Вторая или третья жизнь забытых идей, роботы-официанты и не только
09.02.2021 16 617 0 +590 ares

Вторая или третья жизнь забытых идей, роботы-официанты и не только

---
+590
В закладки
За соседним столиком двое мужчин средних лет громко спорят, на часах только два часа пополудни. Дискуссия разгорается с каждой минутой, позиции сторон непоколебимы. В левом углу стола заседает любитель прогресса, он утверждает, что роботы заменят всех – тебя и меня, вот эту девушку, что носит нам кофе, они заполонят весь мир. Его товарищ стоит на позициях того, что человека никто заменить не сможет: «Всеволод, понимаете, кто-то должен будет все это жрать, роботам этого никак не доверить!». Не знаю, что стало триггером и заставило мужчин спорить до хрипоты, обсуждая такой вопрос мироустройства, но это напомнило мне детские споры, когда мы выясняли, кто сильнее, боксер или каратист. Тот день у меня был суетным, в постоянном забеге нон-стоп, и аккуратно законспектированные фразы вылетели из головы, поблекли. В тот короткий период до пандемии, когда прогресс казался нерушимым, а технологии давали неограниченные возможности обязательно со знаком плюс, многие боялись, что роботы нас вытеснят и станут дешевой рабочей силой.

Тот же ресторан, на часах девять утра. Мои соседи теперь не спорят, а обсуждают потенциальные возможности замены официантов роботами, так как это в нынешние непростые времена ход хороший и правильный. Идеи фонтанируют, но все утыкается в сложность реализации, а также стоимость «рабочих рук», тут они в прямом смысле золотые. Другой человек, другое время, но как все похоже в нашей истории, и каждый раз это бег по кругу. Кто-то из разговаривающих вспоминает о том, что в Зарядье стоит автомат, который разливает кофе: «Неужели они поставили его просто так и он не зарабатывает деньги?». Хочется ворваться в чужой разговор и спросить: а как вы сами считаете? Но мужчины настолько поглощены идеей, что считать не хотят, также как и представить, сколько может стоить аренда места в сотне метров от Красной площади, какова там проходимость и как долго этот аттракцион даже в теории может развлекать посетителей.

Вторая или третья жизнь забытых идей, роботы-официанты и не только роботы, можно, человека, будет, когда, время, только, человек, ровно, людьми, этого, робот, стоимость, такие, который, постоянно, такой, аттракцион, ничего, «рабочих

Как по мне, так этот автомат с кофе – чистой воды аттракцион для демонстрации тех самых «рабочих рук», и он делает для популяризации этого направления очень многое, люди должны перестать бояться роботов, по крайней мере, тех, что выглядят именно так. Новизна всегда привлекала, всегда была аттракционом. Как-то на одной из выставок Эдварда Хоппера увидел картину «Автомат».

Вторая или третья жизнь забытых идей, роботы-официанты и не только роботы, можно, человека, будет, когда, время, только, человек, ровно, людьми, этого, робот, стоимость, такие, который, постоянно, такой, аттракцион, ничего, «рабочих

Обожаю Хоппера, он один из моих любимых художников, но эта картина меня не тронула ни капли. Девушка сидит за столиком в кафе, в руках чашка, а за спиной большая витрина, в которой отражаются лампы освещения. Единственной загадкой оставалось название, так как на картине было не за что уцепиться, чтобы его оправдать. Рассматривал табличку, на которой было написано «Эдвард Хоппер, “Автомат”, 1927». Тайна манит, поэтому вернулся в первый зал и взял аудиогид, но в нем ничего толкового сказано не было. Тот случай, когда все складывается как должно, так как в итоге познакомился с девушкой-искусствоведом, которая отлично рассказала обо всех картинах, и мы проболтали почти два часа (болтала, конечно, она, я внимал).

В Америке 20-е годы – это время перед Великой депрессией, когда казалось, что все будет идти только в рост, а новые технологии навсегда изменят мир. Для Америки того времени Европа была ориентиром во многом, а IT-гигантом можно смело назвать Германию, немецких инженеров называли гениями, а за смелые идеи и их воплощение немцев превозносили. В Германии была заимствована идея «автоматов», кафе, в которых людей обслуживают машины. Мы сегодня назвали бы такие автоматы вендинговыми машинами. Никакого копирования анатомии человека, исключительно утилитарная цель. В первую очередь практичные немцы пытались создать кафе, где влияние человека минимально, а за обслуживание отвечает сам посетитель. Первые «автоматы» рекламировались как достижение технической мысли, а из той рекламы мы узнаем, что хамили в кафе во все времена: «Теперь вы не будете зависеть от настроения официанта, вам дают возможность наслаждаться покоем, вам не нужно ничего говорить». Одиночество считали потерянной возможностью, человека окружал шумный город, наполненный людьми. Сельская идиллия стала для многих идеалом повседневной жизни, навсегда потерянным в большом городе. Но экономическая подоплека автоматов была ровно той же, что и сегодня, – снизить затраты на персонал, поднять эффективность кафе и точно предсказывать, сколько денег оно будет приносить. Ничуть не удивлен, что именно немцы с их прагматичностью создали такой формат общепита.

