Улица одного олигарха.
---
На днях мы были в гостях у Александра Жданова. Александр Жданов известный в нашем городе краевед, автор многих исследований об архитектуре и истории города Новоуральска. Самое главное его произведение на сегодняшний день - это "Атлас Новоуральска", где очень полно описывается весь наш город. Побеседовать-то мы с ним хотели прежде всего об истории памятников посёлка Верх-Невинский, но разговор коснулся многих тем.
Постараюсь припомнить всё. А если не вспомню, вернусь к этим темам потом.
И первой же темой стал как ни странно плагиат.
-Мой атлас выложили в Интернете под другой фамилией.
Выложили сразу на двух сайтах, не буду уж упоминать, на каких. Это ведь жутко обидно для автора, когда кто-нибудь присвоит его труд. У меня тоже бывало, что написанное мной выкладывали на других ресурсах без указания, у кого и откуда взято. Но чтоб под чужой фамилией... Такого со мною не случалось.
-И вот, все мои друзья и знакомые провели "атаку" на плагиаторов.
Они несколько раз писали в комментариях под этим текстом, кто его истинный автор. И помогло. С обоих сайтов текст убрали.
-А как ты стал заниматься краеведением? С чего начал? - спросила Аля.
-Ещё в школе. Я входил в состав школьного музея.
А потом в техникуме за проектную деятельность освобождали от экзаменов. Так в студенческие годы родилась первая исследовательская работа "Атомный проект в названиях улиц Новоуральска". За материалами и помощью Александр обратился к Т.М.Ширяевой. И первая же работа принесла результат. На конкурсе проектов в Екатеринбурге работа заняла первое место. Так и пошло.
А эти звери живут у Ждановых дома. Морские свинки. Чёрный самец и пёстрая самка. Очень ласковые зверьки, может быть, даже лучше кошек. Во всяком случае не кусаются и не царапаются.
Кстати стало известно, что УГМК планирует заняться краеведческими проектами. Создать внутри компании некую краеведческую структуру. Интерес крупного бизнеса к краеведению не может не радовать. Может быть, и на наш Верх-Нейвинск обратят внимание. Ведь Верх-Нейвинскимй завод тоже относится к УГМК.
А это первая страница атласа с рецензией главного архитектора города В.Ю. Белоусова.
Архитектурой города "Н" занимался институт ГСПИ-11 из Ленинграда. Теперь он называется ВНИПИЭТ. Инженеры и архитекторы этого института разрабатывали проекты как промышленных, так и жилых зданий и учреждений закрытых городов. Поэтому единый стиль присутствует в архитектуре и цехов ядерного комбината, и городских зданий. Этот же институт проектировал и родной Зил, корпуса автозавода УАМЗ.
Раньше я думал, что это просто "так совпало", что автозавод проектировали ленинградские архитекторы, как и весь город. Оказалось, что это было задумано специально. Институт "энергетических технологий" работал на атомный проект, поэтому проектирование зданий УАМЗа поручили ему, чтобы не приглашать в закрытый город архитекторов со стороны.
Кстати, если уж речь зашла об архитектуре, то Александр усомнился в том, что наш Дворец культуры тоже был построен по проекту Барташевича, как и Нейво-Рудянский, а также великое множество типовых клубов и Дворцов культуры по всему СССР. А подтвердить или же опровергнуть этот тезис пока нечем. Ибо материалов по архитектуре города у нас в свободном доступе нет в отличие от других закрытых городов. Почему уж именно в Нвоуральске блюдут какую-то архитектурную"тайну", а в других подобных городах никакой тайны нет - этого уж я не знаю. Но факт остаётся. И если Александр хотел узнать что-нибудь о каком-то архитектурном проекте, то проще было написать в какой-нибудь другой закрытый город, где есть здание, построенное по тому же проекту, чем обращаться к родным новоуральским специалистам.
Кстати в настоящее время Александр заинтересовался личностью А.Л.Кизимы. Александр Леонтьевич Кизима был одним из первых директоров ядерного комбината, а может, и самым первым. Он руководил предприятием недолго, но успел сделать многое. Широкому кругу новоуральцев он известен разве что тем, что в его время (1948-1949-й годы) из Шуралы в Верх-Нейвинск ходил специальный поезд, который люди так и называли "Кизима" по фамилии директора. Поезд ходил три раза в день и состоял из паровоза и трёх вагончиков. В промежутках между поездками состав отстаивался на путях напротив водной станции, напротив лодочных причалов и бассейна-"лягушатника".
