История промышленности России в фотографиях: Строительство трубочного завода в Самаре
---
Строительство трубочного завода в Самаре было “тайной за семью печатями”. То, что производили в его цехах, не требовало огласки, а все, что строилось за заводскими стенами, обозначалось грифом “Секретно”. Но земля полна слухами. И весть о заводе, оборудованном современными заграничными станками, где рабочие ходили в чистых одеждах, а всеми производственными процессами руководили военные специалисты, разнеслась далеко за пределы Самары. Увидеть завод воочию удавалось немногим. Но те, которые оказывались на его территории, могли оценить завод по достоинству. Заводские корпуса Трубочного завода поражали логикой организации функциональных процессов, мощными металлическими и железобетонными конструкциями внутрикорпусных пролетов, системой освещения и вентиляции. Предприятие имело автономные водо- и энергоснабжение, и полную технологическую цепочку изготовления изделий: от литья деталей из черных и цветных металлов до их сборки, упаковки и складирования. Долгие годы Самарский Трубочный завод был предметом гордости российских инженеров и архитекторов.
Необходимость строительства в России второго Трубочного завода (первый работал в Петербурге) возникла в 1904 году, в ходе военной реформы. Самару выбрали неслучайно. Город располагался вдали от российских границ, имел отлаженное транспортное сообщение как с центром, так и с Уралом. В 1905 г. в Самару прибыла специальная правительственная комиссия для переговоров с местными властями об уступке земли под будущее строительство. Завод решили строить у Волги в центре обширного дачного массива. Это место уже было занято ипподромом “Самарского общества конного бега”. Территория ипподрома длиной около полуверсты была обнесена деревянной изгородью. К.П. Головкин вспоминал: “На восточной стороне его был устроен в мавританском стиле павильон и около него необходимые для спорта и хозяйства постройки”. От Волги ипподром отделяла широкая полоса зелени в 400 саженей. На волжском склоне находились дачи Аржанова, Сербулова, Вальдовского, Шумовой. Дача Аржанова позднее перешла во владение городу и получила название “Аржановский сад”. Вдоль дач проходила загородная линия конки. С восточной стороны ипподрома пролегала грунтовая дорога. Позднее здесь появился трамвай (современная ул. Ново-Садовая).
В 1906 г. Николай II подписал Указ о строительстве Трубочного завода в Самаре. Сначала намеревались возводить его по образу и подобию аналогичного, расположенного в Петербурге. Однако затем от этой идеи отказались, так как в военном руководстве страны возобладало мнение о сооружении завода на более высоком техническом уровне. В начале 1909 г. была образована Временная хозяйственно-строительная комиссия по возведению Трубочного завода. Ее возглавил генерал-майор Э.К. Гермониус, наделенный широкими полномочиями по организации проектирования с одновременным строительством заводских корпусов. Он привлек к работе известные иностранные и российские фирмы, а также ведущих русских специалистов. Среди них был военный инженер, профессор Николаевской инженерной Академии в Петербурге Николай Александрович Житкевич. В Европе и в стране его знали как одного из инициаторов внедрения железобетона в строительство. В состав комиссии входил полковник-фортификатор Вильям Францевич Вальтер, уроженец Петербурга, автор построек серии оборонительных сооружений в Польше, Финляндии и под Петербургом. Заводским архитектором по совместительству работал самарский губернский архитектор Алексей Алексеевич Волошинов. В строительстве завода участвовали такие известные инженеры, как А.Ф. Лолейт и В.Г. Шухов, автор-новатор сетчатых конструкций и знаменитой телевизионной башни в Москве.
