«Кабанчик»: история плитки со смешным названием
---
Как плитка «кабанчик» снискала народную любовь и так никому и не надоела?
Почему «кабанчиком» её называют только в русскоязычных странах? И что общего может быть у керамической плитки и парнокопытного млекопитающего из рода кабанов? Рассказываем.
Из городской среды в интерьеры
В дореволюционной России и СССР «кабанчиком» называли продолговатую керамическую плитку, служившую имитацией кирпичной кладки. Сначала «кабанчика» выгуливали исключительно на улице, используя для облицовки фасадов зданий.
Керамическая имитация кирпича для наружных работ приобрела популярность в первое десятилетие прошлого века, на которое пришёлся расцвет архитектуры в стиле модерн.
Архитектура модерна стремилась к декоративности, нестандартной геометрии и не боялась использовать новые материалы. Тотальная фасадная облицовка «кабанчиком» стала одной из характерных особенностей зданий в стиле рациональный модерн. Рациональным он назывался неслучайно: одной из его задач было предложить экономичные способы отделки, простой в производстве и удобный в транспортировке «кабанчик» был как раз из таких.
Примечательно, что плиточные фасады большинства модерновых зданий того периода дожили до наших дней без видимых сколов и «усталости», продемонстрировав завидную сопротивляемость внешней среде, которой не могут похвастаться многие современные постройки. «Кабанчик» делали на славу! Неудивительно, что этот прочный, красивый и доступный материал позднее использовался уже для облицовки построек раннего советского конструктивизма, в массовом строительстве второй половины 20-века, и, в конце концов, перекочевал в интерьеры.
Найти исторический фасадный «кабанчик» в Петербурге можно, например, на стенах особняка Кочубея на Фурштатской улице, Доходного дома Циммермана на Каменноостровском проспекте, особняка Матильды Кшесинской на Петроградской стороне и Дачи Гаусвальд на Каменном острове.
Одна плитка, два названия
Своё «звериное» прозвище в наших краях плитка получила благодаря особенностям производства. Заготовка такой плитки была покрыта глазурью с двух сторон и оснащена двумя сквозными отверстиями на торце. Благодаря отверстиям плитка раскалывалась на две равные части, если ударить по заготовке киркой. Таким образом получались две глазурованные плитки с шершавой внутренней стороной, которая хорошо схватывалась раствором во время укладки. Такая конструкция существенно облегчала транспортировку и складирование плитки.
Очевидно, нашёлся человек с развитой фантазией, которому отверстия на торце болванки напомнили свиной пятачок. Так плитку нарекли «кабанчиком», название ушло в народ.
У плитки есть и менее забавное прозвище — «метро», причём если «кабанчиком» плитку называют только в русскоязычных странах, под своим другим именем («metro» или «subway») она известна во всем мире.
Название «метро» объяснить проще, чем ассоциации с миром животных: такой плиткой в Европе и Америке оформляли станции метрополитена. В начале 20-го века гранёная керамическая плитка появилась на стенах метро в Лондоне и Нью-Йорке, а впервые увидела свет в парижской подземке в 1900 году, благодаря архитектору Эктору Гимару, который считается одним из основателей течения ар-нуво и изобретателем плитки «метро».
«Кабанчик» сегодня
Соблюдать точные кирпичные параметры современному «кабанчику» необязательно. Сегодня «метро» и «кабанчиком» называют любую продолговатую керамическую глазурованную плитку с фаской или без неё. Вариант с фаской выглядит более фактурным и пользуется большими народными симпатиями. А ещё он лучше скрывает неровности стен.
Жилая среда обитания «кабанчика» такая же, как у любой плитки: кухня и санузлы. Благодаря своей неприхотливости, наибольшую популярность в наших краях плитка «метро» получила в роли кухонного фартука. Во времена господства скандинавского минимализма, белый глянцевый «кабанчик» мелькал на каждой второй кухне.
Каждый год поступают мнения, что «кабанчик» якобы приелся дизайнерам и заказчикам. Но этот «зверь» остаётся народным любимцем, и делает это так долго и упорно, что вполне заслуживает титула интерьерной классики.
И хотя классика моде неподвластна, в мире «кабанчиков» есть место трендам. Если несколько лет назад бал правил исключительно белый глянец, сейчас в моде цветной «кабанчик». Кроме того, дизайнеры экспериментируют со способами укладки. Помимо классических вариантов «вразбежку» и «шов в шов» активно используется горизонтальная укладка, «ёлочка» и «плетёнка».