Удивительно другое, что спустя сто лет наши современники решают ровно те же вопросы, как заменить человека автоматом, пытаются придумать другую форму взаимодействия. И это бег по кругу, в котором люди постоянно придумывают замену себе подобным. Пока это невозможно, так как человеческий труд слишком дешев, а конкуренция высока. Но гибридные формы нашего сосуществования будут развиваться. Например, нам не будут нужны курьеры, чтобы они доставляли еду. Робот справится с этим быстрее и надежнее, а если его научить летать и разрешить ему передвигаться так в городской черте, то скорость доставки будет умопомрачительной.

Идея немецких кафе-автоматов преобразовалась в вендинговые машины, но примеров оптимизации расходов можно привести намного больше. Популярные в Японии и других странах рестораны с конвейером называются кайтэн-дзуси. Первый такой ресторан появился в Японии и не снискал особой популярности, выглядел как диковинка. Первый взлет кайтэн-дзуси случился после международной выставки Expo-1970, потом этот формат стал распространяться по планете. Вы сидите у ленты, по которой ползет еда, можно выбирать то, что вам понравилось. Нельзя трогать еду и оставлять на ленте, так не принято. В конце трапезы вы будете оплачивать то число тарелок, что взяли. Обычно тарелки делают разноцветными, по ободку вы знаете стоимость блюда. Наткнуться на такие рестораны можно в разных уголках мира, но все знают, что они японские, и считают, что такие заведения традиционны для страны. Хотя это выдумка нового времени, ровно такая же попытка сэкономить на персонале, который должен разносить еду за столики.

Вторая или третья жизнь забытых идей, роботы-официанты и не только роботы, можно, человека, будет, когда, время, только, человек, ровно, людьми, этого, робот, стоимость, такие, который, постоянно, такой, аттракцион, ничего, «рабочих

Несколько раз посещал рестораны, в которых заказы принимают роботы, привозят еду на тележках. Таких одно время было много в Китае, но затем они стали исчезать, хотя попытки прокатиться на этой идее возникают постоянно. Людей привлекает все новое, это своего рода аттракцион. Но при той же стоимости еды, а то и выше, как в других ресторанах с официантами, нет никакого смысла ходить за едой к роботам. Для владельцев ресторанов роботы дороги в обслуживании, сервис стоит космических денег, а еще роботам никто не оставляет чаевых, что рушит всю экономику. Но нет никаких сомнений, что такие попытки будут предприниматься все чаще и чаще, стоимость «рабочих рук» постоянно падает, а их можно превратить в элемент шоу, которого часто не хватает заведениям. И это тот самый гибрид, в котором человек и робот легко уживаются вместе.

В сфере развлечений роботы долгое время не смогут конкурировать с людьми, а вот в опасных профессиях ставка на них оправдана. Например, во время пандемии карантин в Китае для приезжающих иностранцев обеспечивали исключительно роботы. Людей до гостиницы отвозила машина с автопилотом, каждую комнату обслуживал свой робот, который привозил еду или другие вещи. Общение с внешним миром шло только через роботов, никакого контакта с другими людьми. И постоянная проверка, есть вирус или нет. Мой знакомый через неделю в карантине был готов лезть на стену, сравнил его с тюремным заключением в одиночной камере, когда вокруг ни одного живого лица, а все друзья и близкие только на экране телефона. Кажется, что отсутствие незнакомых людей вокруг не должно тяготить, но человек – животное социальное и без этого не может, мы начинаем волноваться в одиночестве. Еще один комментарий приятеля об этой «гостинице»: «Китайцы построили дом на славу, обычно у них нет звукоизоляции, тут же ватная тишина, не слышишь никого, словно ты один остался на всем белом свете. И робот, который привозит одну и ту же еду в одно и то же время. Если бы отключили интернет, то точно свихнулся бы. Это психушка на минималках». Пожалуй, этот пример хорошо объясняет, почему роботы нас не заменят до момента, когда они научатся быть людьми. А с этого момента возникает другой вопрос – останется ли такой робот роботом. Тему эту поднимали в разных произведениях многократно, Айзек Азимов живо интересовался этой проблемой. Но тут вот какое дело, стоимость создания подобия человека всегда будет выше, чем привычный нам процесс размножения. С другой стороны, искусственный человек будет штучным товаром (да, товаром!), в котором можно отразить все свои желания – ум, красоту, мощь. И тут нам тоже ничего не грозит.

В общественных местах постоянно слышишь обрывки чужих разговоров, они наталкивают на размышления, как в случае этой статьи. С роботами это вряд ли возможно, мы станем беднее во всех смыслах, не все вписывается в экономический расчет. Но что интересно, люди, рассуждающие о роботах, невольно идут ровно по той же тропе, что и те люди, которые создавали кафе-автоматы сто лет назад. Изменились технологии, но не то, как мы думаем и чего хотим. История продолжается в других декорациях, и только.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]