"Мы живем в эпоху, когда, если тебе есть что скрывать, — самое время об этом рассказать". Интервью с продюсером Алексеем Боковым
28.12.2021 10 602 0 +416 макс

"Мы живем в эпоху, когда, если тебе есть что скрывать, — самое время об этом рассказать". Интервью с продюсером Алексеем Боковым

---
+416
В закладки


Алексей Боков — продюсер, который попробовал все. В его "портфолио" — образование, современное искусство, балет и документальное кино. Часть проектов Алексей переводит в онлайн-формат и не боится инноваций: "Метавселенная — это всего лишь данность, в которой нужно научиться жить". Но в интервью Анне Николаевой он признался, что справляться с меняющимся миром ему помогает религия. А главная любовь его жизни — дочь.

Пока мы пьем кофе, в новостях вполне себе звонко расходится новость о том, что Даррен Аронофски возглавит жюри Patriki Film Festival, основателем которого ты являешься. Рассказывай: кто договаривался?

(Смеется.) Да мы с Мариной (Жигаловой-Озкан. — Прим. ред.) и договаривались.

Очень интересно узнать: почему крутому парню из Голливуда с "Черным лебедем" в кармане вдруг стали интересны ребята из России, которые начинали фестиваль вообще на коленке делать, как очень локальную историю для своих?

Patriki Film Festival продюсер Алексей Боков основал в 2018 году как городской фестиваль без конкурсной программы. Кинопоказы проходили на Патриарших прудах, а кроме показа фильмов и сериалов здесь устраивали дискуссии и лекции известных режиссеров, актеров и представителей индустрии кино. В 2020 году присоединилась Марина Жигалова-Озкан. Вместе с Алексеем и медиахолдингом Independent Media они впервые провели Patriki Film Festival онлайн. Фестиваль собрал более 300 000 зрителей. Четвертый Patriki Film Festival пройдет в Москве летом 2022 года и обещает стать первым международным онлайн-кинофестивалем в России с конкурсной программой. Жюри возглавит американский кинорежиссер Даррен Аронофски. А ключевым партнером станет российский видеосервис START.

Такие истории не бывают исключительно про деньги или хорошие отношения. Это всегда манифестация образа мысли. И вот в этом мы совпали. Кроме Аронофски мы ведем переговоры с другими режиссерами, европейскими, зовем их в жюри. И мы видим отклик. Им нравится идея искать новых авторов в интернете. Более того, мы вообще сейчас размышляем о том, что интернет может стать основной площадкой фестиваля. Онлайн-формат дает гораздо больше свободы, снимает ограничения. Южная Америка, Африка, Азия сегодня очень недооценены, "недосмотрены" на фестивалях. Там очень много талантливых авторов, которым тяжело пробиться через фестивальные ограничения — особенно в авторском кино и мультипликации. Вот мы хотим отменить эти ограничения. Кому-то идея  кажется безумной. Но мы с Мариной решили попробовать.

Я всегда, наблюдая за тобой, понимала, что ты "демон в обличьях разных". Я не знаю другого такого человека, который одновременно занимался бы кино, театром, балетом, совриском, образованием и далее, и далее. Вот как устроена твоя "продюсерская корзина"? Какие проекты ты любишь, какие приносят деньги?

На сегодняшний день деньги приносит все. Например, 14 лет назад я запустил Школу событийного продюсирования и, признаться, рассматривал ее вообще исключительно как кадровый запас. И вдруг пять лет назад дополнительное образование становится супертрендом. И сейчас это действительно прибыльный проект. Помимо моего ежегодного образовательного курса, достаточно много корпоративных обращений относительно образовательных модулей для них — по маркетингу, бизнес-продюсированию и т. д. Чтобы было понятно на примере. Приходит вице-президент крупнейшей страховой компании и говорит: "А я геймерские стартапы хочу продюсировать. Научите".

Если говорить про любимые проекты, то я стараюсь не делить. Но юлить не буду. Я обожаю заниматься документальным кино! В этом году была премьера документального сериала о российском экономическом кризисе — 2008 "Крепость. История российского кризиса" на сервисе START, получили "ТЭФИ-Мультимедиа" в номинации "Документальный фильм (диджитал-СМИ)". У меня в запуске сейчас четыре документальных проекта. Ну про один из них уже многие написали — это "Архитектор. Трудно быть богом", режиссерский дебют Антона Долина об Алексее Германе — старшем. Еще одна история — 5-серийный док мейнстримного плана, который я запускаю в феврале. Но пока говорить не буду.

Нет уж, рассказывай.

Если совсем коротко, то проект называется "Лига первых", это 30 лет в истории, про людей, которые создавали разные значимые явления современной России. В этом проекте я еще принимаю участие в написании сценария наряду с другими авторами.

О каких проектах жалеешь?

