Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
---
В Киеве на улице Терещенковской находится музей, известность которого шагнула далеко за пределы Украины. Он знаменит самым богатым и полным в Украине собранием западного и восточного искусства: в коллекции — около 20 000 произведений из коллекции щедрых меценатов и последующих поступлений.
Музей этот знаменит самым богатым и полным в Украине собранием западного и восточного искусства. Появлением музея киевляне обязаны известным коллекционерам и меценатам — Богдану и Варваре Ханенко, которые в 1919 г. подарили городу свое богатейшее собрание вместе с особняком и ценной библиотекой. В память об основателях музея, он назван в их честь — Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Фотография. Богдан Иванович Ханенко
Фотография. Варвара Николовна Ханенко
В начале ХХ в. художественное собрание Ханенко считалось одним из лучших в Российской империи. Супруги собирали картины, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, приобретая их у известных коллекционеров Москвы, Петербурга, а также в антикварных салонах и на мировых аукционах. Позже значительно пополнили экспозицию музея собрание петербургского коллекционера В. Щавинского, произведения из яготинского собрания князей Репниных, Кабинета искусств Киевского университета, частные коллекции Терещено, Сахновских, Гудим-Левковичей, Т. Жаспар, а также музеи Москвы, Ленинграда и Киева.
Мастер "Поклонения волхвов" Ханенко. Поклонение волхвов. Диптих
XV век
Сегодня экспозицию музея составляют две коллекции — «Западноевропейское искусство» и «Восточное искусство».
Западноевропейская коллекция представлена в старинном особняке Б. Ханенко, интерьер которого оформлялся в 1889—1895 гг. Особо яркое впечатление производят произведения искусства, органично вписанные в изысканные интерьеры, стилизованные под разные эпохи от готики до рококо и тем самым воссоздают дух времени, представленных в нем коллекций.
Коллекция западноевропейского искусства не дает полную картину о развитии искусства стран Западной Европы, но памятники, представленные в этом разделе, имеют высокую художественную, историческую ценность и многие из них являются уникальными.
Дель Якопо Селлайо. Орфей и Эвридика
1480-е
Открывает экспозицию 70 произведений искусства Древнего мира из Египта, Греции, Этрурии и Рима. Культура Египта представлена скульптурой и предметами погребального культа (IV тыс. до н.э. — I тыс. н.э.), — редкими образцами древнего искусства для украинских музеев. В разделе Античной Греции особую ценность представляют изысканные расписные вазы (II тыс. до н.э. — II в. н.э.) и знаменитые танагрские статуэтки — изящные женские фигурки из терракоты (IV-III вв. до н.э.). Таинственная культура Древней Этрурии привлекает редчайшими не только для украинских, но и для мировых музеев терракотовыми статуями плакальщиц (III в. до н.э.). С древнеримским искусством зрителя знакомят мраморные портреты (II в. н.э.) и предметы из античного стекла.
Фотография. Экспозиция "Искусство Древнего мира"
XX век
В зале, посвященном европейскому искусству эпохи Средневековья и Ренессанса, представлены алтарные картины, деревянная и бронзовая скульптура, мебель и декоративно-прикладные предметы. Особой гордостью коллекции являются лиможские эмали XII—XVI вв. — предметы церковной утвари, исполненные на уровне ювелирного искусства.
Коллекция музея также хранит замечательное собрание итальянской майолики XV—XVI вв.: вазы, чаши и блюда разнообразных форм, декорированные полихромной росписью. Этот вид керамики представляют почти все ведущие художественные центры Италии: Дерута, Урбино, Губбио, Кастель Дуранте, Венеция, Фаэнца. Среди живописных работ периода Ренессанса привлекает внимание картина венецианца Джентиле Беллини «Мадонна с Младенцем», написанная на одну из любимых тем мастера.
Джентиле Беллини. Мадонна с Младенцем
XV век
Продолжает экспозицию живопись Италии XVI—XVIII вв. Здесь вниманию зрителя представлены полотна художников итальянского барокко, а также картины венецианских мастеров «ведуты», — особого вида городского пейзажа. Ведута представлена произведениями прославленных мастеров этого жанра: Бернардо Беллотто, Франческо Гварди и Франческо Тирони.