Возил он рабочих, которые работали на строительстве комбината или в уже построенных цехах, а жили в соседних посёлках, куда и добирались на поезде. В самом городе и в посёлке верх-Нейвинске мест для такого огромного количества рабочих просто не хватало.
Александр списался с дочерью Кизимы. Она довольно известный писатель, жэивёт в Петербурге и пишет на темы садоводства. И скоро Александр поедет в Питер, чтобы встретиться с дочерью легендарного директора лично и добавить ещё одну интересную страницу в историю нашего города.
Страничка с описанием могилы братьев Евдокимовых у памятника Железному шару.
И тут у меня возник вопрос. При исполнении каких именно служебных обязанностей погиб В.В. Евдокимов в начале тридцатых? И как его вообще звали?
А знаете, какой памятник Новоуральска самый странный и практически никому не известный? Я тоже об этом узнал лишь от Александра. Памятник этот сделан из множества таких вот керамических крышечек. Наверняка таволожская керамика.
Стоит он в промзоне на улице Походной и поставили его солдаты и офицеры стройбата в то время, когда стройбат в нашем городе ещё существовал. Вот такой памятник-фонтан. Надо бы сходить к монументу, посмотреть, как ему живётся во время всеобщего запустения. Но страшно. Именно там "самые псы".
Одно из исследований Жданова как раз посвящено истории воинских частей города Новоуральска. Всех, сколько их тут было за всю историю города. А список этих самых воинских частей растянулся почти на страницу. Номера их менялись, но структура оставалась неизменной многие годы. Воинские части нашего города состояли из Внутренних войск, охранявших комбинат, войск ПВО, охранявших небо над городом и военных строителей, строивших объекты как на ядерном комбинате, так и в городе. Последних стройбатовцев помню даже я. Они работали у нас на Домостроительном заводе.
Очень любопытны архивные поиски Александра по поводу монументов, которые могли бы украсить наш город, да так и не украсили. Остались нереализованными. Самый известный из них - это "Поверженные Коммунисты". Его история началась в 1987-м году. Планировали построить монумент силами всех трёх главных городских предприятий - УЭХК, УАМЗа и СУС. И ещё среди творцов памятника встречается такая организация как ЛСЛК. Что скрывается за этой аббревиатурой -нам неизвестно.
А вот перед Дворцом Пионеров должен был стоять памятник Павлику Морозову. Этот монумент датируется 1989-м годом. Был сделан проект, отлита небольшая модель. Взглянуть бы на её фото. Исполнителем этого памятника назван СТПК ХФ. Вероятно свердловский творческо-производственный комбинат Художественного фонда. Сегодня перед Дворцом Пионеров стоит памятник Морякам-подводникам.
Бажовской теме посвящалось целых две нереализованных скульптуры в Новоуральске. "Каменный цветок" и бюст Бажова. Когда хотели расширить и "удлиннить" городской парк аттракционов, то ему планировали присвоить имя Бажова. Ну, и памятник поставить заодно. Переход к рыночной экономике поставил крест на этих планах.
Ещё в городе должна была появиться композиция на тему природы на углу улиц Чурина и Мичурина. Там стоит большое круглое гранитное основание. Я всё думал, для чего же оно. Когда-нибудь выложу его фото.
Легенда насчёт подземного Сталина кстати частично подтвердилась архивными документами. Статую Сталина действительно привозили в наш город.
А ещё трубы от старинной водонапорной башни, в паре с которой работала круглая каменная будка на станции Верх-Нейвинск тянулись прямо на ядерный комбинат к цеху 70. То есть, это старинное сооружение тоже приспособили для нужд атомного проекта. В архивах встречается упоминание и об этом. Трубы кстати тянулись под самой железной дорогой.
А как же "улица одного олигарха"? Есть, есть в городе Новоуральске и такая. Это одна из самых новых городских улиц, застроенная "новым частным сектором". То ли Энтузиастов, то ли Нагорная. По преданию все дома на этой улице принадлежат одному человеку.
Домик же в "старом частном секторе", построенном в сталинское время, какой-нибудь инженер или квалифицированный рабочий, работавший в то время на атомный проект, мог купить на две месячных зарплаты.
