Кинотерапия: фильмы как лекарство для души
---
Талантливо снятый фильм может перевернуть душу и изменить сознание. Почему режиссеру порой за два часа удается то, с чем психотерапевт работает несколько месяцев? Какие механизмы включаются внутри нас, когда мы смотрим кино? И как превратить простой просмотр в личную психотерапию?
История способна творить чудеса. И психотерапевты, и режиссеры часто пользуются этим в работе с метафорами, притчами, образами, сказками, мифами, стихами, личными откровениями. Обратная связь с психотерапевтом по запросу клиента также выдается в виде истории. Да и жизни мы учимся через истории... Ну и еще, конечно, на собственном опыте, который, как известно, «сын ошибок трудных».
Однажды психотерапевт спела мне песню, отражающую суть моего характера. Это точное попадание и помогло мне осознать собственную ситуацию.
Психотерапевт и режиссер, по сути, занимаются одним и тем же — исследуют внутренний мир человека и внешние проявления его переживаний, узнают и раскрывают основные жизненные сюжеты и темы, волнующие человечество. Пытаются постичь жизнь и рассказать о своих открытиях другим.
Но у режиссера, в отличие от психотерапевта, язык богаче, потому что в его арсенале больше возможностей и инструментов.
Режиссер не просто устно передает историю: он создает кинематографическую действительность, используя свет, звук, пространство, движение камеры, объективы, цвет, мизансцены, работу с актерами. Он обеспечивает атмосферу, в которой история работает, воздействует на сознание и подсознание зрителя.
Режиссер просто предлагает нам кусочек жизни в виде фильма. И это становится для нас лекарством
На втором курсе обучения на клинического психолога вместо пары по высшей математике я как-то решила сходить в кинотеатр, и вышла из зала совершенно другим человеком. Это было какое-то оглушительное чувство, как будто меня ударили по голове. Как будто я прозрела, постигнув какую-то правду.
Схожее чувство посетило меня позже, когда я впервые заглянула в глаза своей новорожденной дочери и увидела там нечто невыразимое, о чем принято молчать, а не говорить.
Оглушенность фильмом не проходила еще долго, несколько дней подряд перед глазами всплывали кадры, диалоги, звуки. Это была картина Никиты Михалкова «12», которая открыла мне простую истину: нет ничего страшнее равнодушия. Трудно выделить какой-то отдельный, максимально насыщенный момент. Но, вспоминая монолог Сергея Маковецкого, я до сих пор покрываюсь мурашками.
Может ли фильм стать «личным психотерапевтом?» Ответ очевиден: может. Режиссер умело манипулирует нашим сознанием, заставляя переживать различные состояния в том порядке, которого требует замысел. Захотел — задал зрителю вопрос. Захотел — заставил переживать ужас. Захотел — поставил в неловкую ситуацию. Захотел — рассмешил и внушил жизнелюбие. На то он и творец!
То, насколько зритель воспользуется этой возможностью, зависит только от него
Режиссер транслирует идею через эмоции. Так он помогает зрителю избежать рационализации, отрицания, типичных защит, с которыми сталкивается психотерапевт. Ведь мы просто следим за историей, увлекаясь настолько, что уже трудно переключиться на что-либо другое.
Разве во время просмотра мы думаем о создателе фильма, разве спрашиваем себя: «А можно ли ему доверять»? Нет, режиссер не оставляет нам такой возможности: он просто предлагает нам кусочек жизни в виде фильма. И это становится для нас лекарством.
Вспомним киноленту «Любовь» Михаэля Ханеке. Кроме того, что картина в целом производит сильное впечатление, демонстрируя совершенно непознанную грань любви, в ней есть эпизод, который передает зрителю эмоциональный опыт. Это сцена, где Жан-Луи Трентиньян в роли Жоржа пытается напоить свою больную и умирающую жену Анну (Эммануэль Рива).
Она страдает, а он рядом с ней. У нее нет сил больше жить, она не хочет больше пить, набирает в рот воды и выплевывает. Вдруг он дает ей пощечину, и после она проглатывает оставшуюся во рту воду...
Этот эпизод стоит тысячи слов. Герои любят друг друга и оба пытаются сохранить достоинство в страдании, а пощечина становится актом любви. Эта сцена научила меня принимать «пощечины» с благодарностью и давать их в ответ, потому что иногда человеку необходима именно она. Не та, что унижает или оскорбляет, а та, которая ставит на место и отрезвляет. Она призвана не ранить, а пробудить ото сна.
