План Кудрина: что получилось
---
Эксперты Центра стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина завершили работу над стратегией развития России на 2018-2024 годы.
Об этом экс-глава Минфина заявил в интервью ТАСС. По его словам, документ, который он назвал "Стратегией модернизации общественных институтов и экономики", уже готов. Кудрин уточнил, что президенту его представят на совещании, которое состоится в мае. При этом он добавил, что этот документ останется недоступным для широкой публики, т.к. "речь идёт о стратегии президента" и сам глава государства должен определиться с тем, "какие предложения экспертов он разделяет, какие предложения он сумеет согласовать с основными группами в обществе": "Стратегия — это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит."
Тем не менее об отдельных положениях подготовленного экспертами комплекса мер Алексей Кудрин всё же смог рассказать. Так, главными приоритетами стратегии станут люди, технологии и госуправление, а одной из основных задач, которые поставлены президентом — "достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше". Для достижения этой и других целей был разработан ряд предложений о реформах: "Все эти реформы мы прописали. Мы считаем их выверенными, реалистичными, не болезненными в целом, но требующими определённых изменений и решительных мер. Может быть, будет нужно от чего-то привычного отказаться и заняться чем-то новым. В этой связи мы сумели, на мой взгляд, создать систему мер, которая позволит это сделать."
Главным вызовом, стоящим перед Россией, Кудрин и его коллеги считают развитие новых технологий и рост производительности на их базе. Глава ЦСР отметил, что изменения, которые прогнозируются к исходу охваченных программой шести лет, нельзя назвать радикальными, но всё же в случае, если удастся реализовать все предложения, они будут существенными. В противном случае положение дел может усугубиться: "И если мы эти шесть лет не будем готовиться, не будем сами перестраиваться, то потом мы окажемся у разбитого корыта, мы не успеем за теми трендами, которые развиваются в мире. Мы не сохранимся как технологическая держава."
Продолжая тему приоритетов, Кудрин заявляет, что основой преобразований станут инвестиции в человеческий капитал: "Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. <...> Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. <...> В этой связи мы считаем, что нужно на 0,8% ВВП увеличить расходы на образование. Это нужно делать постепенно, не с первого года, но за шесть лет поднять расходы до этого нового уровня." Средства, которые будут перераспределены таким образом в пользу образования, предлагается пустить на структурные реформы в сферах высшего и среднего профессионального образования, направленные как на улучшение материального обеспечения учебных заведений, так и на повышение качества образования.
Говоря о профессиях, которые будут наиболее востребованы в обозримом будущем, Кудрин отметил: "В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова вообще. То есть даже если мы когда-нибудь проснёмся и осознаем масштаб цифровизации, такого количества программистов, которое нужно для таких масштабов, у нас нет. Поэтому в ближайшие годы нам нужно нарастить подготовку программистов для реализации этих задач. <...> Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить."
Другим видом целевых "вложений в человека" бывший министр финансов назвал повышение средней продолжительности жизни с 71,4 до 76 лет. Для этого он считает необходимым увеличение финансирования здравоохранения на 0,7% ВВП за те же 6 лет: "Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым. Нашей стране это крайне нужно, потому что мы, к сожалению, имеем самое большое количество смертей мужчин в трудоспособном возрасте."
Ещё одна статья, расходы на которую рекомендуется увеличить — развитие транспорта и транспортной инфраструктуры (дорожное строительство и хозяйство, создание новых скоростных магистралей, внедрение новых технологий и т.д.). На это нужно будет добавить 0,8% ВВП. В качестве источника, из которого можно перераспределить требуемые средства, Кудрин назвал несколько мер: "Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. <...> Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов." Кроме этого, он говорит, что можно повысить закладываемую в бюджет цену барреля нефти, удерживая таким образом дефицит бюджета в районе 1,5%: "Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. <...>
Цена сбалансированности для бюджета всегда была выше $80 за баррель и доходила до $110. <...> Так что на ценах, которые сейчас сложились, можно мягче поступить в отношении дефицита. В предыдущем пике мы жили на громадных рисках — при таких высоких ценах иметь ещё и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно."
