Москва решает
---
Помните недавно я писал про краудсорсинг проект, посвященный сайту mos.ru? Проект завершен: больше трех тысяч самых активных пользователей высказали свои идеи по тому как можно улучшить ресурс. Организаторы, конечно, молодцы. Переработать навигацию и поиск? - Пожалуйста! Сделать удобнее мобильное приложение? - Нет проблем! Создать «главную» афишу мероприятий? – Мы вас услышали! Так и работает демократия.
Мне стало интересно, а как оно бывает «там», и я провел свое небольшое исследование. Нам всё время тыкают тем, что мы постоянно отстаем от Европы и Америки, но так ли это на самом деле? У нас каменный век или мы снова за короткий период сделали прыжок от сохи в космос? И забегая немного вперед, скажу, что я был приятно удивлен, как круто у нас на самом деле на их фоне. Наша система городских решений ВМЕСТЕ (Краудсорсинг, Активный гражданин, Наш город) действительно очень крутой кейс причем на международной арене.
Посмотрим для начала, что из себя представляют официальные сайты крупных мировых столиц. В контексте проведенного краудсорсинг проекта я решил начать отсюда. Страницы на национальном языке, ориентированные на граждан страны, а не интернациональные версии сайтов на других языках, сделанные чаще всего как визитки.
Первый напрашивающийся пример - Лондон: https://www.london.gov.uk/
Сайт очень неплох и даже красив. Коротко о городе, транспорте, экологии, пресс-релизы и важные для мэрии новости.
Стандартная информация о самом мэре и совете мэрии:
Но больше всего интересует, насколько сайт полезен местным жителям и есть ли у них вообще хоть какие-то причины сюда заходить. Посмотрим какими разделами может похвастаться мэрия Лондона:
Что мы делаем > В моем районе > Как принять участие > О нас > Медиацентр
Грубо говоря: Городские новости, Районные новости, Принять участие, О чиновниках и Пресс-релизы
Самое интересное, конечно, же «Как принять участие». Посмотрим, как официальная мэрия работает с горожанами:
Подписки на соцсети, посещение здания мэрии, волонтёрские программы, расписание мероприятий для граждан и официальные запросы только на бумаге или по e-mail. В смысле электронной системы, это, конечно, все вчерашний чиновничий день. Сайт, конечно, приятный, но какой-то уж очень разветвлённый и скорее информационный. За два клика к врачу здесь, увы, не запишешься.
И вот кажется, я нашел, что искал - на сайте отдельной страницей присутствует краудфандинг:
Это Британия, здесь государство вам ничего не должно, но готово поддержать хорошие инициативы, но, конечно, не деньгами, а административно, а деньги сами собирайте, либо с помощью пожертвований от граждан, либо ищите спонсоров, никаких выделений на благоустройство из бюджета. Хотите благоустроить сквер? Ищите спонсора! Хотите двор хороший, ищите спонсора, а власти морально поддержат. Именно по этой причине, в Британии так развита инициатива на местах. Неплохо, но краудфандинг – это вам не краудсорсинг.
Идем дальше - Нью-Йорк - http://www1.nyc.gov/
Старая-добрая американская классика кирпичного сайтостроения с позавчерашними новостями на главной. Похоже, администрация уже давно хочет этот сайт поменять и даже сверху призывает всех протестировать Альфа-версию нового сайта (!!). Удивлён, что у Нью-Йорка такой странный сайт, даже как-то обидно, весь сайт сделан из сплошных костылей.
Из интересного: на сайте Нью-Йорка есть развернутая система жалоб на многие проблемы (есть и отдельное приложение). Аналог нашего gorod.mos.ru или же просто портала «Наш город». Вот только помочь они могут по 7 категориям, а у нас 27, у меня даже на скриншот все не влезло.
Не знаю, насколько оно у них реально работает как наше, но почему-то по многим проблемам предлагает просто по-старинке сразу звонить 911. Каждый раз удивляюсь, как в США рука об руку идут с одной стороны передовые технологии в сочетании с невероятным консерватизмом большинства населения, до сих пор очень активно пользующихся и почтой, и стационарными телефонами.
Точно знаю, что в Нью-Йорке широко развиты краусорсинг и краудфандинг, но на официальном сайте мэрии их практически не представлено, подобные вещи исходят исключительно снизу, предлагаются и реализуются частными компаниями. Так что, Москва VS New York – 1:0.
Еще можно выделить Париж - http://www.paris.fr/
Очень по-французски: элегантно, разноцветно, с модными блоками, проработанными шрифтами и превью.
Очень красиво, много потенциально полезной информации:
А что по функционалу? Краудсорсинг с идеями присутствует, но больше похоже просто на сбор мнений, какого-то плана дальнейшей реализации их я не нашел.
Целый подсайт посвящен подаче и обсуждению различных идей по тем или иным городским проблемам. Однако популярностью он, судя по количеству предложенных идей, не очень пользуется.
В среднем 150-200 предложений по теме. А вот статистика с наших проектов для сравнения:
Примеры выше – это одни из лучших сайтов зарубежных мегаполисов, что я посмотрел. Про остальные даже писать нечего, в большинстве случаев сайты мегаполисов – это такие визитки с краткой информацией о городе. И все.
Отдельно хочу отметить самый, наверно, поразивший меня сайт - http://www.berlin.de/
Баннерная сеть на официальном сайте (!!!), сайт висит не просто блоками, а одним кирпичом со стандартными информационными разделами сайта-визитки. Здесь не просто никакой интерактивностью не пахнет, здесь даже, кажется, наступило только самое начало 2000-х и традиционно справочник по городу привязан. Про функционал для жителей даже говорить ничего не буду.
А теперь мы добрались до самого интересного, до Москвы. Тут, как говорится, все лучшее сразу. Я всю полезность его расписывать не буду, а остановлю свое внимание именно на «народных» сервисах и услугах:
«Мои документы»: подтвержденный аккаунт в электронных госуслугах - вещь. Помогает быстро решать многие проблемы записи в различные инстанции, к врачам и т.д. Честно говоря, думал, что эту идею у нас как обычно позаимствовали у кого-то, но пока, оказывается, такой интеграции персональных документов с сервисами онлайн ни у кого нет. Вот так вот.
«Портал открытых данных» - очень занятная информация в фактах и цифрах.
Но самое интересное тут даже не это, а троица проектов: Краудсорсинг, Активный гражданин и Наш город.
Все они – часть «системы городских решений Вместе» - вот чего-чего, а такого симбиоза я нигде еще не видел. Три интерактивных проекта по взаимодействию власти и жителей, получению «обратной связи» от населения города Москвы.
Эти проекты возникли как часть новой философии «управления городом», при которой власть и горожане совместно управляют Москвой. Совместное управление означает участие любого из жителей в каждом этапе деятельности городского правительства:
Crowd.mos.ru: тут москвичи предлагают свои идеи по различным аспектам развития столицы;
Аg.mos.ru: здесь каждую неделю обсуждаются важные для города вопросы через голосования;
Gorod.mos.ru: а тут мы контролируем внешний облик и благоустройство любимой столицы.
И самое интересное, что все это абсолютно прозрачно, все данные о идеях, голосованиях, проблемах – все-все выложено в открытый доступ. Не даром это часть так называемого «открытого правительства». Хотя тут не то чтобы что-то спрятать захотелось, а наоборот рассказать как можно большему количеству людей, как это делаю я сейчас, потому что прямо гордость берет.
А вы говорите Европа, Америка… Настоятельно рекомендую изучить каждый проект и поделиться этой записью. И не говорите потом, что вы не знали про такое!
Взято: nikitskij.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]