Сожаление — не мой конек. Но вот одну вещь могу важную сказать. Нельзя заниматься непрофильным бизнесом, даже если он тебе очень нравится. Вот у меня была прекрасная пекарня "Мишель", очень клевая. Она закрылась. И я так счастлив! Это отнимало столько времени. Я просто понял: если не хочешь быть ресторатором по жизни — беги бегом прочь. А учитывая мой эмоциональный подход к делу, и подавно.

Есть сфера, куда ты еще не ворвался, но хотел бы?

Есть сферы, в которые я точно никогда не пойду.

Например?

Шоу-бизнес. Вот это абсолютно не мое.

О репутации беспокоишься?

Нет, я очень хорошо отношусь ко многим исполнителям. Слежу за ними. Но история музыкальной индустрии совсем чужая для меня. Другое дело — современные художники. Я продюсирую некоторых молодых, есть потрясающе талантливые ребята. Также мы сейчас с Айдан Салаховой работаем над проектом в области NFT. Это очень интересное для меня начинание, речь идет о создании серии NFT-токенов. Современное искусство не может без технологии и инноваций, и мне нравится это пересечение.

Новый мир метавселенной и "черного зеркала" тебя не пугает?

А это же данность. С ней невозможно бороться, только принять. Стив Джобс придумал коробочку, которая перевернула нашу жизнь. Марк Цукерберг дал нам сетевого паучка, который изменил социум. И что обсуждать, если это уже случилось. Меня данности не пугают. Бороться с ними я не вижу смысла. Но если меня что-то смущает — могу ставить фильтры. Можно самому ограничивать свое присутствие в соцсетях или предложить дочери что-то не менее интересное, чем мультик на IPad — пойти на выставку, вместе порисовать.

Какая часть жизни сохранится в офлайне?

Да все останется в офлайне! Театр, кино, музеи. Ну это же круто — вместе сходить в кино или показать дочери выставку. Мы ходим с ней в музей раз в неделю — и это всегда восторг! Экспозиции Пушкинского, Третьяковки — это же просто ренессанс музейного похода сегодня.



Ты в бизнесе лет 20, да?

Больше.

Ты можешь коротко и безжалостно объяснить, какой была трансформация "подвижной" части общества (ненавижу слово "элита")? Вот прямо по пунктам: нулевые, десятые, двадцатые.

Эволюция привилегированной части общества — безумно интересная история. В ней много пластов. Самое очевидное — тренд на развитие, на знание, ценность экспертизы. Блондинка в шоколаде превращается в журналиста, исследующего острые социальные темы. Парни из 90-х, сорвавшие куш, те самые, которые широко гуляли в 2000-х. (Поет.) Party Like a Russian… Помнишь же эту песню Робби Уильямса. А кто они сейчас? Интеллектуалы, меценаты. Никогда не забуду Art Basel Miami 2003. Это ощущение, когда ты гордишься страной. И это уже не только русские художники, но и настоящие коллекционеры. Есть такой герой списка Forbes, который не женится…

Михаил Прохоров.

Я не произносил это имя. Ты сказала (смеется). Такие парни ночь напролет проводили в новых клубах, окруженные десятками красивых девушек. А потом — бум. И мы видим фонд, издательство, благотворительность.

Из ночного клуба прямиком в скрепы. Интеллектуальные. Кого из нас еще коснулись эти перемены?

Важная история про средний класс, который оформился в России. И это не безликая масса с определенным уровнем дохода. Это известные люди, уважаемые и интересные: журналисты, общественные деятели, предприниматели. И они уже не являются обслуживающим классом. Они настроены где-то протестно, но в любом случае прогрессивно. Они видели мир. Им есть с чем сравнивать. И, кстати, посмотри, как изменилась Москва. Объективно один из лучших городов мира, комфортный, красивый…

Погоди, погоди. У Сергея Семеновича выборы только в 2023 году. Ты торопишься с ласковым словом.

Так я потому и тороплюсь, чтобы потом не обвиняли в политической ангажированности (смеется).

Давай я тогда капну слезинку в твой бочонок с медом. Москва действительно довольно удобный город, и это прекрасно. Но мы не можем с тобой не замечать, что в целом атмосфера в стране не самая радужная. Жесткая консервативная повестка, вечные геополитические драмы, враги снаружи и внутри...

Обратная сторона медали. Это все грани одной реальности, в которой мы живем, тоже своего рода данность.

Как ты относишься к "новой этике"? Сложно перестраиваться?

Это новое время, безусловно. Diversity world. Это стало важно людям, и с этим невозможно не считаться. И не важно, нравятся ли тебе феминитивы, понимаешь ли ты, что значит небинарный гендер, — с этим нужно считаться.

И все бы замечательно. Но не напоминает ли новый чудесный мир банальную охоту на ведьм?

Напоминает. И это тоже процесс. Все же почувствовали, как быстро работает интернет, мультиплицируя информацию до того момента, пока не выяснится, правда это или нет. Хорошие новости в том, что это закончится. Когда станет понятно, что вот двадцать, тридцать одинаковых историй, и видно, где была правда, а где вранье. Люди перестанут верить на лету, более критически будут относиться к информации.