По прогнозу Кудрина, в ближайшие 6 лет цены на нефть будут колебаться в диапазоне $40-60 за баррель. При этом он не считает критичным для бюджета сценарий, при котором цена упадёт ниже предлагаемых в качестве базовой цифры $45: "Даже если цена уйдёт ниже $40, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при $45. У нас есть резервы и Фонд национального благосостояния. В конце концов, можно заимствовать на рынке в разумных пределах. Но я думаю, что цена на нефть будет $45 и выше, с учётом всех рисков это разумный компромисс для бюджета."
Что касается перспектив рубля, Кудрин считает, что сейчас национальная валюта несколько переоценена и в ближайшей перспективе может немного ослабнуть: "При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около $56 за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет."
Ещё одно направление, в котором эксперты ЦСР предложили комплекс реформ — государственное управление: "Без перестройки государственного управления, изменения технологий в государственном управлении, изменения порядка набора специалистов ничего не получится." Кудрин говорит, что в созданной им и его коллегами стратегии предусмотрены структурные реформы системы госуправления: "У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. <...> В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы."
Помимо собственно реформы системы государственного управления эксперты ЦСР предлагают серьёзные преобразования в законодательстве, системе правоохранительных и силовых органов и ряде других сфер, так или иначе связанных между собой.
По мнению Кудрина, реализация всех этих мер должна в итоге привести к следующему результату: "Мы выходим на 3–3,5% роста в среднем и чуть выше по всем годам с 2018-го по 2024-й. Рост будет накапливаться с 2018 года. В следующем году рост составит, по нашему прогнозу, около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения — на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт — почти в два раза."
Кудрин и сам отмечает, что поставленные цели и задачи достаточно амбициозны, но, по его словам, всё это вполне реализуемо и достижимо. Естественно, при условии, что президент, рассматривая стратегию, не вычеркнет из неё основные элементы, от которых зависит реализация других.
Опрошенные "Давыдов.Индекс" эксперты отнеслись к озвученным Кудриным положениям неоднозначно.
По мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета Тагира Шарипова, эксперты ЦСР неверно поступают, выбрав в качестве источника для привлечения средств на образование, здравоохранение и другие сферы расходы на оборону: "В связи с продолжающейся напряжённой геополитической ситуацией, сохраняющейся террористической угрозой снижение оборонных расходов считаю нецелесообразным. Также не совсем ясно, за счёт каких источников планируется покрытие дефицита бюджета при его сохранении на уровне 1,5% ВВП. <...> Предложения по смягчению бюджетного правила и увеличению заложенной в нём цены нефти с $40 до $45 нахожу своевременным и считаю возможным доведение до $47. Также считаю, что в качестве приоритета необходимо помимо вложений в инфраструктуру создавать дополнительные условия для развития инновационной промышленности в регионах, что позволит увеличить поступления в региональные бюджеты и освободить средства федерального бюджета на приоритетные проекты."
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и экономической политики Южного федерального университета (ЮФУ) Юрий Туманян также критически оценивает составленное Кудриным описание стратегии: "В целом с общими положениями представленной стратегии развития я согласен. Но настораживает одно "но": мы по-прежнему остаемся повязанными на пресловутой "нефтяной игле". Нет альтернативы. Если мы, извините за выражение, соскочим с "нефтяной иглы", то мы не видим инвестиционного процесса. <...> То, что Кудрин сказал, это всё правильно. Но 40-45 долларов за баррель — такого тоже нет. И еще один момент: увеличение расходов на образование, здравоохранение и, соответственно, сокращение расходов на оборонку. Расходы на оборонную промышленность по закону являются закрытыми. <...> Получается, что в настоящее время видимость бюджета не стопроцентная, и мы видим только 70-75% средств. <...> Стратегически можно согласиться, а вот тактически… Как это претворить в жизнь? С реализацией могут быть проблемы."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Алексей Кудрин: если за шесть лет не перестроимся — останемся у разбитого корыта
Экономический рост на социальной сфере
Об этом экс-глава Минфина заявил в интервью ТАСС. По его словам, документ, который он назвал "Стратегией модернизации общественных институтов и экономики", уже готов. Кудрин уточнил, что президенту его представят на совещании, которое состоится в мае. При этом он добавил, что этот документ останется недоступным для широкой публики, т.к. "речь идёт о стратегии президента" и сам глава государства должен определиться с тем, "какие предложения экспертов он разделяет, какие предложения он сумеет согласовать с основными группами в обществе": "Стратегия — это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит."
