночным ценам. И это при том, что не учитывались чистовые отделочные материалы, мебель, бытовая техника, другие предметы интерьера, а также благоустройсто участка площадью 20 соток. Я сразу отметил, что это стоимость только строительных материалов, без учёта рабочей силы. Логично, что с учётом оплаты рабочей силы постройка такого дома обошлась бы более, чем в 10 миллионов рублей при самом наилучшем раскладе. И это было бы отличным вариантом с лучшим соотношением цена/качество на сегодняшний день.

Я согласился помочь с созданием проекта дома, взяв за основу оригинальный проект Zx103 и оптимизировав его под материалы и технологии, доступные в России. Это позволило бы сильно снизить издержки и сократить сроки строительства. Также я готов был заниматься закупками, логистикой и организацией рабочего процесса на стройплощадке. Но под вопросом оставалось то, где взять рабочих для строительства. Я строил дом своими руками и ни разу не нанимал рабочих (по большей части из-за того, что те технологии, которые надо использовать, требуют очень высокой квалификации исполнителей). А Евгений хотел сэкономить на оплате рабочей силы, т.к. имеющегося бюджета не хватало на оплату рабочей силы.

Он отметил, что ему лично крайне интересно поучаствовать в самом строительном процессе, чтобы получше в этом разобраться. В процессе наших обсуждений у меня появилась идея — сделать реалити-шоу «Дом за 100 дней», которым мы убьём двух зайцев: построим дом для Евгения (сэкономив на рабочей силе, стоимость которой составляла не менее 5 миллионов рублей), а заодно сделаем годный контент для блога и канала на Ютюб. К тому же, повторный анализ рынка предложений строителей показал, что найти исполнителей с высокой квалификацией практически невозможно (они есть, но стоят очень дорого и в нашем бюджете недоступны) — одно лишь упоминание кладки газобетонных блоков на пену вызывало у потенциальных исполнителей неподдельное изумление и они предлагали по старинке уложить блоки на клей, но это было бы дороже, дольше и «холоднее»). Идея строить своими руками Евгению понравилась и он подтвердил своё согласие принимать непосредственное участие в рабочем процессе.


Я не боюсь работать руками, а если речь идёт о современных технологиях, то готов был работать в первую очередь за идею. Деньги же для меня всегда являлись вторичной мотивацией (на первом месте стоит интерес, если его нет — заставить меня что-то делать непросто). В процессе обсуждения технической части проекта мы остановились на таких интересных решениях как: тёплые полы, гибридная система отопления (тепловой насос возду-вода и солнечные коллекторы), приточная вентиляция, а также максимальное использование механизации на всех этапах (штукатурить, например планировали с использованием штукатурной станции). Сами знаете, как мне интересны такие вещи. Поэтому мне не пришлось долго раздумывать на тем, хочу ли я этим заниматься.

Что касается финансовой части, то у меня были контакты со всеми ведущими производителями строительных материалов, которые остались ещё с того времени, когда я строил свой собственный дом несколько лет назад. Было очевидно, что проект вызовет интерес в сети (особенно реалити-шоу на Ютюб, где есть спрос на качественный контент про современные строительные технологии), а значит спонсоры позволят нам сэкономить на строительных материалах. С Евгением же мы договорились о том, что он оплатит мне то, что в течение 100 рабочих дней, 5 дней в неделю, 8 часов в день я буду находиться на стройплощадке, где буду не только работать руками, но и обеспечивать координацию рабочего процесса и отвечать за закупки.

Со спонсорами же был следующий расчёт: они предоставляют строительные материалы, технику и инструменты на специальных условиях, а гонорар мы делим с Евгением поровну. Планировалось привлечь спонсоров на весь необходимый объем строительных материалов, то есть на сумму почти в 5 миллионов рублей. Из которых Евгений бы получил ровно половину: то есть только на материалах он мог бы сэкономить 50% и получить дом, о котором мечтал буквально за полцены (в совокупности с тем, что на работе он бы сэкономил более 80% — согласитесь, очень заманчивое предложение). Также я предложил Евгению взять на себя вопрос переговоров с потенциальными спонсорами и тем самым получить еще больше материальной и денежной выгоды от этого проекта. Я же в этот момент занимался по большей части непосредственно самим проектом, разработкой плана производства работ и подготовкой строительной площадки. Объем работ был очень большой и требовалась серьёзная подготовка, ведь срок строительства был ограничен 100 рабочими днями.


Всё это происходило в течение двух весенних месяцев. Проект дома я делал исходя из озвученных требований и пожеланий. Это его будущий дом и следовательно ему в нём жить, поэтому я старался согласовать с владельцем дома каждый конструктивный элемент, предлагая несколько решений на выбор, с обоснованием плюсов и минусов каждого. На этом этапе уже началась экономия на конструктивных решениях, которой я по началу не придал значения. Из всех предложений выбиралось самое дешёвое. В итоге «оптимизация» проекта зашла так далеко, что под угрозой встал комфорт эксплуатации будущего дома.