Погружая зрителя в сюжет, режиссер заставляет сопереживать, смеяться и плакать, ждать благоприятного исхода. Дает возможность вместе с героем испытать разнообразную гамму чувств. И после просмотра действительно хорошего фильма мы еще долго ощущаем его воздействие: думаем над сюжетом, анализируем, ищем ответы... Именно такие фильмы меняют наше сознание.
Воспользуется ли зритель этой возможностью? Это зависит только от него.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Психотерапевтический диалог с фильмом происходит благодаря двум механизмам:
Более семи лет я вела кинотерапию: мы собирались группой, чтобы посмотреть фильм, а после отвечали на один простой вопрос: «О чем этот фильм — для вас?» Ответы всегда меня поражали. Фильм мы смотрели один, но каждый видел свое кино. Поэтому, когда мы делимся впечатлениями, на самом деле мы неосознанно говорим о себе и своих проблемах.
Фильм «Паразиты» Пона Джун Хо рассказал мне о том, что у людей есть две основные проблемы. Денег либо слишком много, либо слишком мало. Такова несправедливость бытия, выходом из которой может быть умеренность. После просмотра этого фильма я стала учиться скромности в желаниях и чувствах. Это трудно, особенно когда ты жадная и тщеславная, но такие истории вдохновляют.
Чтобы фильм работал как терапия, перед просмотром спросите себя:
После просмотра задайте себе следующие вопросы:
ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ МЕНЯ
История способна творить чудеса. И психотерапевты, и режиссеры часто пользуются этим в работе с метафорами, притчами, образами, сказками, мифами, стихами, личными откровениями. Обратная связь с психотерапевтом по запросу клиента также выдается в виде истории. Да и жизни мы учимся через истории... Ну и еще, конечно, на собственном опыте, который, как известно, «сын ошибок трудных».
Однажды психотерапевт спела мне песню, отражающую суть моего характера. Это точное попадание и помогло мне осознать собственную ситуацию.
Психотерапевт и режиссер, по сути, занимаются одним и тем же — исследуют внутренний мир человека и внешние проявления его переживаний, узнают и раскрывают основные жизненные сюжеты и темы, волнующие человечество. Пытаются постичь жизнь и рассказать о своих открытиях другим.
Но у режиссера, в отличие от психотерапевта, язык богаче, потому что в его арсенале больше возможностей и инструментов.
Режиссер не просто устно передает историю: он создает кинематографическую действительность, используя свет, звук, пространство, движение камеры, объективы, цвет, мизансцены, работу с актерами. Он обеспечивает атмосферу, в которой история работает, воздействует на сознание и подсознание зрителя.
Режиссер просто предлагает нам кусочек жизни в виде фильма. И это становится для нас лекарством
На втором курсе обучения на клинического психолога вместо пары по высшей математике я как-то решила сходить в кинотеатр, и вышла из зала совершенно другим человеком. Это было какое-то оглушительное чувство, как будто меня ударили по голове. Как будто я прозрела, постигнув какую-то правду.
Схожее чувство посетило меня позже, когда я впервые заглянула в глаза своей новорожденной дочери и увидела там нечто невыразимое, о чем принято молчать, а не говорить.
Оглушенность фильмом не проходила еще долго, несколько дней подряд перед глазами всплывали кадры, диалоги, звуки. Это была картина Никиты Михалкова «12», которая открыла мне простую истину: нет ничего страшнее равнодушия. Трудно выделить какой-то отдельный, максимально насыщенный момент. Но, вспоминая монолог Сергея Маковецкого, я до сих пор покрываюсь мурашками.
Может ли фильм стать «личным психотерапевтом?» Ответ очевиден: может. Режиссер умело манипулирует нашим сознанием, заставляя переживать различные состояния в том порядке, которого требует замысел. Захотел — задал зрителю вопрос. Захотел — заставил переживать ужас. Захотел — поставил в неловкую ситуацию. Захотел — рассмешил и внушил жизнелюбие. На то он и творец!
То, насколько зритель воспользуется этой возможностью, зависит только от него
Режиссер транслирует идею через эмоции. Так он помогает зрителю избежать рационализации, отрицания, типичных защит, с которыми сталкивается психотерапевт. Ведь мы просто следим за историей, увлекаясь настолько, что уже трудно переключиться на что-либо другое.
Разве во время просмотра мы думаем о создателе фильма, разве спрашиваем себя: «А можно ли ему доверять»? Нет, режиссер не оставляет нам такой возможности: он просто предлагает нам кусочек жизни в виде фильма. И это становится для нас лекарством.