Франческо Гварди. Палаццо Бальби на Большом канале в Венеции
XVIII век
Отдельный зал посвящен живописи Фландрии, Голландии и Нидерландов XV—XVII вв. О творчестве северных мастеров дают представление портреты, натюрморты, жанровые сцены таких всемирно известных живописцев, как Питер Пауль Рубенс, Питер Брейгель Младший, Якоб Йорданс, Ян Веникс и др.
Питер Пауль Рубенс. Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена
1618, 28×37 см
Искусство Испании XV—XVII вв. представлено немногочисленными, но очень ценными произведениями. Бесспорными достоинствами обладают картины «Вознесение Богоматери» Мастера арагонской школы XV в. и «Натюрморт с мельницей для шоколада» Хуана де Сурбарана. Одним из бесценных шедевров коллекции и визитной карточкой музея является картина выдающегося испанского живописца Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты», которую Б. Ханенко приобрел на аукционе в Берлине и считал это редкой удачей.
В 2008 году исследователи окончательно установили, что полотно принадлежит кисти Хуана Батисты дель Масо, ученика Веласкеса, и датировали её 1665 годом. Но многие посетители Музея по-прежнему стремятся в зал, где мерцает жемчугом из глубины веков Инфанта Маргарита, пусть уже и не Веласкеса.
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита.
1658-60. Холст, масло.
Особого внимания в экспозиции французской живописи XVI—XVIII вв. заслуживает серия портретов блестящих мастеров этого жанра Жака Луи Давида, Элизабет Виже-Лебрен, Луи Токе, Алексиса Гриму, а также композиция «Амуры» яркого представителя французского рококо — Франсуа Буше.
Портрет польского короля Станислава II Августа (Понятовского) Элизабет Виже-Лебрен
1797, 86.5×101.5 см
Жак-Луи Давид. Портрет Лазаря Гоша
1794
Отдельный зал в экспозиции музея посвящен европейскому декоративному искусству эпохи рококо, он называется «Золотой кабинет» и отличается особым изяществом. Зал украшают четыре фламандские гобелены, рассказывающие историю героя романа испанского писателя XVII в. Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский». Салон отражает характерный для рококо дух куртуазности и галантного веселого общества при дворах Европы в XVIII в.
Особую ценность музея представляют уникальные византийские иконы VI—XIII вв., которые относятся к самым древним из известных на сегодня. Они были найдены в синайском монастыре Святой Екатерины архимандритом Порфирием Успенским в 1850 г. и пополнили коллекцию музея в 1940 г.
Византийская Икона. Святые Сергий и Вакх
VII век
Крупнейшую в Украине коллекцию произведений искусства Востока. Сегодня она размещается в доме рядом с историческим особняком Б. Ханенко. В четырех залах экспозиции развернуты выставки «Буддийское искусство», «Искусство Китая», «Искусство стран ислама», «Искусство Японии».
В зале Буддийского искусства представлена буддийская алтарная скульптура VI—XII вв., разнообразные предметы культа, такие как ритуальная чаша «капала», нож «пурбу», сакральный камень «мани», отличающиеся высоким художественным уровнем исполнения. Интересны иконы-танка, написанные мастерами XVIII—XIX вв. из Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии.
Коллекция «Искусство Китая» наиболее крупная в музее. С традициями древней цивилизации знакомят предметы из литой бронзы эпохи Хань (206 до н.э. — 221 н.э.). Собрание китайской классической живописи на свитках и монументальная храмовая скульптура представлены в экспозиции произведениями эпохи Мин (1368−1644). Дополняют экспозицию изделия из фарфора, предметы из резного камня, кости, эмали и шелка.
В экспозиции «Искусство стран ислама» собраны художественные произведения из Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции, стран Средней Азии и Кавказа. Здесь вниманию зрителя представлены редкостные образцы персидского и родосского фаянса, листы из рукописей Корана, изделия из бронзы X—XVIII вв., и небольшое, но исключительно ценное собрание миниатюры.
