Достройка «Северного потока-2»: кто ответит за фиаско «Академика Черского»
---
Последние новости со строительства СП-2: 17 июля КМТУС «Академик Черский» возвращается на ветку «А». Об этом сообщило немецкое Федеральное управление водных путей и судоходства. Его задача: до 15 августа уложить 2,6 км трубы в исключительной немецкой экономической зоне на мелководье в районе банки Адлергрунд (там глубина не более 22 м). «Академик Черский» двинется навстречу ТУБ «Фортуна», укладывающей свою часть маршрута в исключительной датской экономической зоне на глубинах от 60 до 63 метров. «Фортуне» на данный момент осталось пройти 59 км (в этой цифре и датский, и немецкий участок трубы). Последний составляет 14,4 км, из которых 2,6 км – мелководье, тянуть дальше 2,6 км «Черский» не будет, потому что стыковку двух частей газопровода удобнее производить на малых глубинах. Что из этого следует? Путин торопится, кровь с носа надо успеть уложить трубу до 26 сентября, до дня выборов в Бундестаг. Сейчас погода на Балтике несколько испортилась. И хотя температура держится в районе 20 ℃, но с дождями и грозами, скорость ветра от 9 до 12 м/с, с порывами до 16 м/с. При таком ветре падает скорость укладки. Дело в том, что при усилении ветра свыше 10 м/с для «Черского» и свыше 8 м/с для «Фортуны» им приходится сбрасывать трубу, чтобы не привести к аварии. Швейцарский «Pioneering Spirit» мог работать при скорости ветра 6 м/с, вообще не сбрасывая трубу и не снижая при этом скорости укладки (максимальная скорость у него была – 4,8 км/сутки). Также надо учитывать, что на подъем трубы у «Черского» уходит 12 часов, у «Фортуны» почти сутки (от момента начала операции по зацепке до начала движения по укладке). Кроме того, на скорость укладки существенно влияет еще и высота волны (волнение моря), я уже не говорю про глубину и рельеф дна, направление ветра, курс к волне, скорость течения, плотность воды и наличие плавучих водорослей. Этим летом с погодой по месту работ – не сложилось. Местные не припомнят такой частоты штормового ветра на померанском взморье. Если бы погодные условия позволяли, то «Академик Черский» по своим техническим характеристикам способен укладывать до 3,15 км/сутки (при скорости ветра не более 4 м/с), а «Фортуна» до 1,21 км/сутки (при ветре не более 3 м/с). При увеличении скорости ветра скорость укладки естественно падает. Но вся беда в том, что «Академик Черский» не выходил на свои проектные показатели, максимум давая от 400 до 700 м/сутки, почему и был заменен на «Фортуну». «Фортуна» же в последние дни ставит рекорды по скорости укладки, выйдя на показатель 1,3 км/сутки. Тот участок в немецких территориальных водах, который вместо нее пройдет «Академик Черский» она бы прошла за 2 дня, «Черскому» же дают почти месяц. Сами понимаете, что не от хорошей жизни – у «Ак. Черского» явные проблемы, но Путин торопится. Даже два дня имеют значение. Как мы дошли до жизни такой. История вопроса По состоянию на 21 декабря 2019 года, когда швейцарская компания Allseas со своими знаменитыми судами-трубоукладчиками «Pioneering Spirit», «Solitaire» и «Audacia» из-за американских санкций, объявленных Трампом, приостановила свое участие в проекте и вывела свои суда из Балтийского моря, по обеим веткам СП-2 ей оставалось проложить 148 км трубы из намеченных 2460 км. На данный момент из оставшихся 148 км усилиями «Фортуны» было уложено 63 км ветки «В», остальные 85 км ветки «А» должен был укладывать «Академик Черский». И 27 апреля 2021 года он приступил к этим работам («Фортуна» там работала с декабря 2020 года). Но по независящим от него причинам «Черский» не справился. В результате чего в ночь на 15 июня ТУБ «Фортуна» сменила его на ветке «А». На момент замены ему оставалось протянуть 68 км трубы, т.е. за 49 дней работы он уложил всего 17 км. Бешеная результативность – 350 м/сутки при проектной скорости укладки в 3,15 км/сутки. Учитывая стоимость КМТУС «Академик Черский», превышающую 1 млрд. долларов, это фиаско. Обычная трубоукладочная баржа ТУБ «Фортуна» (хотя она совсем не обычная!), не имеющая, в отличие от «академика», системы динамического позиционирования, позволяющей удерживать судно на курсе без использования якорей, справилась с поставленной задачей дешевле, а главное быстрее. ТУБ «Фортуна» Что собою представляет «Фортуна»? Это якорная баржа с 12-точечной системой позиционирования для строительства морских подводных трубопроводов. Построена на судоверфи в Shanghai Zhenhua Heavy Industry Co. Ltd. в Шанхае в 2010 г, модернизирована в 2011 г. Полное водоизмещение – 39 989 тонн, габариты – 169 метров в длину и 46 в ширину, высота – более 13,5 м, осадка – от 5 до 9 метров. Максимальная глубина укладки труб – 200 м. Экипаж – 310 чел. Баржа оснащена 12-якорной системой позиционирования, с якорями весом по 20 тонн. Для снабжения электроэнергией на «Фортуне» имеются 4 дизельгенератора по 2500 КВт каждый. Подъемное оборудование состоит из гусеничного крана грузоподъемностью 250 тонн и штатного судового крана на левом борту судна грузоподъемностью 40 тонн. После проведенной в 2012 году модернизации на судне был установлен кран грузоподъемностью 1600 тонн (300 тонн на вылете стрелы 72 м). Также на палубе предусмотрена возможность установки еще и штатного крана грузоподъёмностью до 2,5-3 тыс. тонн. Про проектную скорость укладки трубы в 1,21 км/сутки (при ветре не более 3 м/с), я уже сказал