Тем не менее об отдельных положениях подготовленного экспертами комплекса мер Алексей Кудрин всё же смог рассказать. Так, главными приоритетами стратегии станут люди, технологии и госуправление, а одной из основных задач, которые поставлены президентом — "достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше". Для достижения этой и других целей был разработан ряд предложений о реформах: "Все эти реформы мы прописали. Мы считаем их выверенными, реалистичными, не болезненными в целом, но требующими определённых изменений и решительных мер. Может быть, будет нужно от чего-то привычного отказаться и заняться чем-то новым. В этой связи мы сумели, на мой взгляд, создать систему мер, которая позволит это сделать."
Главным вызовом, стоящим перед Россией, Кудрин и его коллеги считают развитие новых технологий и рост производительности на их базе. Глава ЦСР отметил, что изменения, которые прогнозируются к исходу охваченных программой шести лет, нельзя назвать радикальными, но всё же в случае, если удастся реализовать все предложения, они будут существенными. В противном случае положение дел может усугубиться: "И если мы эти шесть лет не будем готовиться, не будем сами перестраиваться, то потом мы окажемся у разбитого корыта, мы не успеем за теми трендами, которые развиваются в мире. Мы не сохранимся как технологическая держава."
Продолжая тему приоритетов, Кудрин заявляет, что основой преобразований станут инвестиции в человеческий капитал: "Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. <...> Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. <...> В этой связи мы считаем, что нужно на 0,8% ВВП увеличить расходы на образование. Это нужно делать постепенно, не с первого года, но за шесть лет поднять расходы до этого нового уровня." Средства, которые будут перераспределены таким образом в пользу образования, предлагается пустить на структурные реформы в сферах высшего и среднего профессионального образования, направленные как на улучшение материального обеспечения учебных заведений, так и на повышение качества образования.
Говоря о профессиях, которые будут наиболее востребованы в обозримом будущем, Кудрин отметил: "В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова вообще. То есть даже если мы когда-нибудь проснёмся и осознаем масштаб цифровизации, такого количества программистов, которое нужно для таких масштабов, у нас нет. Поэтому в ближайшие годы нам нужно нарастить подготовку программистов для реализации этих задач. <...> Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить."
Другим видом целевых "вложений в человека" бывший министр финансов назвал повышение средней продолжительности жизни с 71,4 до 76 лет. Для этого он считает необходимым увеличение финансирования здравоохранения на 0,7% ВВП за те же 6 лет: "Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым. Нашей стране это крайне нужно, потому что мы, к сожалению, имеем самое большое количество смертей мужчин в трудоспособном возрасте."
Ещё одна статья, расходы на которую рекомендуется увеличить — развитие транспорта и транспортной инфраструктуры (дорожное строительство и хозяйство, создание новых скоростных магистралей, внедрение новых технологий и т.д.). На это нужно будет добавить 0,8% ВВП. В качестве источника, из которого можно перераспределить требуемые средства, Кудрин назвал несколько мер: "Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. <...> Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов." Кроме этого, он говорит, что можно повысить закладываемую в бюджет цену барреля нефти, удерживая таким образом дефицит бюджета в районе 1,5%: "Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. <...>
Цена сбалансированности для бюджета всегда была выше $80 за баррель и доходила до $110. <...> Так что на ценах, которые сейчас сложились, можно мягче поступить в отношении дефицита. В предыдущем пике мы жили на громадных рисках — при таких высоких ценах иметь ещё и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно."