То ли зарплаты у них тогда были очень высокими, то ли домики стоили дёшево. Но их не раздавали людям даром, люди покупали их за свои деньги.
Вот вроде и всё. О чём не упомянул в этом посте, напишу в следующий раз.
Постараюсь припомнить всё. А если не вспомню, вернусь к этим темам потом.
И первой же темой стал как ни странно плагиат.
-Мой атлас выложили в Интернете под другой фамилией.
Выложили сразу на двух сайтах, не буду уж упоминать, на каких. Это ведь жутко обидно для автора, когда кто-нибудь присвоит его труд. У меня тоже бывало, что написанное мной выкладывали на других ресурсах без указания, у кого и откуда взято. Но чтоб под чужой фамилией... Такого со мною не случалось.
-И вот, все мои друзья и знакомые провели "атаку" на плагиаторов.
Они несколько раз писали в комментариях под этим текстом, кто его истинный автор. И помогло. С обоих сайтов текст убрали.
-А как ты стал заниматься краеведением? С чего начал? - спросила Аля.
-Ещё в школе. Я входил в состав школьного музея.
А потом в техникуме за проектную деятельность освобождали от экзаменов. Так в студенческие годы родилась первая исследовательская работа "Атомный проект в названиях улиц Новоуральска". За материалами и помощью Александр обратился к Т.М.Ширяевой. И первая же работа принесла результат. На конкурсе проектов в Екатеринбурге работа заняла первое место. Так и пошло.
А эти звери живут у Ждановых дома. Морские свинки. Чёрный самец и пёстрая самка. Очень ласковые зверьки, может быть, даже лучше кошек. Во всяком случае не кусаются и не царапаются.
Кстати стало известно, что УГМК планирует заняться краеведческими проектами. Создать внутри компании некую краеведческую структуру. Интерес крупного бизнеса к краеведению не может не радовать. Может быть, и на наш Верх-Нейвинск обратят внимание. Ведь Верх-Нейвинскимй завод тоже относится к УГМК.
А это первая страница атласа с рецензией главного архитектора города В.Ю. Белоусова.
Архитектурой города "Н" занимался институт ГСПИ-11 из Ленинграда. Теперь он называется ВНИПИЭТ. Инженеры и архитекторы этого института разрабатывали проекты как промышленных, так и жилых зданий и учреждений закрытых городов. Поэтому единый стиль присутствует в архитектуре и цехов ядерного комбината, и городских зданий. Этот же институт проектировал и родной Зил, корпуса автозавода УАМЗ.
Раньше я думал, что это просто "так совпало", что автозавод проектировали ленинградские архитекторы, как и весь город. Оказалось, что это было задумано специально. Институт "энергетических технологий" работал на атомный проект, поэтому проектирование зданий УАМЗа поручили ему, чтобы не приглашать в закрытый город архитекторов со стороны.
Кстати, если уж речь зашла об архитектуре, то Александр усомнился в том, что наш Дворец культуры тоже был построен по проекту Барташевича, как и Нейво-Рудянский, а также великое множество типовых клубов и Дворцов культуры по всему СССР. А подтвердить или же опровергнуть этот тезис пока нечем. Ибо материалов по архитектуре города у нас в свободном доступе нет в отличие от других закрытых городов. Почему уж именно в Нвоуральске блюдут какую-то архитектурную"тайну", а в других подобных городах никакой тайны нет - этого уж я не знаю. Но факт остаётся. И если Александр хотел узнать что-нибудь о каком-то архитектурном проекте, то проще было написать в какой-нибудь другой закрытый город, где есть здание, построенное по тому же проекту, чем обращаться к родным новоуральским специалистам.
Кстати в настоящее время Александр заинтересовался личностью А.Л.Кизимы. Александр Леонтьевич Кизима был одним из первых директоров ядерного комбината, а может, и самым первым. Он руководил предприятием недолго, но успел сделать многое. Широкому кругу новоуральцев он известен разве что тем, что в его время (1948-1949-й годы) из Шуралы в Верх-Нейвинск ходил специальный поезд, который люди так и называли "Кизима" по фамилии директора. Поезд ходил три раза в день и состоял из паровоза и трёх вагончиков. В промежутках между поездками состав отстаивался на путях напротив водной станции, напротив лодочных причалов и бассейна-"лягушатника".
