ЭИСИ: популизм на старте
24.04.2017 397 0 0 davydov-index

ЭИСИ: популизм на старте

---
0
В закладки
Новый think tank Администрации президента представил свой первый доклад, о котором рассказано о популизме в России.



Как мы уже писали, Сергей Кириенко посетил совместное заседание попечительского совета и совета директоров новой экспертной структуры, созданной по его инициативе — Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Об идее создания этого института, его предшественниках — экспертных фондах, созданных при Суркове и Володине — и о том, почему Кириенко предпочёл не реформировать имеющиеся структуры, а создать новую, мы уже не раз писали, так что не будем заострять на этом внимание.

На заседании, которое посетил первый замглавы АП, среди прочего был представлен и первый "продукт" института — доклад "Современный технологический популизм" от коллектива авторов, в который вошёл в том числе и член совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов, представивший полученную работу. Авторы доклада исходят из того, что популизм, как и многие другие общественно-политические явления и процессы, имеет циклическую природу — по их мнению, его всплески повторяются каждые 20-25 лет и сейчас ожидается новая его волна, которую связывают с очередной стадией развития коммуникационных технологий и реакцией на затяжной экономический кризис.

В докладе отмечается, что два указанных фактора существенно повлияли на структуру общества. Во-первых, экономический кризис спровоцировал появление некой прослойки, "квазикласса", лишённого надежды на будущее: "Это не единая общность, но критическая масса тех, кто чувствует падение уровня материального благосостояния и покупательской способности, перед кем с рождения маячит потолок из бронированного стекла." Во-вторых, "благодаря" развитию технологий общения и коммуникации у электората как единого организма и у каждого избирателя в частности развивается синдром рассеянного внимания: среднестатистический избиратель "не помнит, за кого обычно голосует, или вовсе не ходит на выборы, не читает программ, не разбирается в политике, определяется с выбором в последний момент, его внимание неустойчиво, а решения импульсивны".

Общение с такими избирателями, по словам авторов доклада, требует особой — популистской — риторики. Её отличает обилие призывов к социальной справедливости, переменам, противостоянию крупному бизнесу и транснациональным корпорациям и т.д., но только в общем виде, без изложения какого-либо более или менее чёткого плана действий, стратегии реформ и тому подобных вещей, "потому что в популистском языке "план" не продаваем, а нужно создать веру в возможность изменений". Другими словами, для носителей такой риторики важно привлечение масс на свою сторону "здесь и сейчас", а не оценка с их стороны "потом". Для манипуляции поведением и мнением аудитории часто используется "самораспространяемый контент — мемы, вирусные ролики, хештеги", а для создания повестки — современные технологические решения типа твиттер-аккаунтов и блогов лидеров "от первого лица".

Стоит отметить, что в качестве подтверждения своих тезисов авторы доклада используют исключительно зарубежные примеры: приводятся эпизоды из США, Франции, Италии и т.д. В России же, по их мнению, пока всё только начинается, новая волна популизма только начинает движение: "Как показывает логика этого движения, в полную силу она может сказаться на отечественной политике ещё через шесть-семь лет, то есть в следующем электоральном цикле."

Странная получается картина. С одной стороны, господин Кузнецов сотоварищи говорят о возникновении некоего массового "нового избирателя", требующего новой риторики. С другой — с их же слов, эта риторика должна проявиться в полную силу только к следующему блоку крупной выборной активности. Т.е. на ближайшие несколько лет, как считают эксперты ЭИСИ, удел этого "нового избирателя" — фактически забвение (небольшие регионально-муниципальные кампании, исход которых по существу не влияет на радикальные изменения в обществе, не в счёт), с ними предполагают говорить только когда нужно будет. Остаётся немного подождать и посмотреть, как на такую постановку вопроса отреагируют фактические заказчики доклада и, что тоже немаловажно, их потенциальные конкуренты.

О сути российского популизма рассуждает писатель, генеральный директор медиа-группы "Общественное мнение" Алексей Колобродов (Саратов): "Сейчас какого-то массового увлечения популизмом нет. Для этого на данный момент не существует объективного фундамента и базы по причине того, что политика продолжает оставаться административно регулируемой и существует в достаточно жёстких рамках. <...> Абсолютно классическим политиком-популистом можно считать раннего Ельцина. Его политика была нацелена исключительно на борьбу за власть. <...>
Сегодня популизм — не массовое явление в политике. Но при этом его роль нельзя умалять. Если во внутренней политике будут намечаться послабления, то волна популизма захлестнёт общество, у которого на данный момент ни власть, ни оппозиция не сформулировали образ чёткого будущего России."

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Андрей Кабацков (Пермь) делится своим видением феномена популизма, сравнивая его воплощение в России и за рубежом: "Популизм в политике — это свидетельство перемен, которые произошли в элите, в социальной структуре общества, в политической культуре. <...> По своему культурному наполнению популистская риторика тождественна культурной инсценировке. Поэтому от популистских обещаний так легко впоследствии могут отказываться.
В России политическая культура по своему содержанию, культурному наполнению полна грубостей и пошлостей. Избирательные кампании наполнены взаимными обвинениями в обманах, подтасовках. Политики не стесняются публично говорить неполиткорректными терминами. <...> Проблема в том, что за четверть века в России не сложилось политической элиты, у групп политиков, рекрутируемых то из бизнеса, то из бюрократии, нет собственного языка, на котором они могли бы объяснить себе, избирателям и гражданам образ настоящего, прошлого и будущего социального порядка. Поэтому их речь — это постоянное смешение заимствованных форм, образов, высказываний, ситуативных и контекстуальных. <...>
Популистский поворот в России возможен в виде экономических дотаций, которые государство в лице своих представителей будет обещать массам. Это будет соответствовать воображениям госчиновника о "народных чаяниях". <...> "Популизм" по-европейски и по-американски — это заметно более сложное явление. Само по себе обращение к массам с нарушением норм политкорректности для американской или французской политической культуры указывает на вызовы политической системе, которые сложились в демократическом обществе."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Эксперты не заметили популизма в России
АП: новая стратегия?
АП оформила экспертов
Кто поможет Кириенко
Кириенко отдаст выборы на сторону?уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]