Японское искусство представлено в музее преимущественно памятниками эпохи Токугава (1603−1868). К лучшим образцам японской коллекции этого периода относится собрание эстампов цветной ксилографии, выполненные известными мастерами Кийонага, Корюсай, Хокусай, Хиросиге. Музей хранит одну из крупнейших в Восточной Европе коллекций цуб (художественно оформленная деталь самурайского меча). Ценителям японского декоративно-прикладного искусства интересно будет познакомиться с киевским собранием миниатюрной скульптуры нэцкэ и коллекцией фарфора.
В Киев Ханенки переехали из Петербурга в 1881 году. К этому времени уже стало очевидно, что коллекция не умещается в квартиру и нужно строить для нее отдельное помещение, да и скрывать свои приобретения от публики пара считала преступлением. Некоторые предпочитают любоваться в одиночестве, другие хвастаются в узком кругу близких друзей, а часть открывает музеи и распахивает двери для всех желающих.
К тому же отец подарил Варваре участок по ул. Алексеевской 15 (ныне Терещенковская). Разрабатывая дизайн особняка, пара уже предполагала там размещение коллекции, и для каждой эпохи предусматривалось отдельное пространство. Так, Зеленый кабинет, где размещается средневековый раздел, отличается псевдоготическим стилем. Убранство Красной гостиной соответствовало эпохе Ренессанса. Дельфтская столовая имитировала голландский дом XVII в. с витражами, изделиями из дельфтского фаянса на стенах, высокими дубовыми панелями.
Богдан Иванович умер в 1917 году, а заветное желание его исполнилось: коллекция стала общенародной, более того стала основой нескольких киевских музеев (Национально-художественного, Русского, Западного и восточного искусства). Варваре Николовне повезло меньше последние дни новая власть отлучила ее от любимых предметов, которым была посвящена жизнь супругов.
Она скончалась в 1922 году. Похоронена рядом с мужем на кладбище возле Выдубецкого монастыря в Киеве.
Автори Ирина Олих и Елена Настюк
Источники - Артхив_1 и Артхив_2
Музей этот знаменит самым богатым и полным в Украине собранием западного и восточного искусства. Появлением музея киевляне обязаны известным коллекционерам и меценатам — Богдану и Варваре Ханенко, которые в 1919 г. подарили городу свое богатейшее собрание вместе с особняком и ценной библиотекой. В память об основателях музея, он назван в их честь — Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Фотография. Богдан Иванович Ханенко
Фотография. Варвара Николовна Ханенко
В начале ХХ в. художественное собрание Ханенко считалось одним из лучших в Российской империи. Супруги собирали картины, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, приобретая их у известных коллекционеров Москвы, Петербурга, а также в антикварных салонах и на мировых аукционах. Позже значительно пополнили экспозицию музея собрание петербургского коллекционера В. Щавинского, произведения из яготинского собрания князей Репниных, Кабинета искусств Киевского университета, частные коллекции Терещено, Сахновских, Гудим-Левковичей, Т. Жаспар, а также музеи Москвы, Ленинграда и Киева.
Мастер "Поклонения волхвов" Ханенко. Поклонение волхвов. Диптих
XV век
Сегодня экспозицию музея составляют две коллекции — «Западноевропейское искусство» и «Восточное искусство».
Западноевропейская коллекция представлена в старинном особняке Б. Ханенко, интерьер которого оформлялся в 1889—1895 гг. Особо яркое впечатление производят произведения искусства, органично вписанные в изысканные интерьеры, стилизованные под разные эпохи от готики до рококо и тем самым воссоздают дух времени, представленных в нем коллекций.
Коллекция западноевропейского искусства не дает полную картину о развитии искусства стран Западной Европы, но памятники, представленные в этом разделе, имеют высокую художественную, историческую ценность и многие из них являются уникальными.
