Каким был первый советский серийный электромобиль
---
Электромобили все больше захватывают автомобильный рынок. Появились принципиально новые предприятия, специализирующиеся исключительно на электрокарах, тема активно интересует крупные IT-компании. Однако малро кто знает, что такая машина ещё 40 лет назад выпускалась серийно на "АвтоВАЗе".
В конце 70-х годов сразу несколько советских предприятий начали создавать прототипы с электромоторами. Наибольших успехов в этой сфере достиг "АвтоВАЗ". Представленный концепт получил государственную поддержку, а запустить модель в серию хотели уже к летней Олимпиаде 80-го года. Однако, на пути инженеры столкнулись с проблемами, из-за чего запуск был отложен.
В качестве основы для будущего электромобиля взяли модель ВАЗ-2102. Универсал отличался практичностью, что было необходимо для последующей успешной эксплуатации машины. Внешне отличить версию с электрическим двигателем было очень легко. Задняя часть не имела стёкла, вместо которых установили так называемую филёнку. По бокам электрокара красовались идентификационные надписи.
Под капотом модели всё изменилось до неузнавания. Здесь расположился электромотор с заявленной мощностью 34 лошадиных силы. Питание силовой установки осуществлялось за счёт блока никель-цинковых аккумуляторов, которые также располагались в подкапотном пространстве.
Коробки передач у ВАЗ-2801 фактически не было, поэтому водитель пользовался только двумя педалями. По правую руку находился селектор с тремя положениями: "Вперёд", "Назад" и "Стоп". Конструкция оказалась достаточно простой и удобной в эксплуатации, что внушало веру в перспективы электрокара.
В 1981 году предприятие выпустило чуть менее 50 экземпляров ВАЗ-2801. Часть из них осталась на заводе, остальные машины уехали в Москву и Запорожье. На "ВАЗе" электромобили использовались во внутренних целях, на них доставляли еду. Схожие функции машина выполняла и в других городах, но там её можно было увидеть на дорогах общего пользования.
Примечательно, что для своих лет ВАЗ-2801 имел достойные технические характеристики. Запаса батарей хватало почти на 130 километров пробега при средней скорости 40 км/ч. При 60 км/ч ресурс аккумуляторов сокращался до 100 километров. Заявленная максимальная скорость составляла чуть более 85 км/ч.
Длительная эксплуатация электромобиля показала, что уровень надёжности находится на достаточно высоком уровнем. Однако, запуску машины в массовое серийное производство помешали проблемы с зарядкой и обслуживанием. Если на предприятиях эксплуатация электромобилей была реальной, то обычным гражданам она оказалась не по силам из-за отсутствия инфраструктуры.
В дальнейшем определённые работы производились в сторону увеличения ёмкости и эффективности используемых аккумуляторов. Серийное производство ВАЗ-2801 прекратилось, оставшиеся экземпляры дорабатывали свой ресурс на предприятиях, а затем были списаны.
Сейчас найти первый советский серийный электромобиль в первозданном состоянии практически невозможно. Машины с изношенными аккумуляторами переделывали, устанавливали в них обычный двигатель внутреннего сгорания. Однако, на досках объявлений иногда появляются сохранившиеся кузова и комплектующие, поэтому энтузиасты могут восстановить подобный экземпляр.
В конце 70-х годов сразу несколько советских предприятий начали создавать прототипы с электромоторами. Наибольших успехов в этой сфере достиг "АвтоВАЗ". Представленный концепт получил государственную поддержку, а запустить модель в серию хотели уже к летней Олимпиаде 80-го года. Однако, на пути инженеры столкнулись с проблемами, из-за чего запуск был отложен.
В качестве основы для будущего электромобиля взяли модель ВАЗ-2102. Универсал отличался практичностью, что было необходимо для последующей успешной эксплуатации машины. Внешне отличить версию с электрическим двигателем было очень легко. Задняя часть не имела стёкла, вместо которых установили так называемую филёнку. По бокам электрокара красовались идентификационные надписи.
Под капотом модели всё изменилось до неузнавания. Здесь расположился электромотор с заявленной мощностью 34 лошадиных силы. Питание силовой установки осуществлялось за счёт блока никель-цинковых аккумуляторов, которые также располагались в подкапотном пространстве.
Коробки передач у ВАЗ-2801 фактически не было, поэтому водитель пользовался только двумя педалями. По правую руку находился селектор с тремя положениями: "Вперёд", "Назад" и "Стоп". Конструкция оказалась достаточно простой и удобной в эксплуатации, что внушало веру в перспективы электрокара.
В 1981 году предприятие выпустило чуть менее 50 экземпляров ВАЗ-2801. Часть из них осталась на заводе, остальные машины уехали в Москву и Запорожье. На "ВАЗе" электромобили использовались во внутренних целях, на них доставляли еду. Схожие функции машина выполняла и в других городах, но там её можно было увидеть на дорогах общего пользования.
Примечательно, что для своих лет ВАЗ-2801 имел достойные технические характеристики. Запаса батарей хватало почти на 130 километров пробега при средней скорости 40 км/ч. При 60 км/ч ресурс аккумуляторов сокращался до 100 километров. Заявленная максимальная скорость составляла чуть более 85 км/ч.
Длительная эксплуатация электромобиля показала, что уровень надёжности находится на достаточно высоком уровнем. Однако, запуску машины в массовое серийное производство помешали проблемы с зарядкой и обслуживанием. Если на предприятиях эксплуатация электромобилей была реальной, то обычным гражданам она оказалась не по силам из-за отсутствия инфраструктуры.
В дальнейшем определённые работы производились в сторону увеличения ёмкости и эффективности используемых аккумуляторов. Серийное производство ВАЗ-2801 прекратилось, оставшиеся экземпляры дорабатывали свой ресурс на предприятиях, а затем были списаны.
Сейчас найти первый советский серийный электромобиль в первозданном состоянии практически невозможно. Машины с изношенными аккумуляторами переделывали, устанавливали в них обычный двигатель внутреннего сгорания. Однако, на досках объявлений иногда появляются сохранившиеся кузова и комплектующие, поэтому энтузиасты могут восстановить подобный экземпляр.
Источник: 4kolesa.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]