По прогнозу Кудрина, в ближайшие 6 лет цены на нефть будут колебаться в диапазоне $40-60 за баррель. При этом он не считает критичным для бюджета сценарий, при котором цена упадёт ниже предлагаемых в качестве базовой цифры $45: "Даже если цена уйдёт ниже $40, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при $45. У нас есть резервы и Фонд национального благосостояния. В конце концов, можно заимствовать на рынке в разумных пределах. Но я думаю, что цена на нефть будет $45 и выше, с учётом всех рисков это разумный компромисс для бюджета."
Что касается перспектив рубля, Кудрин считает, что сейчас национальная валюта несколько переоценена и в ближайшей перспективе может немного ослабнуть: "При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около $56 за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет."
Ещё одно направление, в котором эксперты ЦСР предложили комплекс реформ — государственное управление: "Без перестройки государственного управления, изменения технологий в государственном управлении, изменения порядка набора специалистов ничего не получится." Кудрин говорит, что в созданной им и его коллегами стратегии предусмотрены структурные реформы системы госуправления: "У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. <...> В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы."
Помимо собственно реформы системы государственного управления эксперты ЦСР предлагают серьёзные преобразования в законодательстве, системе правоохранительных и силовых органов и ряде других сфер, так или иначе связанных между собой.
По мнению Кудрина, реализация всех этих мер должна в итоге привести к следующему результату: "Мы выходим на 3–3,5% роста в среднем и чуть выше по всем годам с 2018-го по 2024-й. Рост будет накапливаться с 2018 года. В следующем году рост составит, по нашему прогнозу, около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения — на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт — почти в два раза."
Кудрин и сам отмечает, что поставленные цели и задачи достаточно амбициозны, но, по его словам, всё это вполне реализуемо и достижимо. Естественно, при условии, что президент, рассматривая стратегию, не вычеркнет из неё основные элементы, от которых зависит реализация других.
Опрошенные "Давыдов.Индекс" эксперты отнеслись к озвученным Кудриным положениям неоднозначно.
По мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета Тагира Шарипова, эксперты ЦСР неверно поступают, выбрав в качестве источника для привлечения средств на образование, здравоохранение и другие сферы расходы на оборону: "В связи с продолжающейся напряжённой геополитической ситуацией, сохраняющейся террористической угрозой снижение оборонных расходов считаю нецелесообразным. Также не совсем ясно, за счёт каких источников планируется покрытие дефицита бюджета при его сохранении на уровне 1,5% ВВП. <...> Предложения по смягчению бюджетного правила и увеличению заложенной в нём цены нефти с $40 до $45 нахожу своевременным и считаю возможным доведение до $47. Также считаю, что в качестве приоритета необходимо помимо вложений в инфраструктуру создавать дополнительные условия для развития инновационной промышленности в регионах, что позволит увеличить поступления в региональные бюджеты и освободить средства федерального бюджета на приоритетные проекты."
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и экономической политики Южного федерального университета (ЮФУ) Юрий Туманян также критически оценивает составленное Кудриным описание стратегии: "В целом с общими положениями представленной стратегии развития я согласен. Но настораживает одно "но": мы по-прежнему остаемся повязанными на пресловутой "нефтяной игле". Нет альтернативы. Если мы, извините за выражение, соскочим с "нефтяной иглы", то мы не видим инвестиционного процесса. <...> То, что Кудрин сказал, это всё правильно. Но 40-45 долларов за баррель — такого тоже нет. И еще один момент: увеличение расходов на образование, здравоохранение и, соответственно, сокращение расходов на оборонку. Расходы на оборонную промышленность по закону являются закрытыми. <...> Получается, что в настоящее время видимость бюджета не стопроцентная, и мы видим только 70-75% средств. <...> Стратегически можно согласиться, а вот тактически… Как это претворить в жизнь? С реализацией могут быть проблемы."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Алексей Кудрин: если за шесть лет не перестроимся — останемся у разбитого корыта
Экономический рост на социальной сфере
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]