Университетские преподаватели становятся прекариатом. Это рынок!
07.11.2021 20 505 0 +532 vagenleitner

Университетские преподаватели становятся прекариатом. Это рынок!

---
+532
В закладки
Университетские преподаватели становятся прекариатом. Это рынок! потому, меньше, больше, имеют, контракты, преподавателей, науке, только, потом, которые, университете, стало, обучение, гарантий, работают, который, можно, много, получил, диплом

Интересную статью увидела благодаря рекомендации френдессы - в британской The Guardian рассказывают о преподавателе колледжа, которая два года жила в палатке, потому что ей не хватало денег на аренду жилья. Это американка, она получила стипендию в Британии, однако этих денег и доходов от преподавательских часов на жизнь не хватало, т.к. американке приходилось платить за обучение. Как только общежитие закрылось на ремонт, она стала жить в палатке. В принципе, если не платить за учебу или совсем ужаться, можно позволить себе снимать комнату - так живет множество британцев, в Лондоне и вовсе совместно снимают жилье миллионы, в том числе и коренные лондонцы преклонного возраста.

Университетские преподаватели становятся прекариатом. Это рынок! потому, меньше, больше, имеют, контракты, преподавателей, науке, только, потом, которые, университете, стало, обучение, гарантий, работают, который, можно, много, получил, диплом

Но в этой публикации о положении ученых меня больше заинтересовало описание ситуации с их наймом: журналисты "Гардиан" называют университетских преподавателей прекариатом, потому что те работают без гарантий. Собственно, в статье Эми Ле, которая жила в палатке, сказано, что она защищала диссертацию по влиянию меньшинств на американскую литературу. В ходе обучения и получения степени PhD она преподавала, вела семинары у студентов, проверяла работы. Делала это в лобби отелей, например. Больше всего меня заинтересовала не невозможность этой Эми выжить на предложенные деньги, а сам факт, что десятки тысяч университетских преподавателей только в Великобритании фактически работают незащищенно. В стране около 75 000 работников высшего образования работают по срочным контрактам, которые заключают на год-полгода, а есть даже почасовые контракты. То есть, люди просто не имеют никаких гарантий. Их можно в любой момент оставить на улице без объяснения причин. А их заработки крайне низки: при окладе 15 фунтов в час за лекцию или семинар они, с учетом времени, затраченного на подготовку занятий и на проверку студенческих работ, трудятся вместо 25 часов в неделю 75 и получают за это пять фунтов в час - это значительно меньше минимальной зарплаты в Великобритании.

Была и еще страшнее статья: оказалось, что в Кембридже около половины т.н. тьюторов, тех самых знаменитых наставников, на которых строится обучение в колледжах Кембриджа, не имеют нормальных контрактов. Еще треть супервайзеров - получают или недавно получили степень PhD, но они фактически заняты на разовой почасовой работе, у них нет отпусков и пр. Никаких гарантий и твердого будущего. Авторы называют этих людей частью гиг-экономики, грубо говоря, экономики самозанятого или фрилансера, того, кто работает по разовым заказам. Занятно, что британская пресса пишет об этом явлении негативно, а у нас в самых модных медиа выходят восторженные статьи под заголовками "Что такое гиг-экономика и как стать ее частью".

Гиг-экономика это когда человек работает в доставке пиццы и с тревогой ждет, выпустят его сегодня на смену или нет. Ну или он работает в Кембридже за почасовую оплату

К нам, надо сказать, это тоже пришло. Причем, такие контракты, делающие человека не только незащищенным, но и бесправным, распространены не в одних лишь вузах: у нас капиталистический оскал принял другую, специфическую для местности форму - срочные контракты стали вводить в отраслях, где нужно без скандала быстро избавляться от неудобных сотрудников. Это университеты и СМИ. Там, я уверена, придумали такую систему исключительно из жадности, чтобы экономить на каждой копейке и по полной выжимать из начинающих ученых (из которых многие сразу же и заканчивают карьеру), а у нас - чтобы упростить проведение цензуры.

Но самый интересный вопрос - почему это стало возможным. Ответ прост: даже в стране с сильными профсоюзами, такой, как в Великобритания, университетские работники не в силах противостоять процессу прекаризации своего труда, потому что их стало слишком много. Я уверена, что подавляющее число преподавателей, работающих на сверхкоротких и почасовых контрактах, не имеют каких-либо выдающихся компетенций. Это не светила науки. У той же Эми Ле из статье крайне неоригинальная и мало что обещающая литературоведению тема.