Завод заложили 25 мая 1910 года, а 25 сентября 1911 года состоялось его официальное открытие. Территория завода была разделена на 3 части – производственную, складскую и жилую. Среди производственных корпусов выделялось по своим размерам главное здание мастерских. Его внутренняя планировка соответствовала последовательности технологического процесса. Мастерские группировались возле широкого коридора, идущего вдоль всего здания и имели особенные выходы в надворную часть. Каждая мастерская, помимо производственных помещений, включала в себя канцелярию, кабинет начальника, раздевалки, умывальники и туалеты, а также кладовые. Подобная планировка позволяла осуществить такую организацию работ, при которой рабочие каждой мастерской изолировались на все рабочее время. До революции санитарно-гигиенические устройства бытовых помещений Самарского Трубочного завода считались одними из лучших среди промышленных предприятий Европы. К главному корпусу мастерских со стороны двора примыкали и соединялись с ним теплыми переходами машинное отделение, прессовая мастерская, кузница, корпус для насоса из артезианских колодцев. Здание литейной мастерской стояло отдельно в северной части производственной зоны. Хозяйственные дворы и вспомогательные производства находились в районе современной ул. Ново-Садовой. Заводская территория здесь была огорожена сплошным забором, без проходных и выездов.
Лучшие заводские постройки раскрывались к Волге. Это были разные по назначению и размерам здания: лаборатория, заводоуправление, главный корпус мастерских и приемный покой. В их ансамбле архитектурной доминантой являлось главное здание мастерских. Оно стояло на искусственном возвышении и своим протяженным фасадом заслоняло подсобные корпуса и хозяйственные дворы. Сложенное из красного кирпича здание оставалось не отштукатуренным. Гладкие стены прорезали огромные полуциркульные окна. После каждой пары окон стены подпирали контрфорсы. Белым цветом были выделены оконные наличники и подкарнизные тяги. В центре здания находился широкий ризалит с входным тамбуром. Здесь была главная заводская проходная. Выступ тамбура, увенчанный треугольным фронтоном с барельефом царского герба и надписью “Трубочный завод”, напоминал ворота Петропавловской крепости в Петербурге. Образ неприступной крепости создавали пушки, установленные возле входа. По всему было видно, что прообразом композиционного и художественного решения заводских зданий служили дворцовые постройки петербургских пригородов и крепостные сооружения XVIII в. Архитектура Трубочного завода не уступала им по живописности и выразительности композиции. Подступы к главному корпусу мастерских отличались торжественностью, несвойственной промышленным предприятиям. Со стороны линии конки у завода была железная ограда, в центре которой возвышались каменные ворота. Они были выполнены в виде триумфальной арки и стояли на одной композиционной оси с входным тамбуром главного здания мастерских. Эти постройки объединяла широкая лестница, идущая по косогору.
Здания лаборатории, заводоуправления и приемного покоя стояли на нижней бровке откоса, возле ограды. Они были открыты для посещения как с территории завода, так и со стороны улицы. В художественном решении экстерьеров этих зданий использовались формы и элементы архитектуры неоклассицизма. Жилой участок располагался в северной части заводской территории. Трубочный завод относился к военному ведомству. Его администрация состояла из военных. Начальник завода, его заместители, начальники мастерских должны были находиться поблизости от объекта службы, как офицеры при военных гарнизонах. Исходя из этих соображений, жилой участок завода проектировался по принципу строительства офицерских домов при казармах. Композиция жилых домов в виде полукруга у общего обширного сада напоминала расстановку полуказарменных жилых построек возле плаца. Фото 1910 года:
Жилой участок завода состоял из 9 одно- и двухэтажных домов. Возле каждого дома были палисадники. Архитектура жилых зданий отличалась рациональностью. Их выстроили в “кирпичном” стиле. Среди этих построек выделялся дом начальника завода. Авторами его проекта были архитекторы В.Ф. Вальтер и А.А. Волошинов. Объемно-пространственное решение дома навеяно постройками модерна. Он не имел ярко выраженного главного фасада и рассчитывался на круговой осмотр. Полукруглая башня и открытая деревянная терраса придавали зданию особую выразительность. В настоящее время дом сохранился без внешних изменений. Этого не скажешь о других постройках начального периода строительства завода. Ныне они представлены лишь отдельными фрагментами. За 90 лет существования завод неоднократно расширялся и перестраивался. Старые постройки уступили место новым корпусам, художественный облик которых отличался от замыслов архитекторов начала XX века. Трубочный завод в Самаре стал историей, историей яркой технической мысли; смелых инженерных новаций; историей промышленной архитектуры, которая, поднявшись над обыденностью, превратилась в предмет художественного творчества и технической эстетики.