Возил он рабочих, которые работали на строительстве комбината или в уже построенных цехах, а жили в соседних посёлках, куда и добирались на поезде. В самом городе и в посёлке верх-Нейвинске мест для такого огромного количества рабочих просто не хватало.
Александр списался с дочерью Кизимы. Она довольно известный писатель, жэивёт в Петербурге и пишет на темы садоводства. И скоро Александр поедет в Питер, чтобы встретиться с дочерью легендарного директора лично и добавить ещё одну интересную страницу в историю нашего города.
Страничка с описанием могилы братьев Евдокимовых у памятника Железному шару.
И тут у меня возник вопрос. При исполнении каких именно служебных обязанностей погиб В.В. Евдокимов в начале тридцатых? И как его вообще звали?
А знаете, какой памятник Новоуральска самый странный и практически никому не известный? Я тоже об этом узнал лишь от Александра. Памятник этот сделан из множества таких вот керамических крышечек. Наверняка таволожская керамика.
Стоит он в промзоне на улице Походной и поставили его солдаты и офицеры стройбата в то время, когда стройбат в нашем городе ещё существовал. Вот такой памятник-фонтан. Надо бы сходить к монументу, посмотреть, как ему живётся во время всеобщего запустения. Но страшно. Именно там "самые псы".
Одно из исследований Жданова как раз посвящено истории воинских частей города Новоуральска. Всех, сколько их тут было за всю историю города. А список этих самых воинских частей растянулся почти на страницу. Номера их менялись, но структура оставалась неизменной многие годы. Воинские части нашего города состояли из Внутренних войск, охранявших комбинат, войск ПВО, охранявших небо над городом и военных строителей, строивших объекты как на ядерном комбинате, так и в городе. Последних стройбатовцев помню даже я. Они работали у нас на Домостроительном заводе.
Очень любопытны архивные поиски Александра по поводу монументов, которые могли бы украсить наш город, да так и не украсили. Остались нереализованными. Самый известный из них - это "Поверженные Коммунисты". Его история началась в 1987-м году. Планировали построить монумент силами всех трёх главных городских предприятий - УЭХК, УАМЗа и СУС. И ещё среди творцов памятника встречается такая организация как ЛСЛК. Что скрывается за этой аббревиатурой -нам неизвестно.
А вот перед Дворцом Пионеров должен был стоять памятник Павлику Морозову. Этот монумент датируется 1989-м годом. Был сделан проект, отлита небольшая модель. Взглянуть бы на её фото. Исполнителем этого памятника назван СТПК ХФ. Вероятно свердловский творческо-производственный комбинат Художественного фонда. Сегодня перед Дворцом Пионеров стоит памятник Морякам-подводникам.
Бажовской теме посвящалось целых две нереализованных скульптуры в Новоуральске. "Каменный цветок" и бюст Бажова. Когда хотели расширить и "удлиннить" городской парк аттракционов, то ему планировали присвоить имя Бажова. Ну, и памятник поставить заодно. Переход к рыночной экономике поставил крест на этих планах.
Ещё в городе должна была появиться композиция на тему природы на углу улиц Чурина и Мичурина. Там стоит большое круглое гранитное основание. Я всё думал, для чего же оно. Когда-нибудь выложу его фото.
Легенда насчёт подземного Сталина кстати частично подтвердилась архивными документами. Статую Сталина действительно привозили в наш город.
А ещё трубы от старинной водонапорной башни, в паре с которой работала круглая каменная будка на станции Верх-Нейвинск тянулись прямо на ядерный комбинат к цеху 70. То есть, это старинное сооружение тоже приспособили для нужд атомного проекта. В архивах встречается упоминание и об этом. Трубы кстати тянулись под самой железной дорогой.
А как же "улица одного олигарха"? Есть, есть в городе Новоуральске и такая. Это одна из самых новых городских улиц, застроенная "новым частным сектором". То ли Энтузиастов, то ли Нагорная. По преданию все дома на этой улице принадлежат одному человеку.
Домик же в "старом частном секторе", построенном в сталинское время, какой-нибудь инженер или квалифицированный рабочий, работавший в то время на атомный проект, мог купить на две месячных зарплаты.
То ли зарплаты у них тогда были очень высокими, то ли домики стоили дёшево. Но их не раздавали людям даром, люди покупали их за свои деньги.
Вот вроде и всё. О чём не упомянул в этом посте, напишу в следующий раз.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]