Успехи моторостроителей: В чем плюсы и минусы наших корабельных газотурбин
15.03.2021 7 384 0 +194 vagenleitner

Успехи моторостроителей: В чем плюсы и минусы наших корабельных газотурбин

---
+194
В закладки
Успехи моторостроителей: В чем плюсы и минусы наших корабельных газотурбин проекта, корабли, двигателей, кораблей, газотурбинных, флота, установки, фрегаты, ракетные, сроки, фрегатов, результате, время, агрегатов, завод, установок, производство, нашего, Поэтому, только

Успехи моторостроителей: В чем плюсы и минусы наших корабельных газотурбин проекта, корабли, двигателей, кораблей, газотурбинных, флота, установки, фрегаты, ракетные, сроки, фрегатов, результате, время, агрегатов, завод, установок, производство, нашего, Поэтому, только

В предыдущих статьях я рассказывал о состоянии дел в нашем Военно-морском флоте, в частности о проблемах, которые возникли у нас при постройке тяжелых и легких фрегатов проектов 22350 и 11356Р соответственно. Они должны были стать основой нашего надводного флота, заменив стареющий и выбывающий на списание корабельный парк советской еще постройки (к 2030 году мы рисковали вообще остаться без БНК 1-го и 2-го ранга). Проблемы с тяжелыми фрегатами были вызваны трудностями, возникшими при доводке головного корабля этой серии «Адмирала Горшкова» и принятием его флотом (это затянулось почти на 8 лет), что вызвало к жизни реанимацию экспортного варианта легкого фрегата, которого мы в свое время наклепали изрядное количество (6 шт) для ВМС Индии, но там уже подножку нам подставила украинская сторона, отказавшаяся поставлять силовые установки для них. Мы и тут нашли выход. Какой? Об этом ниже. МРК «Каракурт» Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350, флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые за счет более высоких мореходных характеристик должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами «Калибров-НК» по Сирии). Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов. Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное. Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа 2018 года в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»). Однако беда пришла откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справлялся с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвинулись на 2019-21 гг. От этого пострадали и корветы проекта 20385, сроки сдачи которых тоже переместились вправо. Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода из строя на действующих кораблях ВМФ РФ и Погранслужбы ФСБ РФ) и невозможности выдержать ТТХ корабля – они не в состоянии были обеспечить заданную скорость, которая падала вдвое. В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать). Плюсы и минусы новой силовой установки Но не бывает худа без добра. В результате подляны, кинутой нам украинской стороной, мы встали перед необходимостью в кратчайшие сроки наладить выпуск подобной продукции на отечественной производственной базе. А с другой стороны, что еще от небратьев можно было ожидать? Надо было раньше думать, когда мы создавали свое оружие возмездия с локализацией 87%, оставив производство сердца корабля – его силовой установки – соседям по глобусу, которые нам еще Мазепу с Бандерой и Петлюрой не простили. Только вдумайтесь, что произошло, отказом от поставок нам своих силовых установок они фактически затормозили развитие нашего Военно-морского флота на 10 лет. Именно столько времени нам понадобится, чтобы заместить недостающие комплектующие продукцией собственного производства. 7 лет уже прошло, фрегатов, как не было, так и нет. А они должны были стать основой нашего надводного флота. Становым хребтом, вокруг которого могли формироваться наши Военно-морские силы. У нас катастрофически не хватает кораблей 1-го и 2-го ранга, нам нечем подкреплять свои амбиции не то что в Мировом океане, а даже в ближайших морях, окружающих РФ по периметру. Для сравнения, у нашего главного противника только эсминцев УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк» 67 шт в строю, еще 7 строятся и еще 10 запланировано. Это корабли водоизмещением 7-9 тыс. тонн, несущие управляемое ракетное оружие (от 56 до 96 тех самых КР «Томагавк» с радиусом действия до 2,5 тыс. км, способных нести ядерные заряды). И это всего лишь эскадренные миноносцы 4-го поколения, при этом я уже ничего не говорю про их ракетные крейсеры УРО типа «Тикондерога» в количестве 22 шт, несущие по 122 ракеты каждый, и про 11 авианосных ударных групп, куда, помимо самих авианосцев, входят еще по десятку-полтора кораблей эскорта и сопровождения (те самые крейсера УРО, эсминцы УРО, фрегаты, корветы и атомные подводные лодки). Силы явно не равны. А силовая установка, прежде чем она войдет в серию, должна отработать десятки тысяч моточасов на стенде, не считая обязательных ходовых испытаний