Источник
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже около 250 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html
«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html
Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html
100+ моих промрепортажей 2016 года!: http://zavodfoto.livejournal.com/4863210.html
Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/
Необходимость строительства в России второго Трубочного завода (первый работал в Петербурге) возникла в 1904 году, в ходе военной реформы. Самару выбрали неслучайно. Город располагался вдали от российских границ, имел отлаженное транспортное сообщение как с центром, так и с Уралом. В 1905 г. в Самару прибыла специальная правительственная комиссия для переговоров с местными властями об уступке земли под будущее строительство. Завод решили строить у Волги в центре обширного дачного массива. Это место уже было занято ипподромом “Самарского общества конного бега”. Территория ипподрома длиной около полуверсты была обнесена деревянной изгородью. К.П. Головкин вспоминал: “На восточной стороне его был устроен в мавританском стиле павильон и около него необходимые для спорта и хозяйства постройки”. От Волги ипподром отделяла широкая полоса зелени в 400 саженей. На волжском склоне находились дачи Аржанова, Сербулова, Вальдовского, Шумовой. Дача Аржанова позднее перешла во владение городу и получила название “Аржановский сад”. Вдоль дач проходила загородная линия конки. С восточной стороны ипподрома пролегала грунтовая дорога. Позднее здесь появился трамвай (современная ул. Ново-Садовая).
В 1906 г. Николай II подписал Указ о строительстве Трубочного завода в Самаре. Сначала намеревались возводить его по образу и подобию аналогичного, расположенного в Петербурге. Однако затем от этой идеи отказались, так как в военном руководстве страны возобладало мнение о сооружении завода на более высоком техническом уровне. В начале 1909 г. была образована Временная хозяйственно-строительная комиссия по возведению Трубочного завода. Ее возглавил генерал-майор Э.К. Гермониус, наделенный широкими полномочиями по организации проектирования с одновременным строительством заводских корпусов. Он привлек к работе известные иностранные и российские фирмы, а также ведущих русских специалистов. Среди них был военный инженер, профессор Николаевской инженерной Академии в Петербурге Николай Александрович Житкевич. В Европе и в стране его знали как одного из инициаторов внедрения железобетона в строительство. В состав комиссии входил полковник-фортификатор Вильям Францевич Вальтер, уроженец Петербурга, автор построек серии оборонительных сооружений в Польше, Финляндии и под Петербургом. Заводским архитектором по совместительству работал самарский губернский архитектор Алексей Алексеевич Волошинов. В строительстве завода участвовали такие известные инженеры, как А.Ф. Лолейт и В.Г. Шухов, автор-новатор сетчатых конструкций и знаменитой телевизионной башни в Москве.
Завод заложили 25 мая 1910 года, а 25 сентября 1911 года состоялось его официальное открытие. Территория завода была разделена на 3 части – производственную, складскую и жилую. Среди производственных корпусов выделялось по своим размерам главное здание мастерских. Его внутренняя планировка соответствовала последовательности технологического процесса. Мастерские группировались возле широкого коридора, идущего вдоль всего здания и имели особенные выходы в надворную часть. Каждая мастерская, помимо производственных помещений, включала в себя канцелярию, кабинет начальника, раздевалки, умывальники и туалеты, а также кладовые. Подобная планировка позволяла осуществить такую организацию работ, при которой рабочие каждой мастерской изолировались на все рабочее время. До революции санитарно-гигиенические устройства бытовых помещений Самарского Трубочного завода считались одними из лучших среди промышленных предприятий Европы. К главному корпусу мастерских со стороны двора примыкали и соединялись с ним теплыми переходами машинное отделение, прессовая мастерская, кузница, корпус для насоса из артезианских колодцев. Здание литейной мастерской стояло отдельно в северной части производственной зоны. Хозяйственные дворы и вспомогательные производства находились в районе современной ул. Ново-Садовой. Заводская территория здесь была огорожена сплошным забором, без проходных и выездов.
