Плохой ли человек Глеб Жеглов – и виновен ли он в смерти Левченко?
---
Журнал "Лучик"
Принято считать, что Глеб Жеглов был задуман как персонаж отрицательный, и народным любимцем его сделало обаяние Высоцкого. Но так ли это? Давайте взглянем на него с объективной (можно даже сказать "с научной") точки зрения.
Но сперва одно короткое замечание. В искусстве не так уж важно, "что хотел сказать автор" (в данном случае братья Вайнеры). Важно – что у них получилось сказать.
А теперь поехали. Более двухсот лет назад немецкий философ Иммануил Кант в двух книгах ("Основы метафизики нравственности" и "Критика практического разума") сформулировал так называемый "категорический императив". Что это такое?
Иммануил Кант (1724–1804)
Это попытка дать научное (необходимое и достаточное) определение нравственному поведению. "Нравственно – это как?" И, надо сказать, за двести лет люди ничего лучше не придумали. В переводе с заумного языка на обычный категорический императив гласит следующее:
1. Поступай так, чтобы твой поступок мог быть примером для всех.
Принято считать, что Глеб Жеглов был задуман как персонаж отрицательный, и народным любимцем его сделало обаяние Высоцкого. Но так ли это? Давайте взглянем на него с объективной (можно даже сказать "с научной") точки зрения.
Но сперва одно короткое замечание. В искусстве не так уж важно, "что хотел сказать автор" (в данном случае братья Вайнеры). Важно – что у них получилось сказать.
А теперь поехали. Более двухсот лет назад немецкий философ Иммануил Кант в двух книгах ("Основы метафизики нравственности" и "Критика практического разума") сформулировал так называемый "категорический императив". Что это такое?
Иммануил Кант (1724–1804)
Это попытка дать научное (необходимое и достаточное) определение нравственному поведению. "Нравственно – это как?" И, надо сказать, за двести лет люди ничего лучше не придумали. В переводе с заумного языка на обычный категорический императив гласит следующее:
1. Поступай так, чтобы твой поступок мог быть примером для всех.
...А значит, будь готов к тому, что все вокруг начнут поступать так же. Из этого следует:
2. Относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе.
Но из этого не следует, что ты должен быть с человеком добр (вежлив, честен и т.д.) только для того, чтобы он был так же вежлив и честен с тобой! См. третий пункт:
3. Не относись к человеку как к средству!
Ну, то есть не поступай с ним так, как ты поступаешь, для того, чтобы чего-то от него дождаться, что-то от него или через него получить.
Вот и всё. Даже в знаменитых "Шести правилах Глеба Жеглова" больше пунктов – четыре (дальше Глеб засыпает). Давайте их тоже вспомним:
1. Когда разговариваешь с людьми, улыбайся!
2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нём самом.
3. Найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
4. Проявляй к человеку искренний интерес – не показывай интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живёт, что собой представляет.
Смотрите-ка правила этого циничного (или, как теперь модно говорить,"профессионально деформированного") сыщика – это по сути тот же категорический императив, только пересказанный другими словами!
Будь приветлив – и с тобой будут приветливы. Будь расположен к человеку – и человек будет расположен к тебе. Не делай вид, что человек тебе интересен, а на самом деле интересуйся им!
Кто-то скажет: "Но ведь это всё для того, чтобы выудить информацию у свидетеля, – так что это всё-таки использование человека как средства!"
Да, это верно. Ну так и мы с вами живём в реальном мире, а не в мире чистых философских концептов, правда?
...Доводилось мне читать мнение, будто народная любовь к Жеглову продиктована нашей "рабской психологией" – внутренней готовностью применять насилие и лизать начальственный сапог. (Ну, вы примерно догадываетесь, кто такое писал.) Хм...
Не знаю, не знаю. Да он стрелял в Левченко. А что, не надо было? Мальчика убитого помним? Да, это не Левченко убивал. Но помидорки маринованные за столом кушал, яичками варёными закусывал – ничего... Или у него табличка на спине была "Я раскаялся"?
Уберите авторскую ремарку "озорная радость в глазах" – и в чём тогда останется его, Жеглова, вина? А может, эта радость, да ещё и "озорная" почудилась Шарапову, пережившему тяжёлое душевное потрясение, – вот и выплеснулось исподволь накопившееся недовольство начальником?
Почему вообще мы ему, Шарапову, верим? Просто потому, что от его имени ведётся повествование?
...Ну, ещё не извинился перед Груздевым, которого ошибочно, но небезосновательно считал виновным. Прачке карточки продуктовые за месяц отдал, а перед интеллигентом – интеллигентом! – не извинился... Спору нет, это "преступление сталинского режима", но преступление ли это по человеческому счёту?
И что тогда остаётся? Почему он ещё "отрицательный", напомните?
Но из этого не следует, что ты должен быть с человеком добр (вежлив, честен и т.д.) только для того, чтобы он был так же вежлив и честен с тобой! См. третий пункт:
3. Не относись к человеку как к средству!
Ну, то есть не поступай с ним так, как ты поступаешь, для того, чтобы чего-то от него дождаться, что-то от него или через него получить.
Вот и всё. Даже в знаменитых "Шести правилах Глеба Жеглова" больше пунктов – четыре (дальше Глеб засыпает). Давайте их тоже вспомним:
1. Когда разговариваешь с людьми, улыбайся!
2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нём самом.
3. Найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
4. Проявляй к человеку искренний интерес – не показывай интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живёт, что собой представляет.
Смотрите-ка правила этого циничного (или, как теперь модно говорить,"профессионально деформированного") сыщика – это по сути тот же категорический императив, только пересказанный другими словами!
Будь приветлив – и с тобой будут приветливы. Будь расположен к человеку – и человек будет расположен к тебе. Не делай вид, что человек тебе интересен, а на самом деле интересуйся им!
Кто-то скажет: "Но ведь это всё для того, чтобы выудить информацию у свидетеля, – так что это всё-таки использование человека как средства!"
Да, это верно. Ну так и мы с вами живём в реальном мире, а не в мире чистых философских концептов, правда?
...Доводилось мне читать мнение, будто народная любовь к Жеглову продиктована нашей "рабской психологией" – внутренней готовностью применять насилие и лизать начальственный сапог. (Ну, вы примерно догадываетесь, кто такое писал.) Хм...
Не знаю, не знаю. Да он стрелял в Левченко. А что, не надо было? Мальчика убитого помним? Да, это не Левченко убивал. Но помидорки маринованные за столом кушал, яичками варёными закусывал – ничего... Или у него табличка на спине была "Я раскаялся"?
Уберите авторскую ремарку "озорная радость в глазах" – и в чём тогда останется его, Жеглова, вина? А может, эта радость, да ещё и "озорная" почудилась Шарапову, пережившему тяжёлое душевное потрясение, – вот и выплеснулось исподволь накопившееся недовольство начальником?
Почему вообще мы ему, Шарапову, верим? Просто потому, что от его имени ведётся повествование?
...Ну, ещё не извинился перед Груздевым, которого ошибочно, но небезосновательно считал виновным. Прачке карточки продуктовые за месяц отдал, а перед интеллигентом – интеллигентом! – не извинился... Спору нет, это "преступление сталинского режима", но преступление ли это по человеческому счёту?
И что тогда остаётся? Почему он ещё "отрицательный", напомните?
Источник: rjjaca.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]