Запрет Литвой белорусского транзита будет иметь серьезные последствия для всего мира
09.02.2022 14 055 0 +369 vagenleitner

Запрет Литвой белорусского транзита будет иметь серьезные последствия для всего мира

---
+369
В закладки
Запрет Литвой белорусского транзита будет иметь серьезные последствия для всего мира удобрений, через, транзит, калийных, очень, экспорта, выручки, проблема, Минску, нефтепродуктов, страны, Вильнюс, Литву, последствия, Литвы, приведет, продукции, рынка, удобрения, территорию

Запрет Литвой белорусского транзита будет иметь серьезные последствия для всего мира удобрений, через, транзит, калийных, очень, экспорта, выручки, проблема, Минску, нефтепродуктов, страны, Вильнюс, Литву, последствия, Литвы, приведет, продукции, рынка, удобрения, территорию

Неделю назад Вильнюс объявил Минску настоящую санкционную войну и устроил транспортную блокаду. Во исполнение западных санкций против системообразующего предприятия «Беларуськалий» транзит удобрений через литовские железные дороги и порты теперь ему закрыт. Эти, казалось бы, местечковые разборки между двумя не самыми значимыми государствами будут иметь очень серьезные последствия для всего мира. «Беларуськалий» пока что контролирует порядка 20% мирового рынка калийных удобрений. Вклад этого предприятия в ВВП страны составляет не менее 4%. Удобрения, перепродажа российской нефти и экспорт белорусских нефтепродуктов – вот три кита, на которых стоит бюджет Республики Беларусь, вернее, ее валютной выручки. Если нефть и продукты ее переработки традиционно шли в соседние страны Европейского союза, то калийные удобрения, к тому же продаваемые Минском с приличной скидкой, востребованы по всему миру. Главная проблема Белоруссии заключается в отсутствии собственного выхода к морю. С советских времен и до наших дней экспорт ее продукции был завязан на транзит через соседнюю Литву. До трети выручки порта Клайпеды приходилось на перевалку калийных и иных удобрений, а также продукции белорусской нефтянки. Ранее Москва неоднократно предлагала Минску диверсифицировать риски за счет использования российских портов на Балтике. «Батька» же на словах соглашался, а на деле ловко уклонялся от углубления экономического сотрудничества с Россией. Официальная версия состоит в том, что через нашу страну логистическое плечо становится длиннее, а также нет необходимых портовых мощностей. Неофициальная намекает на то, что в Минске были не заинтересованы в том, чтобы пытливые российские таможенники увидели всю номенклатуру белорусского экспорта и его истинные объемы. Данная «многовекторная» политика уже дала свои негативные результаты. Сперва проблемы наметились по транзиту через Прибалтику нефтепродуктов, что все же вынудило белорусское руководство перевести изрядную долю экспорта в наши порты. Теперь «длинная рука» Запада добралась и до калийных удобрений. С 1 февраля официальный Вильнюс запретил транзит белорусских удобрений через свою территорию. Представитель железнодорожного ведомства Литвы Лаура Габрилавичюте заявила по этому поводу следующее: Последние составы с удобрениями въехали в Литву в понедельник. Во вторник транзит по решению правительства был прекращен. Это откровенно политическое решение маленькой прибалтийской страны будет иметь очень далеко идущие последствия. Во-первых, Минск тотчас попытался найти альтернативный маршрут через Украину, но в этом не преуспел. Собственники терминалов в украинских портах сперва изъявляли желание, но потом оно быстро улетучивалось, что прямо подтвердил президент Лукашенко: Сейчас проблема возникла с белорусским хлоркалием. И не потому, что это калийные удобрения, а потому что это 11-12 миллионов тонн. Это огромная масса, которую надо переместить. В этом проблема. Украинцы предложили, мы согласились. Сегодня, вроде бы, заявили о том, что нет – в Одессе мы не будем грузить. То есть, их остановили тоже. Явно очень обидевшись и на Вильнюс, и на Киев, Александр Григорьевич с 7 февраля ввел запрет на транзит уже через свою территорию химических и минеральных калийных удобрений, а самое главное – нефтепродуктов из Литвы на Украину. Это очень серьезно для Незалежной, поскольку доля литовской солярки на ее рынке составляет 9%, бензина – 11%. То есть, накануне гипотетической войны с Россией десятая часть моторного топлива для нужд ВСУ и украинской экономики пропала. Во-вторых, окончательно лишившись иных альтернатив, Минску придется полностью «лечь» в вопросе транзита и экспорта под Москву. Деваться от России Беларуси уже особо некуда, что, несомненно, будет способствовать дальнейшей экономической и политической интеграции двух стран в рамках Союзного государства. В-третьих, неготовность российских портов разом принять столь крупные объемы белорусского транзита объективно приведет к падению объемов экспорта, а значит, и валютной выручки. Если бы в Минске своевременно прислушались к Кремлю, то таких масштабов проблемы у него бы не было. Но это будут не только местные белорусско-литовские взаимные трудности. Выпадение с рынка значительных объемов калийных удобрений незамедлительно приведет к образованию дефицита и росту цен. Канадская компания Nutrien, конкурент «Беларуськалия», уже заявила об увеличении отпускной цены на свою продукцию. Следом за ней подтянутся и другие, в том числе, наш «Уралкалий». Конечно, за них можно было бы порадоваться, но не стоит спешить. Удорожание удобрений автоматически повлечет за собой и рост цен на продовольствие во всем мире. На фоне дорогих энергоносителей это может привести к дестабилизации ситуации во многих странах Третьего мира. Напомним, «Арабской весне» в свое время предшествовало значительное повышение цен на продукты питания. Такой вот «эффект домино» получается. Все из-за какой-то там Литвы.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]