СУПЕР-И против угона и даже разбоя: тестируем первый советский иммобилайзер
---
Сегодня у нас первая советская автосигнализация, построенная по принципу очень напоминающая современные иммобилайзеры! Большинство систем безопасности автомобилей из СССР сегодня заслуживают внимания только как техническая диковинка, но эта действительно лучшая по логике из всех протестированных!
"Ахиллесова пята" сигнализация СССР
Практически ВСЕ советские автосигнализации 70-80-х годов (да и зарубежные в то время тоже) имели одну неприятную особенность, радикально снижавшую их защитные свойства. А именно - необходимость включения режима безопасности (и, соответственно, выключения) секретной кнопкой, размеры которой были очень значительными, а секретность очень низкой.
Внутреннее оформление «Жигулей», «Москвичей»
и «Волги», не говоря уже о «Запорожце», было очень лаконичным и простым, а большой «сигнальный» выключатель в салоне серьезно спрятать не удалось.
А поскольку логика размещения секретной кнопки предполагала постоянный ежедневный доступ к ней водителя, то она располагалась, как правило, на расстоянии вытянутой руки водителя.
Найти его угонщику не составило труда: достаточно было «нащупать» на ощупь несколько доступных мест - крышку ручки КПП, бардачок, нижнюю кромку торпеды и пепельницу ... По большому счету, есть спрятать кнопку было негде.
Недавно мы испытали, наверное, самую крутую и продвинутую советскую автомобильную охранную систему, в которой был пиротехнический дымогенератор (!) И даже резервный аккумулятор на случай штатного отключения, но он, что характерно, имел тот самый «ахиллес» каблук »в его конструкции - он включал и выключал большой дистанционный тумблер, который сводил на нет половину смысла всей затеи..
Создатели советского охранного устройства с нелепым названием «СУПЕР-И», которое сегодня оказалось у нас на тесте, прямо скажем, не смогли избавиться и от секретной кнопки - тем не менее, эпоха брелоков и радиобрелоков. Теги беспроводного аутентификатора были еще очень далеко. Но создатели «СУПЕР-И» очень разумно продумали принцип его работы и получили, по сути, максимальную логику и простоту, которые можно было реализовать на советской элементной базе на таком уровне бытовой электроники.
Устройство
В СССР автосигнализации обычно производились либо на военных «почтовых ящиках» и экспериментальных заводах при различных НИИ как побочные продукты «потребительского потребления», либо частными коммерческими кооперативами (по крайней мере, с 1988 года, когда малый бизнес в «совке») «получил зеленый свет»).Однако в случае с «СУПЕР-И» все расплывчато: производитель почему-то не указан в документации.
Однако можно с большой долей уверенности предположить, что эта «сигнализация» была произведена кооперативом, состоящим из сотрудников оборонного предприятия или научно-исследовательского института. Ряд примет, а также знание особенностей советской электроники позволяют так думать. Устройство было распаковано - электронная плата была помещена в форму и залита тонированной эпоксидной смолой, в результате получился прочный монолитный брикет с проушиной для крепежного болта, который незаметно поместили под капот, полностью защищенный от влаги и пыли. А эпоксидная смола в больших количествах в эпоху тотального советского дефицита является признаком использования ресурсов, заимствованных у работы.
То же самое и с поляризованным реле внутри - детали с военным допуском (о чем будет сказано позже).Ну и инструкция, напечатанная характерными точками шрифтом - для экономии печати явно использовался матричный принтер из бухгалтерии завода, какой-то ГДР «Роботрон». Одна из особенностей «СУПЕР-И» заключалась в нулевом потреблении тока в режиме ожидания. Ну то есть вообще ноль. Отсутствующий. Сигнал тревоги потреблял около 100 миллиампер всего за секунду, пока двигатель был запущен. После этого фактически полностью отключился..
Как было достигнуто нулевое потребление тока?
Дело в том, что основным управляющим и исполнительным элементом устройства было так называемое поляризованное реле. Если обычному классическому реле для работы требуется постоянное напряжение на обмотке электромагнита, то поляризованному нужен только короткий импульс.
Поляризованное реле, если объяснять его упрощенно, имеет два управляющих контакта, на которые подается одиночный короткий импульс тока.Они подали короткий импульс на контакт «А» - реле сработало и включилось, после чего оно может оставаться во включенном состоянии сколько угодно долго, не требуя электричества для поддержания этого состояния! А чтобы его включить (выключить) - на контакт «В» был подан короткий импульс.
