МСУ: снова реформа?
25.04.2017 506 0 0 davydov-index

МСУ: снова реформа?

---
0
В закладки
Представители муниципалитетов России предложили отменить действующий закон о местном самоуправлении и разработать новую нормативную базу.

МСУ

О том, что имеющееся законодательство о местном самоуправлении (МСУ) несовершенно, в последнее время говорят всё чаще и чаще на самых разных площадках. Не так давно этот вопрос был в повестке дня конференции в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина, а теперь его обсудили на очередном собрании Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО). Темой собрания стало обсуждение концепции доклада ОКМО о состоянии системы МСУ, который будет представлен правительству.

Доклад, обсуждение которого прошло на прошлой неделе, подготовлен специалистами РАНХиГС на основе собранных со все страны данных. В нём приводится аналитическая информация по экономической, социальной, кадровой обстановке в муниципалитетах. Авторы документа говорят о необходимости развития и поддержки межмуниципального и межрегионального сотрудничества, территориального общественного самоуправления и других инициатив и форм местного самоуправления. Продвигаемую сейчас (с подачи в том числе губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва) идею об "укрупнении" районов в городские округа они откровенно называют "угрозой подмены двухуровневой системы организации МСУ одноуровневой, в основе которой будут квазигородские округа, которые пока мало подходят для учёта всех особенностей осуществления МСУ в регионах РФ". По мнению авторов доклада, уже сейчас назрела острая необходимость в том, чтобы внести существенные изменения в ряд законов (в т.ч. Налоговый и Бюджетный кодексы) и разработать новую концепцию развития МСУ — "единую, цельную и внутренне непротиворечивую".

В ходе обсуждения представленной концепции доклада члены ОКМО сошлись во мнении, что одной из основных проблем существующей системы МСУ можно назвать заметный "перекос" в части распределения полномочий между регионами и муниципалитетами: власти субъектов федерации забирают у муниципалитов заметную часть полномочий, а оставшиеся у них не подкрепляются финансированием, что затрудняет адекватную и эффективную их реализацию. Другим фактором, создающим проблемы для МСУ, назвали находящиеся сейчас на рассмотрении в Госдуме поправки в законодательство об МСУ, внесённые по инициативе администрации Московской области, которые позволят регионам создавать городские округа вместо муниципальных районов, фактически ликвидируя "низовой" уровень МСУ. Такое "укрупнение" идёт уже не первый год, и проводится оно не только в Московской области (об этом мы уже не раз писали), но им в других регионах. Оценки количества регионов, которые уже затронуты "укрупнением", разнятся: по данным экспертов ОКМО и РАНХиГС, преобразования затронули от 34 до 56 субъектов, а в Совете Федерации говорят про 15 регионов.

В итоге было решено одобрить представленную концепцию доклада. Далее последуют этапы его доработки: до конца мая будет идти сбор предложений и дополнений от советов муниципальных образований в регионах, после чего весь собранный массив информации обработают и включат в доклад. Ожидается, что окончательная его версия будет представлена на рассмотрение правительства РФ уже в октябре.

Председатель комиссии по МСУ Общественной палаты РФ Игорь Шпектор в комментарии для Ъ говорит, что необходимо разработать новый закон об МСУ, "в котором будут чётко описаны полномочия федерального центра, губернаторов и местной власти": "Надо немедленно отменять закон о МСУ, он вредный, не решает ни одной проблемы муниципалитетов. <...> Сейчас закон проправительственный, прорегиональный, надо его приблизить к МСУ, которое работает непосредственно на территории." Его точку зрения разделяет и депутат Госдумы, глава комитета по МСУ Алексей Диденко (ЛДПР). По мнению Диденко, к вопросу преобразования районов в городские округа нужно подходить крайне осторожно и избирательно. Он говорит, что в регионах с низкой плотностью населения это делать не нужно, а там, где людей много — наоборот, укрупнение будет иметь смысл: "А в густонаселенных регионах, таких как Подмосковье, надо делить городские округа на внутригородские районы, чтобы население не осталось без представительных органов."

