Почему Украина вознамерилась продать свою ГТС
02.06.2021 19 347 0 +714 vagenleitner

Почему Украина вознамерилась продать свою ГТС

---
+714
В закладки
Почему Украина вознамерилась продать свою ГТС чтобы, миллиардов, «Газпром», Украины, газопровод, «Северного, может, через, газотранспортной, системы, Киеву, будет, России, кубометров, украинские, также, украинская, мощность, транзита, вокруг

Почему Украина вознамерилась продать свою ГТС чтобы, миллиардов, «Газпром», Украины, газопровод, «Северного, может, через, газотранспортной, системы, Киеву, будет, России, кубометров, украинские, также, украинская, мощность, транзита, вокруг

Президент Владимир Зеленский довольно неожиданно заявил о готовности продать украинскую ГТС европейским и американским партнерам. Вернее, слово «продажа» вообще не прозвучало, а вместо него была использована более обтекаемая формулировка «иметь в качестве совладельцев», что можно при желании трактовать весьма расширительно. Что это, жест отчаяния или финальный этап поглощения Западом остатков украинской экономики? Сперва необходимо сказать несколько слов о самой газотранспортной системе и предыдущих попытках Киева ее кому-то продать, чтобы по справедливости оценить то, до чего довела свою страну «молодая демократия». ГТС досталась Незалежной по наследству от СССР и по-прежнему является одной из крупнейших в мире: это свыше 37 тысяч километров труб и 71 компрессорная станция. Она является составной частью единой внутренней газораспределительной системы Украины, поэтому на входе ГТС способна принять до 290 миллиардов кубов в год, а на выходе ее мощность составляет 175 миллиардов. Из-за дефицита финансирования состояние газотранспортной системы приближается к критическому. Еще 6 лет назад независимая германская компания-оценщик установила уровень износа в 85%. Естественно, ГТС нуждается в срочном капитальном ремонте, и уже очень давно, но проблема упиралась в украинские коррупционные реалии, а также в банальные жадность и глупость чиновников. Еще в 2002 году Киеву был предложен вариант с трехсторонним управлением газотранспортной системы с участием европейских потребителей. Но украинская власть не захотела расставаться со своим монопольным положением и позволять кому-то сунуть нос в свою «кормушку», если называть вещи своими именами. Это стало лишним доводом к тому, чтобы Москва строила обходные газопроводы «Ямал-Европа» и «Голубой поток». «Газовые войны» периода правления президента Ющенко подтвердили необходимость дополнительного «Северного потока» и «Южного потока» через Болгарию. При Януковиче «Газпром» предлагал Киеву выкупить 50% газотранспортной системы Незалежной за 4 миллиарда долларов и предоставить в обмен скидку на газ на продолжительный срок. Но и тут не сошлись по цене: украинские власти оценили ГТС в несколько десятков миллиардов долларов. Не смогли вновь договориться и о совместном с европейцами трехстороннем управлении. А потом пришел Майдан 2014 года, и все подобные темы были окончательно сняты с повестки дня. Что же им имеем в сухом остатке на сегодняшний день? Есть изношенная украинская ГТС, через которую «Газпром» обязан в течение следующих четырех лет прокачивать до 40 миллиардов кубометров газа в год. Уже построен обходной «Турецкий поток» на замену болгарскому «Южному», и почти достроен «Северный поток-2», по которому российский монополист по проекту может прокачивать до 55 миллиардов кубометров газа ежегодно. Стало быть, после запуска его в строй на полную мощность услуги Киева Москве более не понадобятся. Украина потеряет плату за транзит газа в Европу, а также лишится так называемого «виртуального реверса». На самом деле, Незалежная просто отбирает из магистральной трубы российское топливо для собственных нужд, а после производит взаимозачет с европейскими партнерами. Если не будет реального транзита, то и отбирать будет уже нечего. Тогда Киеву придется или искать излишков газа у соседей по ЕС, или же просить «Газпром» о возобновлении прямых поставок. А там, глядишь, за экономическими уступками последуют и политические. Победа, товарищи? Увы, все сложнее, чем хотелось бы. Коллективный Запад крайне не заинтересован в том, чтобы отпускать Украину обратно к России. Для европейцев это дополнительный рынок сбыта своей продукции, источник дешевой рабочей силы и ресурсов, для США – удобнейший плацдарм для военного и политического давления на Кремль. Кроме того, ЕС для надежного прохождения отопительного сезона нужны огромные украинские ПХГ для балансировки объемов, а для этого должен сохраняться транзит газа через ГТС. Недаром канцлер Меркель без обиняков настаивала на сохранении украинского транзита даже в случае запуска «Северного поткоа-2». Европе и России дополнительный газопровод в обход Украины необходим, Киеву и Вашингтону – нет. При этом США имеют мощный рычаг давления для того, чтобы ставить препоны на пути реализации «Северного потока-2». Вот такой сложнейший геополитический клубок интересов образовался вокруг этого газопровода. А теперь давайте попытаемся представить, как его могла бы разрубить наша страна, вернее, что должно произойти, чтобы Россия вышла из этой партии победителем. Представим, что обходной газопровод достроен и сертифицирован. В соответствии с нормами Третьего энергопакета «Газпром» сможет использовать его лишь на 50% мощности, то есть, покачивать не 55 миллиардов кубометров в год, а только половину. Допустим, Вашингтон и Брюссель приходят к некоему консенсусу, при котором «Северный поток-2» может работать, но при условии сохранения определенных объемов транзита через Украину. Естественно, на Западе будут пытаться повесить на российскую корпорацию бремя ее содержания и капитального ремонта. Что тогда остается? Только надеяться на «чудо», которое исключит украинскую ГТС из общего расклада. Вспомним, что в 2014-2015 годах в этой безумной стране кто только не говорил о том, чтобы взорвать газопровод. Такую угрозу высказывал, например, лидер запрещенного в России экстремистского «Правого сектора». О том, насколько неадекватна украинская власть, может свидетельствовать также интервью замминистра по вопросам «временно оккупированных территорий» Юрий Грымчака, где он заявил дословно следующее: Вы думаете, не было планов подорвать газопроводную систему с нашей стороны? Я вам о государственных планах рассказываю. Сумасшедшая страна, безумные люди, куча оружия на руках. Вот возьмут и правда взорвут свой собственный магистральный трубопровод. А потом еще раз, но уже в другом месте. И еще раз. Или еще что нехорошее случится с изношенной системой. Подобный «черный лебедь» полностью изменит расклад вокруг «Северного потока-2», поскольку уже сама Европа будет упрашивать «Газпром» использовать газопровод на полную проектную мощность. И тут мы возвращаемся к последнему заявлению президента Зеленского, который явно сердцем почувствовал что-то неладное: Я действительно считаю, что было бы круто иметь как партнеров, как совладельцев в ГТС Украины Европу и Соединенные Штаты. Потому что вопрос не в том, что никто бы нам не повредил эту трубу, не предпринимал бы против нее каких-то действий, а в том, что все защищали бы эти контракты и защищали бы в целом безопасность Украины и Европы. Очевидно, в Киеве надеются, что переход прав собственности к западным партнерам будет для ГТС своего рода «оберегом». Все может быть. Правда, стоит учитывать, что счастливые новые «совладельцы» ветхой трубы будут вынуждены нести бремя ее содержания и капитального ремонта, а вот нужно ли это им? Большой вопрос.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]