Вспомним киноленту «Любовь» Михаэля Ханеке. Кроме того, что картина в целом производит сильное впечатление, демонстрируя совершенно непознанную грань любви, в ней есть эпизод, который передает зрителю эмоциональный опыт. Это сцена, где Жан-Луи Трентиньян в роли Жоржа пытается напоить свою больную и умирающую жену Анну (Эммануэль Рива).
Она страдает, а он рядом с ней. У нее нет сил больше жить, она не хочет больше пить, набирает в рот воды и выплевывает. Вдруг он дает ей пощечину, и после она проглатывает оставшуюся во рту воду...
Этот эпизод стоит тысячи слов. Герои любят друг друга и оба пытаются сохранить достоинство в страдании, а пощечина становится актом любви. Эта сцена научила меня принимать «пощечины» с благодарностью и давать их в ответ, потому что иногда человеку необходима именно она. Не та, что унижает или оскорбляет, а та, которая ставит на место и отрезвляет. Она призвана не ранить, а пробудить ото сна.
Погружая зрителя в сюжет, режиссер заставляет сопереживать, смеяться и плакать, ждать благоприятного исхода. Дает возможность вместе с героем испытать разнообразную гамму чувств. И после просмотра действительно хорошего фильма мы еще долго ощущаем его воздействие: думаем над сюжетом, анализируем, ищем ответы... Именно такие фильмы меняют наше сознание.
Воспользуется ли зритель этой возможностью? Это зависит только от него.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Психотерапевтический диалог с фильмом происходит благодаря двум механизмам:
- Проекция: психический механизм, при котором зритель приписывает киноистории актуальное для него значение, придает ей свои собственные смыслы.
- Идентификация: зритель ставит себя на место героя, вместе с ним проживая историю или, наоборот, противопоставляя себя ему.
Более семи лет я вела кинотерапию: мы собирались группой, чтобы посмотреть фильм, а после отвечали на один простой вопрос: «О чем этот фильм — для вас?» Ответы всегда меня поражали. Фильм мы смотрели один, но каждый видел свое кино. Поэтому, когда мы делимся впечатлениями, на самом деле мы неосознанно говорим о себе и своих проблемах.
Фильм «Паразиты» Пона Джун Хо рассказал мне о том, что у людей есть две основные проблемы. Денег либо слишком много, либо слишком мало. Такова несправедливость бытия, выходом из которой может быть умеренность. После просмотра этого фильма я стала учиться скромности в желаниях и чувствах. Это трудно, особенно когда ты жадная и тщеславная, но такие истории вдохновляют.
Чтобы фильм работал как терапия, перед просмотром спросите себя:
- О чем я сейчас переживаю?
- Какая тема меня волнует?
- Какой опыт мне сейчас важно прожить?
- Какой опыт помог бы мне решить мой вопрос?
После просмотра задайте себе следующие вопросы:
- Какие моменты из фильма затронули меня эмоционально сильнее остальных?
- Кому из героев я сочувствовал?
- Какое решение я бы предложил на месте режиссера?
ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ МЕНЯ
- «Любовь», реж. Михаэль Ханеке, 2012 — о том, как сохранить достоинство в страдании.
- «12 разгневанных мужчин», реж. Синди Люмет, 1956 — о том, как важно не оставаться равнодушным.
- «Осенняя соната», реж. Ингмар Бергман, 1978 — о том, что у нас не будет других родителей.
- «Вкус вишни», реж. Аббас Киаростами, 1997 — о том, что жить хочется, хотя бы ради вкуса вишни.
- «Жизнь прекрасна», реж. Роберто Бениньи, 1997 — о том, как забота о слабых дает силы жить. О том, как многих взрослых необходимость заботиться о ребенке вытаскивает из депрессии.
- «Достучаться до небес», Томас Ян, 1997 — инструкция о том, как стоит жить, не дожидаясь ультиматума от своего тела.
- «Весна, лето, осень, зима и снова весна», реж. Ким Ки Дук, 2002 — о цикличности жизни и ее таинственной предсказуемости, которая неподвластна человеку.
- «Секреты секса и любви», реж. Пако Леон, 2016 — о специфичности человеческой сексуальности.
- «Брачная история», реж. Ноа Маумбак, 2019 — о том, что семья — это трудно и одной любви может быть недостаточно.
- «Стив Джобс. Империя соблазна», реж. Джошуа Майкл Штерн, 2013 — о преданности себе и одержимости своим делом.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]