Из проекта исчезло отопление тёплыми полами с помощью теплового насоса воздух-вода (было заменено на канальный кондиционер т.к. он гораздо дешевле и позволяет экономить во время эксплуатации), оконные блоки были максимально упрощены (глухие секции с верхними фрамугами — сразу экономим половину стоимости), площадь дома и гаража начала поэтапно сокращаться (гараж стал коротковат). Эти моменты резонно вызвали много критики в комментариях, а мне пришлось оправдывать их использование в данном проекте, что ошибочно было воспринято некоторыми так, как будто я навязываю своё мнение. Но это было не так.


Проект постепенно ужимался по бюджету, вместе с этим снижалась функциональность. Очевидно, что коридора шириной 1 метр маловато, но это напрямую связано с длиной балок перекрытия (ведь если балки сделать короче, то такой вариант получится дешевле). Ни о каких внешних элементах декора не было и речи: пергола над террасой и навес над входом были отложены на потом. Уже к моменту анонса реалити-шоу «Дом за 100 дней» из исходных 180 квадратных метров оригинального проекта Zx103 у нас осталось только 145.

Параллельно я помогал вести работы на участке и готовить его к началу работ по фундаменту (стартовать планировали после основательной подготовки). Экономия продолжилась и здесь, начиная от строительства дороги и заканчивая водоснабжением. Я с огромным трудом настоял уложить геотекстиль под дорогу (фактически поставил перед фактом: съездил, купил и привёз рулоны геотекстиля с оптового склада), но к сожалению, не смог дожать вопрос укладки геотекстиля под песчаную подушку дома (учитывая конкретные условия строительства, это было не критично и я не так сильно настаивал). Вместо первоначально запланированной скважины (на которую я провёл отбор исполнителей и предоставил на выбор два варианта оптимальных по стоимости и расположению), был выбран колодец по рекомендации какой-то бабушки с другого края деревни (при том, что у всех ближайших соседей скважины), т.к. он дешевле (70 тысяч рублей), чем скважина (ориентировочно 200 тысяч рублей). Экономия была на всём подряд, а я пытался сделать всё, что в моих силах, и постоянно корректировал проект, чтобы сэкономить еще чуть-чуть. Параллельно занимался вопросами закупки и логистики. Вместо бытовки я нашёл недорогой морской контейнер по ближайшему шоссе (чтобы не переплачивать за доставку), который после завершения строительства можно было снова продать, практически ничего не потеряв (продать бытовку будет затруднительно т.к. они быстро теряют товарный вид и становятся не ликвидны).


К сожалению, я слишком поздно понял, что у нас просто нет бюджета на реализацию такого проекта, но к этому моменту уже были проведены переговоры с ключевыми спонсорами и дело дошло до заключения договоров о сотрудничестве. Согласно этим договорам у нас были бы обязательства в виде нескольких десятков публикаций в течение этого строительного сезона. Но даже с учётом того, что половину строительных материалов Евгений получил бы от спонсоров, а все работы мы делали бы своими руками, у нас всё равно не было бюджета на оставшуюся часть. При этом дом требовалось построить за 100 дней (это ведь было главной фишкой самого шоу), что само по себе являлось трудной задачей. А построить большой капитальный дом за такой короткий срок без денег было невозможно в принципе.

В итоге, мы бы подписались под обязательствами перед спонсорами построить дом, а получили недострой. Примечательно, что неоднократно в процессе обсуждений я предлагал варианты уменьшения площади дома в 2 раза, что позволило бы вписаться в имеющийся бюджет в данной конкретной ситуации. Например, построить дом площадью 70-80 квадратных метров — это было бы ровно в 2 раза дешевле и легче. Но Евгения такой вариант не устраивал, а я не был готов связываться с заведомо бесперспективным проектом.

Поэтому он обратился в строительную фирму, в которой для начала переделали проект «как надо», с исправлением тех самых спорных моментов, которые я поэтапно оптимизировал из требований сэкономить. Разумеется, для любой строительной фирмы на первом месте стоит задача заработка и поэтому проект был «улучшен» для того, чтобы побольше на нём заработать. Именно поэтому в проекте от строительной фирмы появилась двухслойная газобетонная стена (утепление тонкой газобетонной стены D400 газобетоном низкой плотности D200), вместо толстой однослойной D400 — такое решение в первую очередь выгодно исполнителю, т.к. трудоёмкость такой кладки в 2 раза выше, а следовательно можно больше заработать. Для заказчика плюсов нет, т.к. переплата за материал и работу гораздо выше, чем мизерная экономия на счёте за отопление. Обратно в проект вернулись и тёплые полы (стоимость фундамента УШП под ключ составляет 8-10 тыс. рублей за квадратный метр). А работы на площадке строительная фирма планировала вести с помощью бригады очень низкой квалификации. После всех «улучшений», которые были сделаны, стоимость проекта возросла настолько, что...

В итоге проект капитального дома площадью 180 квадратных метров превратился в типовой модульный каркасный ДубльДом, площадью 65 квадратных метров. Лучше так, с возможностью заселиться уже в этом году, чем недострой на несколько лет вперёд.

Поэтому всегда трезво оценивайте свои возможности. Капитальное строительство из газобетона — это дорогое удовольствие, даже если вы все работы будете делать своими руками. О том, сколько реально стоит построить современный энергоэффективный дом из газобетона своими руками я уже недавно писал.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]