Почему «кабанчиком» её называют только в русскоязычных странах? И что общего может быть у керамической плитки и парнокопытного млекопитающего из рода кабанов? Рассказываем.
Из городской среды в интерьеры
В дореволюционной России и СССР «кабанчиком» называли продолговатую керамическую плитку, служившую имитацией кирпичной кладки. Сначала «кабанчика» выгуливали исключительно на улице, используя для облицовки фасадов зданий.
Керамическая имитация кирпича для наружных работ приобрела популярность в первое десятилетие прошлого века, на которое пришёлся расцвет архитектуры в стиле модерн.
Архитектура модерна стремилась к декоративности, нестандартной геометрии и не боялась использовать новые материалы. Тотальная фасадная облицовка «кабанчиком» стала одной из характерных особенностей зданий в стиле рациональный модерн. Рациональным он назывался неслучайно: одной из его задач было предложить экономичные способы отделки, простой в производстве и удобный в транспортировке «кабанчик» был как раз из таких.
Примечательно, что плиточные фасады большинства модерновых зданий того периода дожили до наших дней без видимых сколов и «усталости», продемонстрировав завидную сопротивляемость внешней среде, которой не могут похвастаться многие современные постройки. «Кабанчик» делали на славу! Неудивительно, что этот прочный, красивый и доступный материал позднее использовался уже для облицовки построек раннего советского конструктивизма, в массовом строительстве второй половины 20-века, и, в конце концов, перекочевал в интерьеры.
Найти исторический фасадный «кабанчик» в Петербурге можно, например, на стенах особняка Кочубея на Фурштатской улице, Доходного дома Циммермана на Каменноостровском проспекте, особняка Матильды Кшесинской на Петроградской стороне и Дачи Гаусвальд на Каменном острове.
Одна плитка, два названия
Своё «звериное» прозвище в наших краях плитка получила благодаря особенностям производства. Заготовка такой плитки была покрыта глазурью с двух сторон и оснащена двумя сквозными отверстиями на торце. Благодаря отверстиям плитка раскалывалась на две равные части, если ударить по заготовке киркой. Таким образом получались две глазурованные плитки с шершавой внутренней стороной, которая хорошо схватывалась раствором во время укладки. Такая конструкция существенно облегчала транспортировку и складирование плитки.
Очевидно, нашёлся человек с развитой фантазией, которому отверстия на торце болванки напомнили свиной пятачок. Так плитку нарекли «кабанчиком», название ушло в народ.
У плитки есть и менее забавное прозвище — «метро», причём если «кабанчиком» плитку называют только в русскоязычных странах, под своим другим именем («metro» или «subway») она известна во всем мире.
Название «метро» объяснить проще, чем ассоциации с миром животных: такой плиткой в Европе и Америке оформляли станции метрополитена. В начале 20-го века гранёная керамическая плитка появилась на стенах метро в Лондоне и Нью-Йорке, а впервые увидела свет в парижской подземке в 1900 году, благодаря архитектору Эктору Гимару, который считается одним из основателей течения ар-нуво и изобретателем плитки «метро».
«Кабанчик» сегодня
Соблюдать точные кирпичные параметры современному «кабанчику» необязательно. Сегодня «метро» и «кабанчиком» называют любую продолговатую керамическую глазурованную плитку с фаской или без неё. Вариант с фаской выглядит более фактурным и пользуется большими народными симпатиями. А ещё он лучше скрывает неровности стен.
Жилая среда обитания «кабанчика» такая же, как у любой плитки: кухня и санузлы. Благодаря своей неприхотливости, наибольшую популярность в наших краях плитка «метро» получила в роли кухонного фартука. Во времена господства скандинавского минимализма, белый глянцевый «кабанчик» мелькал на каждой второй кухне.
Каждый год поступают мнения, что «кабанчик» якобы приелся дизайнерам и заказчикам. Но этот «зверь» остаётся народным любимцем, и делает это так долго и упорно, что вполне заслуживает титула интерьерной классики.
И хотя классика моде неподвластна, в мире «кабанчиков» есть место трендам. Если несколько лет назад бал правил исключительно белый глянец, сейчас в моде цветной «кабанчик». Кроме того, дизайнеры экспериментируют со способами укладки. Помимо классических вариантов «вразбежку» и «шов в шов» активно используется горизонтальная укладка, «ёлочка» и «плетёнка».
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]