Стереофотографии старой Москвы
---
Оригинал взят у clervo в Стереофотографии старой Москвы
Среди визуальных источников по истории архитектуры и градостроительства особое место занимают стереоснимки. Конечно, обычных плоскостных изображений - рисунков, чертежей, фотографий, кино- и видеозаписей - несравнимо, несоизмеримо больше, и информацию они предоставляют более разнообразную и, если использовать язык современных мобильных технологий, более обширную по "зоне покрытия". Но только стереофото содержит в себе удивительную составляющую, которая называется эффектом присутствия. Благодаря объемному видению, дополненному развитой фантазией и готовностью поиграть в иллюзорность, перед смотрящим поднимаются во всей своей рельефности стены давно исчезнувших либо до неузнаваемости перестроенных зданий и приобретают фактуру старинные мостовые, вывески, скульптуры, фонари. Кажется, что проезжающие по улице коляски, пролетки, автомобили замерли не навсегда, а только на миг, и вот уже, смотрите, двинулись дальше. И люди, запечатленные на снимках, как будто еще не лишены временем голоса и плоти, а здесь и сейчас продолжают беседовать друг с другом, торговаться, улыбаться, хмуриться, сосредоточенно спешить по своим делам, стуча каблуками или тростью по брусчатке. Такие эмоциональные подарки преподносят зрителям только штучные художественные или репортерские фотографии больших мастеров - и стереокарточки, бывшие некогда массово выпускавшейся сувенирной продукцией.
Естественно, столицы и достопримечательности снимали (и снимают) чаще и больше, нежели провинцию и бытовые подробности каждодневной жизни города. Казалось бы, Москве должно было повезти: второй по значимости город империи, и памятников, выглядящих экзотичными в глазах туристов, в ней предостаточно. Но нет, увы. Статистические данные библиотек и архивохранилищ, оцифровавших и выложивших в сеть своих коллекции изображений, однозначно свидетельствуют о том, что Москва в частности и Россия в целом представлены на фотоснимках конца XIX - начала XX века крайне скупо. Китай, Индия, Турция, Палестина, Япония, Египет, не говоря уже о городах Европы и Северной Америки, намного опережают Россию по количеству сохранившихся стереографических материалов. И тем ценнее те крохи, что находятся в открытом доступе на сайтах Библиотеки Конгресса США, Публичной библиотеки Бостона, музея Гетти и мельбурнских музеев Виктория, которые и представлены в этом посте.
Как обычно, все фотографии кликабельны и снабжены ссылками на оригинал.
P.S. В самом конце подборки своеобразная вишенка 1934 года издания на дореволюционном в своей основной массе стереофототорте :)
Вид на Кремль от Большого Каменного моста (1870-1880-е гг.)
Оригинал
Вид на Большой Каменный мост и Кремль с храма Христа Спасителя (1897-1898 гг.)
Оригинал
Вид на Кремль (не позднее 1901 г.)
Оригинал
Вид с Успенской звонницы Кремля на северо-запад (не позднее 1897 г.)
Оригинал
Успенский собор Кремля (не позднее 1905 г.)
Оригинал
Ивановская площадь Кремля (1870-1880-е гг.)
Оригинал
Ивановская площадь Кремля (1897-1898 гг.)
Оригинал
Царь-колокол (не позднее 1898 г.)
Оригинал
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (не позднее 1888 г.)
Оригинал
Собор Василия Блаженного (1870-1880-е гг.)
Оригинал
Улица Ильинка. Вид на церковь Николая Чудотворца Большой Крест (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Толкучка на Новой площади (не позднее 1919 г.)
Оригинал
Толкучка у Большого Устьинского моста (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Моховая улица. Вид на Румянцевский музей, церковь Николы Стрелецкого и храм Христа Спасителя (не позднее 1901 г.)
Оригинал
Крестный ход на Волхонке возле Первой Московской гимназии (1890-1900 гг.)
Оригинал
Триумфальная арка у Тверской заставы (не позднее 1898 г.)
Оригинал
Триумфальная арка у Тверской заставы (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Сухаревский рынок (не позднее 1898 г.)
Оригинал
Красные ворота (1860-е гг.)
Оригинал
Особняк Н.В. Игумнова на Якиманке (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Частные дома на Воробьевых горах (не позднее 1903 г.)
Оригинал
Клуб имени Русакова Союза Коммунальников (1934 г.)
