История промышленности России в фотографиях: Самара промышленная ч. 2.
26.05.2017 1 106 0 0 zavodfoto

История промышленности России в фотографиях: Самара промышленная ч. 2.

---
0
В закладки
В 80-х годах XIX века крупные европейские промышленники стали вкладывать в развитие экономику Самары значительные по размерам инвестиции. Достаточно сказать, что созданное шведскими предпринимателями в 1879 году в Баку «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» уже через четыре года открыло свое представительство в нашем городе. В России, в том числе и в Самаре, шведы довольно быстро заняли лидирующие позиции в сфере нефтедобычи, нефтепереработки и нефтяной торговли

Нефтяные резервуары товарищества братьев Нобель в Самаре. Конец XIX века


Нефтяные резервуары товарищества братьев Нобель в Самаре. Конец XIX века


В 1881 году австрийский промышленник Альфред фон Вакано основал в нашем городе пивоваренное предприятие европейского типа, с которого, как считают аналитики, началась история принципиально нового этапа развития всей самарской экономики

Вид на Жигулевский пивоваренный завод. Начало ХХ века

Кухмистерская Жигулевского пивоваренного завода. Начало ХХ века


Владелец завода не только наращивал производство пива (и, соответственно, собственные капиталы), но и активно вкладывал средства в развитие социальной сферы Самары. Например, за счет предприятия фон Вакано строилось жилье для рабочих и служащих, возводилась паровая котельная для их отопления, открывались столовые и заведения бытового обслуживания

Корпус Жигулевского пивоваренного завода, в котором располагалось жилье для рабочих и служащих. Начало ХХ века

Рабочая столовая Жигулевского пивоваренного завода. 1914 год


От заводской электростанции

Электростанция Жигулевского пивоваренного завода. Начало ХХ века

Электростанция Жигулевского пивоваренного завода. Начало ХХ века


освещались помещения городского театра и Струковский сад. Кроме того, фон Вакано совместно с другими промышленниками финансировал крупные городские проекты – в частности, развитие в Самаре электросетей, водопровода и канализации.

В последней трети XIXвека началось быстрое развитие промышленности строительных материалов в Жигулевских и Сокольих горах. В окрестностях сел Ширяево и Крестовая Поляна работали каменоломни


Гора с каменоломнями у села Ванюшино в Жигулях. Конец XIX века

Каменоломни в Жигулевских горах. Начало ХХ века

Каменоломни в Жигулевских горах. Начало ХХ века


где в больших объемах добывался бутовый камень, которого требовалось все больше для закладки в фундаменты крупных общественных зданий и новых промышленных предприятий. Здесь разрабатывались месторождения известняков и доломитов для производства гашеной извести. Немного позже началась добыча камня и Сокольих горах. А в районе села Печерское в эти же годы началась добыча асфальтовых известняков

Разработка асфальтовых пластов в Жигулевских горах

Печерский асфальтовый завод. Выплавка асфальта из камня. Рисунок 1899 года

Печерский асфальтовый завод. Добыча камня в штольне. Рисунок 1899 года

Печерский асфальтовый и Бахиловский гудронный заводы общества Сызранско-Печерской Асфальтовой и Горной Промышленности. 1898 год


Из них на местном заводе вытапливали асфальт и гудрон, который использовался в качестве топлива и технического смазочного средства.

Основа государственной казны

В 1885 году у нас были созданы губернское и уездные по питейным делам присутствия. Они давали разрешения на открытие питейных заведений и винокуренных предприятий


Спиртозавод в селе Рождествено, построен в 1896 году, принадлежал купцу Умнову


Согласно официальным данным, после 1895 года доход от монопольного производства и продажи алкоголя достигал 65 процентов от суммы всех поступлений в бюджет Самарской губернии.

В начале 90-х годов руководство Минфина решило сосредоточить в руках правительства не только всю виноторговлю, но также и производство спирта и спиртных напитков. По мнению чиновников министерства, а также активистов многочисленных обществ трезвости, только таким путем можно было оградить народ от неумеренного употребления алкоголя. В качестве эксперимента казенное производство спирта сначала было решено внедрить лишь в Заволжском регионе - в Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерниях.

В нашем городе наиболее удобным для строительства спиртоочистительного завода был признан квартал на пересечении Москательной и Соловьиной улиц, рядом с железнодорожным вокзалом (ныне угол улиц Льва Толстого и Никитинской). Возведение предприятия началось во второй половине 1894 года, причем рядом с ним одновременно стали расти и здания казенных винных складов. В условиях бесперебойного финансирования темпы строительства предприятия были высокими, и уже в июле 1895 года новый казенный завод выпустил свою первую продукцию


Здание Самарского спиртоочистительного завода на улице Москательной


В его цехах было занято 123 рабочих, не считая инженерно-технических специалистов. Такие же объекты в этот период были сооружены и в трех остальных губерниях, входивших в зону эксперимента.

Общие налоговые сборы от торговли вином, водкой и спиртом в Самарской губернии в 1895 году составили 3,91 млн. рублей (для сравнения: в 1894 году – 2,94 млн. рублей). Акцизные же сборы с производства винных изделий в 1895 году составили свыше 1,3 млн. рублей (сюда вошли акцизы казенного завода за период его работы с июля по декабрь, а также сборы с частных заводов). В последующие годы акцизные доходы от алкогольного производства в Самарской губернии продолжали расти. В конце концов они дошли до плановых показателей и даже их перекрыли. Так, если в 1897 году акцизный сбор с казенного спиртозавода у нас был равен только 4,46 млн. рублей, то в 1906 году он уже достиг 11 млн. рублей.