Дель Якопо Селлайо. Орфей и Эвридика
1480-е
Открывает экспозицию 70 произведений искусства Древнего мира из Египта, Греции, Этрурии и Рима. Культура Египта представлена скульптурой и предметами погребального культа (IV тыс. до н.э. — I тыс. н.э.), — редкими образцами древнего искусства для украинских музеев. В разделе Античной Греции особую ценность представляют изысканные расписные вазы (II тыс. до н.э. — II в. н.э.) и знаменитые танагрские статуэтки — изящные женские фигурки из терракоты (IV-III вв. до н.э.). Таинственная культура Древней Этрурии привлекает редчайшими не только для украинских, но и для мировых музеев терракотовыми статуями плакальщиц (III в. до н.э.). С древнеримским искусством зрителя знакомят мраморные портреты (II в. н.э.) и предметы из античного стекла.
Фотография. Экспозиция "Искусство Древнего мира"
XX век
В зале, посвященном европейскому искусству эпохи Средневековья и Ренессанса, представлены алтарные картины, деревянная и бронзовая скульптура, мебель и декоративно-прикладные предметы. Особой гордостью коллекции являются лиможские эмали XII—XVI вв. — предметы церковной утвари, исполненные на уровне ювелирного искусства.
Коллекция музея также хранит замечательное собрание итальянской майолики XV—XVI вв.: вазы, чаши и блюда разнообразных форм, декорированные полихромной росписью. Этот вид керамики представляют почти все ведущие художественные центры Италии: Дерута, Урбино, Губбио, Кастель Дуранте, Венеция, Фаэнца. Среди живописных работ периода Ренессанса привлекает внимание картина венецианца Джентиле Беллини «Мадонна с Младенцем», написанная на одну из любимых тем мастера.
Джентиле Беллини. Мадонна с Младенцем
XV век
Продолжает экспозицию живопись Италии XVI—XVIII вв. Здесь вниманию зрителя представлены полотна художников итальянского барокко, а также картины венецианских мастеров «ведуты», — особого вида городского пейзажа. Ведута представлена произведениями прославленных мастеров этого жанра: Бернардо Беллотто, Франческо Гварди и Франческо Тирони.
Франческо Гварди. Палаццо Бальби на Большом канале в Венеции
XVIII век
Отдельный зал посвящен живописи Фландрии, Голландии и Нидерландов XV—XVII вв. О творчестве северных мастеров дают представление портреты, натюрморты, жанровые сцены таких всемирно известных живописцев, как Питер Пауль Рубенс, Питер Брейгель Младший, Якоб Йорданс, Ян Веникс и др.
Питер Пауль Рубенс. Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена
1618, 28×37 см
Искусство Испании XV—XVII вв. представлено немногочисленными, но очень ценными произведениями. Бесспорными достоинствами обладают картины «Вознесение Богоматери» Мастера арагонской школы XV в. и «Натюрморт с мельницей для шоколада» Хуана де Сурбарана. Одним из бесценных шедевров коллекции и визитной карточкой музея является картина выдающегося испанского живописца Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты», которую Б. Ханенко приобрел на аукционе в Берлине и считал это редкой удачей.
В 2008 году исследователи окончательно установили, что полотно принадлежит кисти Хуана Батисты дель Масо, ученика Веласкеса, и датировали её 1665 годом. Но многие посетители Музея по-прежнему стремятся в зал, где мерцает жемчугом из глубины веков Инфанта Маргарита, пусть уже и не Веласкеса.
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита.
1658-60. Холст, масло.
Особого внимания в экспозиции французской живописи XVI—XVIII вв. заслуживает серия портретов блестящих мастеров этого жанра Жака Луи Давида, Элизабет Виже-Лебрен, Луи Токе, Алексиса Гриму, а также композиция «Амуры» яркого представителя французского рококо — Франсуа Буше.
Портрет польского короля Станислава II Августа (Понятовского) Элизабет Виже-Лебрен
1797, 86.5×101.5 см
Жак-Луи Давид. Портрет Лазаря Гоша
1794
Отдельный зал в экспозиции музея посвящен европейскому декоративному искусству эпохи рококо, он называется «Золотой кабинет» и отличается особым изяществом. Зал украшают четыре фламандские гобелены, рассказывающие историю героя романа испанского писателя XVII в. Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский». Салон отражает характерный для рококо дух куртуазности и галантного веселого общества при дворах Европы в XVIII в.