Напомним, ранее реформу МСУ с "укрупнением" районов в городские округа раскритиковали эксперты КГИ. Они опирались на результаты проведённого совместно с Европейским клубом экспертов МСУ исследования, которые показали, что "преобразования в городские округа в три раза затруднят доступ к МСУ людям, живущим в 15 км от центра округа, а живущим в 25 км от центра — в восемь раз". Президент Европейского клуба экспертов МСУ Эмиль Маркварт отмечает, что при таком подходе система местное самоуправление фактически оказывается встроенным в "вертикаль власти", из-за чего "разрушаются его территориальная, конституционная и организационная основы", а граждане лишаются возможности напрямую влиять на МСУ — эти полномочия передаются представительным органам. Зафиксировав это, эксперты КГИ заявили, что назрела необходимость изменения российского законодательства о МСУ, так как в имеющемся виде оно противоречит Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления. Как выразился один из экспертов КГИ, член ОП РФ Андрей Максимов, "нормы права не соответствуют времени и пора задуматься о закреплении новой концепции или стратегии госполитики, направленной на развитие МСУ".

Получается, что сейчас о необходимости что-то менять в системе МСУ говорят все — и сами органы МСУ на местах, и экспертное сообщество, и власти регионов. Другой вопрос, что точки зрения на то, что именно нужно изменить, у всех разные. К примеру, позиции региональных властей и депутатов из небольших муниципалитетов могут быть радикально противоположными. При этом полномочий, ресурсов и соответственно возможностей для продвижения наиболее "удобных" концепций у регионов больше. А нужно выработать такую схему, чтобы она устроила все стороны и чтобы её не пришлось снова менять через несколько лет — слишком уж дорого и в финансовом, и в социальном плане обходятся такие "переделки". И прийти к этой "правильной для всех" схеме организации МСУ пока не получается. Но почти для всех очевидно, что тотальное "укрупнение" — явно не тот путь.

Своей оценкой происходящих в сфере МСУ процессов делится заместитель декана факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета, кандидат исторических наук Сергей Асеев: "То, что мы сейчас наблюдаем, присоединение сопутствующих территорий поселковых к городским, неоднозначно. Человек, получивший по новому закону статус горожанина, но проживающий на приличном от города расстоянии, рассчитывает на получение неких социальных гарантий. <...> Вместо этого де-факто они получают городские налоги на землю и имущество. Осознание того, что желаемые выгоды во многом проигрывают полученным издержкам, приводит к таким тенденциям, что ряд поселений теперь требует вернуть им самостоятельность, вернуть прежнюю налоговую нагрузку. Это объективное желание населения — жить с наименьшими издержками, жить в лучших условиях. <...> Где здесь золотая середина — вопрос сложный, на который сейчас, мне кажется, прямого ответа не даст никто."

Председатель Совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Тульской области Сергей Гребенщиков считает главной проблемой МСУ недостаточное финансирование муниципалитетов: "При принятии любого закона должно быть предусмотрено стратегическое планирование. Это касается и закона о местном самоуправлении. Когда мы наделяем любыми полномочиями муниципальные образования, не выделяя им финансирования, местного самоуправления никакого не будет. <...> Соответственно к наделённым полномочиям и названиям типа "городское поселение", "поселок городского типа" необходимо финансовое обеспечение. <...> У местного самоуправления должно быть больше независимости и больше полномочий, в том числе финансовых. И хотя бы 50% собираемых налогов должны оставаться на территории. Это залог развития. Сейчас регионы отдают львиную часть налогов в вышестоящие бюджеты. Это неправильно, и такой подход к МСУ нужно в корне менять."

Профессор кафедры политологии и политического управления РАНХиГС, доктор исторических наук Дмитрий Слизовский в своём комментарии обращает особое внимание на то, что МСУ оказывается встроенным в "вертикаль власти": "Я принимаю термин "завертикаливание", с ним можно согласиться как с неким явлением, которое действительно изменяет структуру местных органов власти, местного самоуправления. Это "завертикаливание" приводит к понижению характера присутствия в социальной, общественной, политической жизни населения, проживающего на местах, в посёлках, сёлах, деревнях, посёлках городского типа. <...> Всё как-то на уровне "завертикаливания" сводится к тому, что функции управления передаются, как это ни странно, бюрократическим структурам. <...> Это не есть хорошо. Второй момент — то, что реально происходит: на уровне Московской области видно, что процедура объединения подчинена не столько эффективности управления работой местных органов власти, сколько экономическим вопросам. <...> С моей точки зрения, это отрицательная сторона."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Источник: Местному самоуправлению нужна новая стратегия. Закон о МСУ признан устаревшим и вреднымуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]