К 1900 году, то есть за первые полвека своего существования в качестве губернского центра, Самара весьма заметно преобразилась. К тому времени на территории губернии проживало 2 981 687 человек, в том числе в Самаре – свыше 70 тысяч человек. К этому времени волей истории наш город оказался в центре обширного, динамично развивавшегося экономического региона, на пересечении важнейших транспортных артерий. Главным источником накопления богатства Самары по-прежнему оставались поступления от торговли, но в то же время в последнее десятилетие XIXвека здесь бурно развивалась и металлообрабатывающая промышленность


Завод Лебедева в Самаре. Начало ХХ века

Механический завод Журавлева-Бенке. Конец XIX века


Неспроста в это время за высокие темпы развития экономики наш город называли «Русским Чикаго».

На рубеже XIXи ХХ веков в Самаре появились первые электростанции, и поначалу это были частные энергетические предприятия. Выше уже говорилось, что достаточно мощную электростанцию на пивоваренном заводе в 80-х годах построил его владелец Альфред фон Вакано. В 1898 году при только что открывшейся в это время Самарской губернской тюрьме начала свою работу местная электростанция, которая, хотя и принадлежала казенному учреждению, обеспечивала энергией лишь тюремные помещения


Самарская губернская тюрьма. Начало ХХ века


А вот первая общественная электростанция, которая разместилась на берегу Волги в районе Симбирского спуска, в нашем городе вступила в строй только в ноябре 1900 года. Ее преемницей считается Самарская ГРЭС, работающая в городе и по сей день

Первая Самарская электростанция. Начало ХХ века

Самара. Городская электростанция. Начало ХХ века

Самара. Городская электростанция. Начало ХХ века


Железная дорога пришла в губернский центр еще в 70-е годы, но постоянный железнодорожный мост через реку Самару был открыт только в 1904 году

Паровоз в Самаре. 1909 год


После этого резко улучшилось сообщение города с Южным Уралом, Сибирью и Средней Азией. Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта заметно подняло значение Самары не только как торгового центра, но также как важного перевалочного пункта, в котором происходило перемещение транзитных грузов с сухопутных магистралей на водный путь.

Так, только в течение 1897 года на железнодорожную станцию «Самара» прибыло 11 млн. пудов различных грузов, а отправлено дальше по стальной магистрали 8,6 млн. пудов. Именно в это время в нашем городе быстро росла численность железнодорожных и портовых рабочих и служащих, которые вскоре составляли значительную часть самарского пролетариата.

Некоторую долю оставшихся товаров, конечно же, продали непосредственно в городе, но основной их объем через Самару шел транзитом и вскоре был перегружен на водный транспорт. Одновременно в нашем городе шла и обратная перевалка грузов – с водных путей на железнодорожные. С этой целью грузовая пристань в год принимала до тысячи судов. Кроме того, Самара в то время был важнейшим пунктом транзитной торговли лесом, который прибывал к нам в плотах из лесных губерний Верхней Волги


Самара. Лесная пристань. начало ХХ века


Поскольку важнейшим товаром самарского рынка в конце XIX – начале XX века по-прежнему оставалось хлебное зерно, пять крупнейших паровых мельниц нашего города в течение года размалывали до 6 млн. пудов пшеницы, а единственная водяная мельница – до 2 млн. пудов. Также большим спросом на оптовых ярмарках пользовались и сало самарской выработки, а на внутренние российские и заграничные рынки от нас отгружалось огромное количество сырых кож местного производства - до полутора тысяч пудов в год.

Благодаря растущим потребностям российской армии в Самарской губернии в 1911 году были введены в строй крупные оборонные предприятия. Это в первую очередь Трубочный завод в Самаре (в советское время – завод № 42, а позже – производственное объединение «Завод имени Масленникова»)


Самарский трубочный завод. 1914 год

Самарский трубочный завод. 1914 год

В цехе Самарского трубочного завода. 1914 год


Одновременно с ним близ поселка Томылово - Сергиевский Самарский завод взрывчатых веществ (в советское время – завод № 15 в городе Чапаевске, а ныне – объединение «Полимер»). Названные заводы уже в то время быстро стали одними из крупнейших промышленных производств не только Самарской губернии, но и всей России

Отгрузка снарядов на складе Самарского завода взрывчатых веществ. 1914 год


Это был период наивысшего хозяйственного расцвета Самарской губернии. Бюджетные поступления от нашего края в то время называли «краеугольным камнем имперской казны». При этом специалисты считали, что у Самарского региона была прекрасная перспектива на будущее экономическое развитие в течение всего ХХ века.

Однако этим блестящим планам помешала разразившаяся вскоре Первая мировая война, а последовавшие вскоре за ней две русские революции и гражданская война окончательно разрушили все надежды на гармоничное развитие хозяйства губернии и увеличение благосостояния ее населения


Самара в начале ХХ века

Источник

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже около 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

100+ моих промрепортажей 2016 года!: http://zavodfoto.livejournal.com/4863210.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

icon_16.Формат ПНГ

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]