выше. Про недостатки в виде отсутствия системы динамического позиционирования, тоже. До появления «Черского» была флагманом трубоукладочного флота России. Похоже, что так им и остается. Владелец: ООО «КВТ-Рус», Москва, хотя до санкций входила в состав флота МРТС (Межрегионтрубопроводстроя). Раньше порт приписки был Гонконг, теперь – Архангельск. КМТУС «Академик Черский» Основное назначение КМТУС «Академик Черский» – укладка трубопроводов диаметром Ø 6 - 60 дюймов (внешний Ø, включая покрытие). И история у него совсем не рядовая, а словно написанная специально для крутого шпионского сериала. Судно-трубоукладчик «Академик Черский» (бывшее Jascon 18) IMO: 8770261, было заложено в 2007 году в Китае на верфи компании Jiangsu Hantong Ship Heavy Industry в Тунчжоу по заказу нигерийско-голландской компании Sea Trucks Group Limited (STG). Проект разработан норвежской компанией Vik-Sandvik. Назначение Jascon-18 – многоцелевое вспомогательное строительное судно. В июне 2011 года Jascon-18 прибыл на судоверфь Kwong-Soon shipyard в Сингапур для достройки. В декабре 2015 года судно было куплено Сингапурским филиалом российской компании МРТС. Для покупки судна компания под поручительство Газпрома оформила кредит у Газпромбанка в размере 1 млрд. долл. США. В январе 2016 года судно было арестовано в Сингапуре по иску судоверфи из-за неоплаты полной стоимости постройки. После разрешения споров, судно в июне 2016 года перешло на баланс ООО «Газпром флот», который переименовал его в «Академик Черский» (в честь академика АН СССР Николая Васильевича Черского). До августа 2017 года оно находилось в индонезийском порту Батам, затем было перебазировано в РФ (тогда СП-2 находился только в стадии подписания и использование в нем «академика» не планировалось). Изначально «Газпром-флот» собирался использовать КМТУС для разработки Киринского газоконденсатного месторождения в Охотском море в качестве вспомогательного судна, для чего оно прошло модернизацию и дооснащение на Находкинским судоремонтном заводе. Все работы были завершены до 31 мая 2019 года и обошлись заказчику в 813,763 млн. рублей. Однако когда всплыла проблема с достройкой СП-2, выяснилось, что КМТУС «Ак. Черский» не пригоден для решения подобных задач, поскольку не имеет необходимого сварочного и монтажного оборудования. И тогда срочно в конце декабря 2019 года «Газпром флот» объявляет открытый конкурс на выполнение работ по дооснащению КМТУС сварочным и технологическим оборудованием. Стоимость работ была оценена в 873,5 млн. рублей. Был объявлен тендер, итоги которого были подведены 30 января 2020 года. Его выиграли несколько западных компаний. Дооснастить судно в условиях санкций – задача, мягко скажем, нетривиальная. Тем не менее европейские производители исхитрились оснастить «академика» по последнему слову техники, поставив на судно оборудование, по меньшей мере, стоимостью около 10 млн. долларов. Отличились итальянцы и голландцы. Итальянская компания Nuova Patavium поставила станки для обработки кромок труб и электрогидравлические силовые блоки к ним, другая итальянская компания Opus S.R.L. – элементы пневматического центратора для автоматической сварки труб, а голландская Vermaat Technics B.V. оснастила судно ультрасовременной компьютеризированной системой для наружной орбитальной сварки Veraweld Torch System D. Кремль ловко обошел санкции США через систему фирм-прокладок и занижая инвойс. Как говорится, на всякого хитрого Санта-Клауса всегда найдется свой Маколей Калкин (те, кто смотрел «Один дома», те поймут). Окончательную модернизацию и дооснащение «Черский» прошел в немецком порту Мукран на острове Рюген – логистической базе СП-2, куда он прибыл, совершив беспримерный трехмесячный трансокеанский переход из порта Находка через три океана (Тихий, Индийский и Атлантический) вокруг Африки в сопровождении военных судов конвоя с заходом во все возможные порты. Такая кругосветная одиссея тоже влетела Газпрому в копеечку. И все это только для того, чтобы потом глотать пыль из-под копыт какой-то «Фортуны»? Основные характеристики: Водоизмещение (летнее): 30146 т Валовая вместимость: 29513 т Длина: 150 м Ширина: 36,8 м Высота борта: 15,1 м Осадка: 6,8 м Макс. скорость: 12 узлов Дальность плавания: 18 720 миль Система динамического позиционирования: DP3 Система якорного позиционирования: 8-ми якорная Краны: главный – SWL 1200 т (33 м) + SWL 600 т (29 м) = SWL 1800 т (27 м), вспомогательные – 2 х SWL 40 т (40 м) Экипаж: 379 чел. Корабль оснащен системой динамического позиционирования (DP3), которая управляет курсом и положением судна, активируя двигатели на основе информации, полученной от гирокомпаса, датчика ветра, а также заданного положения. Это позволяет отказаться от системы якорного позиционирования. Но по требованию Германии для работы на мелководье в ходе модернизации судно было дооборудовано и 8-якорной системой якорного позиционирования. Собственник с июня 2020 года: АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (дочерняя структура «Газпром межрегионгаз»). Порт приписки: неизвестен (шифруется). У меня только один вопрос (точнее два) – кто виноват в провале «Ак. Черского», и кто ответит за этот провал? Как выяснилось, СП-2 мы смогли достроить и без него, в основном усилиями «Фортуны». Зачем был нужен такой дорогостоящий банкет и что пошло не так?
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]