В целом в Британии, насколько я понимаю из разговоров со знакомыми, человек тем меньше защищен на университетской работе, чем меньше он занят теоретической и лабораторной работой и чем больше общается со студентами.

Длительные контракты и хорошую работу имеют только те, кто способен к исследовательскому труду, то есть, к науке. Преподавание - более примитивная работа, ее могут освоить многие

И в статьях "Гардиан" журналисты не путают слова "ученый" и "преподаватель". Ученые в Британии живут хорошо. Преподаватели - плохо. Впрочем, в той же газете чуть больше года назад вышло интервью профессора, который получил степень в одном из университетов Лиги плюща, регулярно публикуется в топовых научных журналах, а тоже еле сводит концы с концами, читая курсы на краткосрочных контрактах.

У нас сейчас есть целые группы ученых, которые всю свою жизнь занимаются модными, но не очень нужными фундаментальной науке дисциплинами, учатся и учат на каких-нибудь гендерных штудиях. Всяких гендерных исследователей, квир-психологов стало очень много. Проблема усугубляется тем, что у нас появился отряд вечных студентов, это люди, которые, не добившись успеха по первой профессии, ближе к 35 годам идут в какую-нибудь модную магистратуру, они получают стипендию. Их берут не потому, что они дадут что-то науке (нельзя, начав обучение в 35 лет, чего-то достичь в науке), а потому, что они хотят учиться.

Множество людей учатся, переучиваются и потом ждут места в университете лишь потому, что это сейчас модно и поощряется обществом.

Но ценности такие люди и их знания практически не имеют. В России канонический тому пример - феминистки, которая одно время шли друг за дружкой в Европейский университет изучать какие-то гендерные теории ближе к сорока годам и потом искавшие место в университете. Тебе нравится учиться - это похвально. Но таких много, знаний у вас мало и вы рынку на самом деле не нужны, потому что порождаете псевдообразованных людей.

Есть еще другой тип постоянных студентов - тех, кто переходит с факультета на факультет, якобы ища себя. Раньше этого, по моим ощущениям, было меньше, а теперь можно по 10-15 лет учиться, меняя факультеты, университеты, стипендии. Особенно - в Германии и в Скандинавии. Там люди порой к сорока годам защищают первый диплом: все это время они себя "искали". Я вообще не верю, что университету нужны преподаватели, которые в старших классах не знали, чем хотят заняться. Тем более, если они потом еще 15 лет думали, что им осваивать.

В той же литературе интересно: я не знаю, какому университету нужен преподаватель, который лишь после 30 лет решил, что ему интересно изучать литературу, и за два года получил степень магистра филологии, исследуя влияние мессинджеров на современный роман?

Я бы не хотела учиться у такого преподавателя и рада, что в моем университете были люди другой научной судьбы.

Недавно я писала про реформу ПТУ и сама с удивлением узнала, что у нас, на самом деле, до университетов и институтов добирается не такой большой процент школьников, сильно меньше трети. Не так и популярно высшее образование, миф о том, что у нас все с дипломами, это миф. По-моему, преподавателей и тех, кто хочет пристроиться в университете и делать "научную" карьеру, куда больше, чем нужно вузам.

Университетская карьера стала привлекательным и вполне доступным образом жизни. В России западную модель мечты стать преподавателем воплощают тот самый Европейский университет и ВШЭ, по которым у меня лично сложилось впечатление, что туда берут всех желающих, было бы желание. В сорок лет, имея диплом социолога, поступить в двухлетнюю магистратуру по филологии "Слово и изображение: литература в ряду других искусств"? Запросто! Программа курса интересная, конечно, и поражает своей разрозненностью. И после нее обязательно кто-то да останется для "университетской карьеры". Я знала человека, который в 90-е получил диплом экономиста, а в начале 2010-х занялся филологией в магистратуре ЕУ и потом остался на университетской работе.

И это у нас - в Европе таких больше! Вероятно, зарплаты обвалили и фактически на положение разнорабочих низовой преподавательский состав перевели эти самые люди, искатели вечной молодости и университетского флера. А до нас, как водится, явление докатилось в самой монструизированной форме.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]