в море. У нас нет таких установок. А у украинцев есть. Проверенные годами работы в море («Зоря-Машпроект» гонит свою продукцию с 1978 года, а мы пока гнали только порожняк!). Самое время пожалеть, что мы в 2014 году не забрали себе еще и Николаев, с его Черноморским судостроительным заводом, строившим в советское время ракетные и авианесущие крейсера (там же осталась и уникальная «Нитка» – взлетно-посадочная полоса для испытаний палубной авиации, про «Зорю-Машпроект» вы и так уже все знаете). Поэтому, чтобы не попадать в подобную ситуацию и впредь не зависеть от поставок двигателей для новых кораблей, строящихся для российского флота, командованием ВМФ России была разработана и принята «Концепция создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей». В результате оной ответственность за производство и поставку газотурбинных двигателей была возложена на рыбинское «ОДК-Сатурн». Да, собственно говоря, и выбор-то был невелик. ПАО «ОДК-Сатурн» (бывшее ОАО «Рыбинские Моторы») – двигателестроительная компания (входит в АО ОДК под крышей госкорпорации Ростех), основной специализацией которой является разработка и производство газотурбинных двигателей для авиации, судов, морских и приморских промышленных объектов, а также для энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Кто еще, если не они? И рыбинские моторостроители не подвели (о чем даже Путин не преминул упомянуть!). Они перевернулись через голову и в кратчайшие сроки создали силовую установку МА4 на базе четырех скомпонованных по схеме 2+2 газотурбинных двигателей М70ФРУ собственного производства, не имеющих украинских аналогов (мощностью 14 тыс. л.с), и благодаря использованию сплавов на основе кобальта довели ее КПД до 36%, против 32% у украинского аналога. Аналогичных показателей КПД они добились и на более мощном ГТД М90ФР собственного производства (у николаевского аналога ДТ59 этот показатель еще ниже – всего 30%). И это при том, что установки подобного типа, вообще, не дают КПД больше 40%, тут за каждый процент идет война. И это несомненный плюс. Среди минусов можно отметить, что в оригинальном украинском проекте агрегат М7Н1 состоял из двух газотурбинных установок (ГТУ) – одной, мощностью 8 450 л.с. для экономичного хода, и второй, «форсажной», мощностью 22 000 л.с. для полного хода. Таким образом, учитывая, что на корабле таких агрегатов устанавливалось два, на двух «экономичных» турбинах фрегат развивал мощность 16 900 л.с., а полная мощность составляла 60 900 л.с. Теперь же на корабли планируется установка двух газотурбинных агрегатов, на каждом из которых по два ГТД М70ФРУ (итого 4 ГТД по схеме 2+2 мощностью 14 000 л.с. каждый). Таким образом, экономичный ход будет осуществляться при мощности турбин 28 000 л.с., а полный ход – при 56 000 л.с. Вроде бы хорошо? Максимальная скорость фрегатов сильно не упала, а вот скорость экономичного хода выросла. Казалось бы, задача решена? Однако, как посмотреть. Ведь от этого падает дальность автономного плавания, ввиду большего расхода топлива из-за увеличения мощности ГТУ. В этой ситуации хорошо бы до Сирии дотянуть. Так что тут палка получилась о двух концах. Выиграли в скорости экономичного хода, проиграли в дальности плавания из-за перерасхода топлива. Поэтому не стоит удивляться, что порт приписки у уже построенных фрегатов – Севастополь, а не Балтийск (иначе за каждым из них придется танкер гонять). Но это не снижает задач, стоящих перед рыбинскими моторостроителями. Согласно «Концепции создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей», принятой командованием ВМФ РФ, российскими ГТД планируется оснастить ракетные крейсеры проекта 1164, большие противолодочные корабли проекта 1155, фрегаты проекта 22350 и 22350М, сторожевые корабли (легкие фрегаты) проекта 11356, корветы проекта 20386, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 1241, а также десантные корабли на воздушной подушке проектов 12322 (шифр «Зубр») и проекта 12061 (шифр «Мурена»). Выводы На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной прирастает мощью индийский, алжирский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них как за новые (9 млн. долл. с доставкой и обучением экипажей). Янки за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли-то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить не перечинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то американцы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то фигню у аборигенов остров Манхэттен. А недавно от щедрот своих они своим подопечным еще и 84 резиновых лодки подкинули. И я тут совсем не шучу! Уже сейчас вижу как небратья, выстроившись свиньей, пойдут на них на штурм Севастополя или возьмут на абордаж ракетный крейсер «Москва». Но не будем о грустном.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]