Лучшие заводские постройки раскрывались к Волге. Это были разные по назначению и размерам здания: лаборатория, заводоуправление, главный корпус мастерских и приемный покой. В их ансамбле архитектурной доминантой являлось главное здание мастерских. Оно стояло на искусственном возвышении и своим протяженным фасадом заслоняло подсобные корпуса и хозяйственные дворы. Сложенное из красного кирпича здание оставалось не отштукатуренным. Гладкие стены прорезали огромные полуциркульные окна. После каждой пары окон стены подпирали контрфорсы. Белым цветом были выделены оконные наличники и подкарнизные тяги. В центре здания находился широкий ризалит с входным тамбуром. Здесь была главная заводская проходная. Выступ тамбура, увенчанный треугольным фронтоном с барельефом царского герба и надписью “Трубочный завод”, напоминал ворота Петропавловской крепости в Петербурге. Образ неприступной крепости создавали пушки, установленные возле входа. По всему было видно, что прообразом композиционного и художественного решения заводских зданий служили дворцовые постройки петербургских пригородов и крепостные сооружения XVIII в. Архитектура Трубочного завода не уступала им по живописности и выразительности композиции. Подступы к главному корпусу мастерских отличались торжественностью, несвойственной промышленным предприятиям. Со стороны линии конки у завода была железная ограда, в центре которой возвышались каменные ворота. Они были выполнены в виде триумфальной арки и стояли на одной композиционной оси с входным тамбуром главного здания мастерских. Эти постройки объединяла широкая лестница, идущая по косогору.
Здания лаборатории, заводоуправления и приемного покоя стояли на нижней бровке откоса, возле ограды. Они были открыты для посещения как с территории завода, так и со стороны улицы. В художественном решении экстерьеров этих зданий использовались формы и элементы архитектуры неоклассицизма. Жилой участок располагался в северной части заводской территории. Трубочный завод относился к военному ведомству. Его администрация состояла из военных. Начальник завода, его заместители, начальники мастерских должны были находиться поблизости от объекта службы, как офицеры при военных гарнизонах. Исходя из этих соображений, жилой участок завода проектировался по принципу строительства офицерских домов при казармах. Композиция жилых домов в виде полукруга у общего обширного сада напоминала расстановку полуказарменных жилых построек возле плаца. Фото 1910 года:
Жилой участок завода состоял из 9 одно- и двухэтажных домов. Возле каждого дома были палисадники. Архитектура жилых зданий отличалась рациональностью. Их выстроили в “кирпичном” стиле. Среди этих построек выделялся дом начальника завода. Авторами его проекта были архитекторы В.Ф. Вальтер и А.А. Волошинов. Объемно-пространственное решение дома навеяно постройками модерна. Он не имел ярко выраженного главного фасада и рассчитывался на круговой осмотр. Полукруглая башня и открытая деревянная терраса придавали зданию особую выразительность. В настоящее время дом сохранился без внешних изменений. Этого не скажешь о других постройках начального периода строительства завода. Ныне они представлены лишь отдельными фрагментами. За 90 лет существования завод неоднократно расширялся и перестраивался. Старые постройки уступили место новым корпусам, художественный облик которых отличался от замыслов архитекторов начала XX века. Трубочный завод в Самаре стал историей, историей яркой технической мысли; смелых инженерных новаций; историей промышленной архитектуры, которая, поднявшись над обыденностью, превратилась в предмет художественного творчества и технической эстетики.
Источник
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже около 250 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html
«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html
Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html
100+ моих промрепортажей 2016 года!: http://zavodfoto.livejournal.com/4863210.html
Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]