Сегодня такие реле в принципе используются редко и в автомобилях практически не встречаются. Ну, за исключением, пожалуй, одного-единственного - известного и популярного (по крайней мере, в нашей стране - не будем говорить о других) силового поляризованного реле Gruner-750. Изначально это реле было в электросистеме ряда моделей Mercedes (а возможно, оно было специально для них разработано), и ВЕСЬ ток аккумулятора, в том числе и стартерный, проходил через его мощные контакты.
Лет 10-15 назад кто-то унюхал, что такие реле очень удобны в качестве удаленных аварийных выключателей заземления и переключателей лебедки на «заряженных» внедорожниках, а Gruner-750 стал популярен среди автомобилистов, склонных к рукоблудию.
Ну а внутри «СУПЕР-И» выглядел так - каменный модуль, к сожалению, можно было разобрать только молотком ... Впрочем, сожалеть особо не о чем - порой попадались в руки целых три идентичные «капсулы времени» в виде неоткрытых пакетов с этими гаджетами. И еще один экземпляр был испытан с имитацией подключения по схеме из инструкции - подтвердил, что почти сорок лет советский катер сохранял все заявленные возможности и характеристики!.
Как это устроено
Основная идея, которую заложили создатели в SUPER-I, - защитить водителя от угона злоумышленниками.
Развитие частных извозчиков в 80-х и 90-х годах происходило параллельно с бурным развитием преступности, и проще всего было отобрать машину у таксиста-любителя: не нужно быть умным, заводя машину без ключа, испугались прохожих - поймали машину, приказали отвезти на окраину, там выкинули водителя из-за руля ... Или просто подошли к ждущему в машине «бомбу» и попросили его выйти.
Поэтому «СУПЕР-И» снабдили красноречивой рекламной этикеткой с фразой: «Устройство для защиты автомобиля от ограблений на стоянках и краж, в том числе грабежей - угон автомобиля!»
Как и всякая простая «сигнализация» того времени, «СУПЕР-И» реагировал гудком и блокировкой катушки зажигания на открытие дверей и поворот ключа зажигания, если в течение 15 секунд после посадки в машину водитель не нажал скрытую кнопку. . Кнопка шла в комплекте с проводами и прочими мелочами установочного комплекта, но в инструкции настоятельно рекомендуется использовать скрытый под полом геркон, закрытый магнитом..
И именно здесь на первый план вышло главное отличие от конкурентов, кнопка включения которого имела два четких механических положения - выключено и включено! На кнопку (или геркон) «СУПЕР-И» нужно было всего лишь короткое однократное нажатие БЕЗ БЛОКИРОВКИ.
То есть его нужно было нажать, чтобы запустить мотор, а потом отпустить - или убрать магнит из потайного места. И так, сигнализация была ОТКЛЮЧЕНА.Но для АКТИВАЦИИ, то есть для постановки на охрану, дополнительное действие, как в соревновательных моделях, НЕ ТРЕБУЕТСЯ! Водитель просто выключил зажигание, и прибор автоматически перешел в режим охраны, выключив двигатель ключом! Демаскировки кнопки для глаз злоумышленников не происходило.
Собственно, этот элементарность был нововведением SUPER-I для своего времени.
Все остальные сигналы требовали щелчка тумблера для постановки на охрану, и угонщики, сидевшие в кабине рядом с Bombila, ясно видели, как он пытался заглушить двигатель странными манипуляциями в бардачке или под сиденьем.А если после этого таксист убежал, они легко завели машину, обнаружив скрытую кнопку.Но с помощью «СУПЕР-И» машина заглохла после поворота штатного ключа зажигания без какой-либо нетипичной пантомимы, и автовладелец мог унести ноги, если бандиты в принципе позволили, не желая вешать «мокрый» на себя и интересуюсь только автомобилем.
Пока грабители не выясняют, что двигатель по какой-то причине не запускается, хотя хозяин не нажимал никаких секретных кнопок, а просто повернул ключ, у водителя был шанс сбежать и обратиться в полицию…..
Конечно, этот наивный советский совместный взлом не следует сравнивать с сегодняшними системами безопасности, которые имеют беспроводные идентификационные метки, которые могут надежно имитировать неисправность двигателя, автоматически отправлять сигнал тревоги и координаты на запрограммированные телефоны и многое другое. Однако нужно признать, что для своего времени это был безоговорочный шаг вперед по последовательности и удобству использования на фоне существовавших на тот момент примитивных аналогов.
Источник: 4kolesa.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]