Особую ценность музея представляют уникальные византийские иконы VI—XIII вв., которые относятся к самым древним из известных на сегодня. Они были найдены в синайском монастыре Святой Екатерины архимандритом Порфирием Успенским в 1850 г. и пополнили коллекцию музея в 1940 г.
Византийская Икона. Святые Сергий и Вакх
VII век
Крупнейшую в Украине коллекцию произведений искусства Востока. Сегодня она размещается в доме рядом с историческим особняком Б. Ханенко. В четырех залах экспозиции развернуты выставки «Буддийское искусство», «Искусство Китая», «Искусство стран ислама», «Искусство Японии».
В зале Буддийского искусства представлена буддийская алтарная скульптура VI—XII вв., разнообразные предметы культа, такие как ритуальная чаша «капала», нож «пурбу», сакральный камень «мани», отличающиеся высоким художественным уровнем исполнения. Интересны иконы-танка, написанные мастерами XVIII—XIX вв. из Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии.
Коллекция «Искусство Китая» наиболее крупная в музее. С традициями древней цивилизации знакомят предметы из литой бронзы эпохи Хань (206 до н.э. — 221 н.э.). Собрание китайской классической живописи на свитках и монументальная храмовая скульптура представлены в экспозиции произведениями эпохи Мин (1368−1644). Дополняют экспозицию изделия из фарфора, предметы из резного камня, кости, эмали и шелка.
В экспозиции «Искусство стран ислама» собраны художественные произведения из Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции, стран Средней Азии и Кавказа. Здесь вниманию зрителя представлены редкостные образцы персидского и родосского фаянса, листы из рукописей Корана, изделия из бронзы X—XVIII вв., и небольшое, но исключительно ценное собрание миниатюры.
Японское искусство представлено в музее преимущественно памятниками эпохи Токугава (1603−1868). К лучшим образцам японской коллекции этого периода относится собрание эстампов цветной ксилографии, выполненные известными мастерами Кийонага, Корюсай, Хокусай, Хиросиге. Музей хранит одну из крупнейших в Восточной Европе коллекций цуб (художественно оформленная деталь самурайского меча). Ценителям японского декоративно-прикладного искусства интересно будет познакомиться с киевским собранием миниатюрной скульптуры нэцкэ и коллекцией фарфора.
В Киев Ханенки переехали из Петербурга в 1881 году. К этому времени уже стало очевидно, что коллекция не умещается в квартиру и нужно строить для нее отдельное помещение, да и скрывать свои приобретения от публики пара считала преступлением. Некоторые предпочитают любоваться в одиночестве, другие хвастаются в узком кругу близких друзей, а часть открывает музеи и распахивает двери для всех желающих.
К тому же отец подарил Варваре участок по ул. Алексеевской 15 (ныне Терещенковская). Разрабатывая дизайн особняка, пара уже предполагала там размещение коллекции, и для каждой эпохи предусматривалось отдельное пространство. Так, Зеленый кабинет, где размещается средневековый раздел, отличается псевдоготическим стилем. Убранство Красной гостиной соответствовало эпохе Ренессанса. Дельфтская столовая имитировала голландский дом XVII в. с витражами, изделиями из дельфтского фаянса на стенах, высокими дубовыми панелями.
Богдан Иванович умер в 1917 году, а заветное желание его исполнилось: коллекция стала общенародной, более того стала основой нескольких киевских музеев (Национально-художественного, Русского, Западного и восточного искусства). Варваре Николовне повезло меньше последние дни новая власть отлучила ее от любимых предметов, которым была посвящена жизнь супругов.
Она скончалась в 1922 году. Похоронена рядом с мужем на кладбище возле Выдубецкого монастыря в Киеве.
Автори Ирина Олих и Елена Настюк
Источники - Артхив_1 и Артхив_2
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]