У интернета есть и еще одно свойство: он все помнит, в том числе те фрагменты биографий, о которых порой хочется забыть.

О да. Сегодня фотография с бокалом шампанского может испортить карьеру. Плюс высокая скорость реакции. Раньше селебрити могли создавать любую видимость жизни. Но сейчас век искренности. Законы полностью поменялись. И если тебе есть что скрывать, то самое время об этом рассказать.

История про тебя. Летом я шла по Большой Никитской, а навстречу ты. Я хотела поздороваться, но ты был так глубоко погружен в себя, что я просто прошла мимо. Меня тогда вот что поразило. Ты был очень озадачен чем-то, но шел с абсолютно ровной спиной и светски улыбался. Удивительное владение собой, подумала я тогда. Тебе это легко дается?

Нет, мне это не легко дается. У меня выработались за годы какие-то алгоритмы, когда я просто ухожу в себя, отключаю телефон. За девять лет воспитания ребенка я совсем не оставил времени на себя. Все свободное время я отдаю Ангелу (дочь Алексея зовут Ангелина. — Прим. ред.). А этим летом, когда ты меня увидела, был просто перегруз. Пандемия добавила: сначала заболела мама Ангела, потом свалилась моя мама. А у меня новые проекты, и я остаюсь с Ангелом совсем один. И хотя у меня в то время уже была прививка, я с ужасом думал, что и сам могу свалиться. Такой был период. Что касается профессионального выгорания, то я просто не позволяю себе. Переключаюсь, спорт каждый день. Если совсем перегрузка — уезжаю, доводить до выгорания нельзя.

Ты знаешь, что в узких кругах ты известен как человек, который умеет дружить абсолютно со всеми? Как так получилось?

Очень просто. Я назвал бы это не дружбой, а профессиональной коммуникабельностью. Но если копнуть глубже, то я просто не злой человек. Ну не интересно мне говорить о людях плохо.

Ну это не значит, что ты не злой. Это значит, что ты умный.

Я же вообще верующий человек…

Православный?

Да.

Я не знала. Это история, которая началась еще в детстве?

Верующим я был всегда, но, наверное, не мог найти по-настоящему близких мне людей в церкви. Сегодня есть несколько близких мне батюшек и владыка, с которыми важно быть на связи. Например, это отец Дмитрий (настоятель храма Святителя Николая на Трех Горах. — Прим. ред.) Он про настоящесть и искренность, революционер в сознании многих сомневающихся.

Для тебя важно, чтобы Ангелина наследовала религиозную историю?

Это же нельзя унаследовать. Мы с детства ходим на службу, причащаемся, учу ее искреннему раскаянию, мы много беседуем. Но она вырастет и сама решит про место религии в ее жизни.

Для тебя религия — это опора?

Религия — это сила. А почва под ногами и опора — это моя любовь к семье. Знаешь, у меня же было много возможностей уехать. Но я не знаю, как жить в другом краю без родителей, сестер и братьев. Вот меня спрашивают сейчас все: а ты где на Новый год? Как где?! Я с семьей! Нас пара десятков родных, семьи. И это такая традиция. После смерти отца она не прерывается.

Ты знаешь, какое слово подтягивает поисковик, если забить в гугле твое имя?

Понятия не имею.

Это слово "жена".

Неужели это кому-то может быть интересно?

Мне интересно.

Тогда рассказываю. Я не женат и не собираюсь. Но с Машей, мамой Ангелины, мы потрясающие друзья.

Но не живете в браке?

Мы не живем в браке, это не соответствует заповедям, но мне кажется, с позиции честности важнее быть друзьями и хорошими родителями, чем придумывать что-то.

То есть это история не про суррогатное материнство?

Нет, нет. Мы дружили больше 13 лет до рождения Ангелины, в какой-то момент была легкая влюбленность. Но главное, конечно, это осознанный шаг к материнству и отцовству, который мы сделали. Мы увидели друг в друге прежде всего близких друзей и потрясающих родителей.

Рождение дочери тебя сильно изменило?

Прежде всего сильно изменился мой образ жизни. Я очень утренний человек и люблю ложиться спать рано. Мои друзья никогда не верили в это. То вечеринки, то рестораны. И вот с рождением Ангелины я получил законную возможность отправляться спать в 9.30 вечера!


Алексей Боков с дочерью

Каких перемен ты хотел бы в новом году? В стране, в мире?

Мне очень хотелось бы, чтобы градус агрессии стал ниже. Чтобы здоровы все были. Ну а в остальном, мне кажется, мыслящие люди могут не останавливаться, не бояться чего-то нового. Двигаться вперед.

Движение — сила?

Радуйся, но не будь доволен. Люблю эту фразу. Довольство — это когда мы останавливаемся. Но и просто бездумно двигаться в темноте не нужно. Прежде чем что-то делать — подумай, разберись чуть-чуть. Чтобы двигаться, нужно знать, куда идти, иметь навыки, профессию. И важно быть открытым новому. И не бояться.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]