Оригинал
Среди визуальных источников по истории архитектуры и градостроительства особое место занимают стереоснимки. Конечно, обычных плоскостных изображений - рисунков, чертежей, фотографий, кино- и видеозаписей - несравнимо, несоизмеримо больше, и информацию они предоставляют более разнообразную и, если использовать язык современных мобильных технологий, более обширную по "зоне покрытия". Но только стереофото содержит в себе удивительную составляющую, которая называется эффектом присутствия. Благодаря объемному видению, дополненному развитой фантазией и готовностью поиграть в иллюзорность, перед смотрящим поднимаются во всей своей рельефности стены давно исчезнувших либо до неузнаваемости перестроенных зданий и приобретают фактуру старинные мостовые, вывески, скульптуры, фонари. Кажется, что проезжающие по улице коляски, пролетки, автомобили замерли не навсегда, а только на миг, и вот уже, смотрите, двинулись дальше. И люди, запечатленные на снимках, как будто еще не лишены временем голоса и плоти, а здесь и сейчас продолжают беседовать друг с другом, торговаться, улыбаться, хмуриться, сосредоточенно спешить по своим делам, стуча каблуками или тростью по брусчатке. Такие эмоциональные подарки преподносят зрителям только штучные художественные или репортерские фотографии больших мастеров - и стереокарточки, бывшие некогда массово выпускавшейся сувенирной продукцией.
Естественно, столицы и достопримечательности снимали (и снимают) чаще и больше, нежели провинцию и бытовые подробности каждодневной жизни города. Казалось бы, Москве должно было повезти: второй по значимости город империи, и памятников, выглядящих экзотичными в глазах туристов, в ней предостаточно. Но нет, увы. Статистические данные библиотек и архивохранилищ, оцифровавших и выложивших в сеть своих коллекции изображений, однозначно свидетельствуют о том, что Москва в частности и Россия в целом представлены на фотоснимках конца XIX - начала XX века крайне скупо. Китай, Индия, Турция, Палестина, Япония, Египет, не говоря уже о городах Европы и Северной Америки, намного опережают Россию по количеству сохранившихся стереографических материалов. И тем ценнее те крохи, что находятся в открытом доступе на сайтах Библиотеки Конгресса США, Публичной библиотеки Бостона, музея Гетти и мельбурнских музеев Виктория, которые и представлены в этом посте.
Как обычно, все фотографии кликабельны и снабжены ссылками на оригинал.
P.S. В самом конце подборки своеобразная вишенка 1934 года издания на дореволюционном в своей основной массе стереофототорте :)
Вид на Кремль от Большого Каменного моста (1870-1880-е гг.)
Оригинал
Вид на Большой Каменный мост и Кремль с храма Христа Спасителя (1897-1898 гг.)
Оригинал
Вид на Кремль (не позднее 1901 г.)
Оригинал
Вид с Успенской звонницы Кремля на северо-запад (не позднее 1897 г.)
Оригинал
Успенский собор Кремля (не позднее 1905 г.)
Оригинал
Ивановская площадь Кремля (1870-1880-е гг.)
Оригинал
Ивановская площадь Кремля (1897-1898 гг.)
Оригинал
Царь-колокол (не позднее 1898 г.)
Оригинал
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (не позднее 1888 г.)
Оригинал
Собор Василия Блаженного (1870-1880-е гг.)
Оригинал
Улица Ильинка. Вид на церковь Николая Чудотворца Большой Крест (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Толкучка на Новой площади (не позднее 1919 г.)
Оригинал
Толкучка у Большого Устьинского моста (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Моховая улица. Вид на Румянцевский музей, церковь Николы Стрелецкого и храм Христа Спасителя (не позднее 1901 г.)
Оригинал
Крестный ход на Волхонке возле Первой Московской гимназии (1890-1900 гг.)
Оригинал
Триумфальная арка у Тверской заставы (не позднее 1898 г.)
Оригинал
Триумфальная арка у Тверской заставы (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Сухаревский рынок (не позднее 1898 г.)
Оригинал
Красные ворота (1860-е гг.)
Оригинал
Особняк Н.В. Игумнова на Якиманке (не позднее 1902 г.)
Оригинал
Частные дома на Воробьевых горах (не позднее 1903 г.)
Оригинал
Клуб имени Русакова Союза Коммунальников (1934 г.)
Оригинал
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]