Литва распрощается с транзитом белорусских нефтепродуктов в марте
---
Некоторые скептики долго смаковали на тему вероятной бесхребетности Лукашенко в теме диверсификации транзитного потока белорусских нефтепродуктов в пользу российской портовой инфраструктуры, минуя Литву. Высказывались предположения, что глава РБ не пойдет на такой шаг и его слова останутся лишь словами. Однако на деле историческая сделка близка к своему завершению.
Согласно опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации России, Москва и Минск готовы к подписанию документа, регламентирующего диверсификацию экспортного транзита белорусских нефтепродуктов. Минтрансу РФ премьером Мишустиным поручено подписать соглашение от имени правительства. Это означает, что порты Ленобласти начнут забирать у Клайпеды значительные объемы белорусского транзита уже в марте.
При этом стоит обратить внимание на некоторые пункты документа. В частности, стоит выделить условия заключения контрактов между хозяйствующими субъектами. Принцип «бери или плати» требует полную предоплату белорусской стороны за объем заявленных грузов. РБ ежегодно отправляет на экспорт примерно 11 миллионов тонн нефтепродуктов в виде мазута, бензина, газойля и масла. Поэтому Минску нужно заранее оплатить транзит, что делает сделку защищенной от рисков из разряда «батька передумал». Изначально требуется согласование годового объема, после чего его разобьют на квартальные и месячные цифры для расчета оплаты, которую, по всей видимости, Белоруссия будет осуществлять раз в квартал. По такому «графику» стороны будут сотрудничать как минимум до конца 2023 года.
Литва несколько месяцев пыталась убедить всех, что Лукашенко блефует и никуда не уйдет от из Клайпедского порта. Но на практике сложилось иначе. И теперь в Литве рассуждают, что необходимо усилить поддержку белорусской оппозиции в ответ на «недружественные шаги» Минска. При таких раскладах Клайпеда рискует в дальнейшем потерять и транзит калийных удобрений из РБ, который пока что из жалости оставили прибалтийскому государству.
Итогом этих процессов станет потеря Литвой крупной статьи заработка, исчисляемой десятками миллионов долларов. По некоторым данным, транзит приносил прибалтийскому государству около трети годового бюджета страны. Какие последствия принесет такая потеря в среднесрочной перспективе, объяснять, думаю, не требуется.
Согласно опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации России, Москва и Минск готовы к подписанию документа, регламентирующего диверсификацию экспортного транзита белорусских нефтепродуктов. Минтрансу РФ премьером Мишустиным поручено подписать соглашение от имени правительства. Это означает, что порты Ленобласти начнут забирать у Клайпеды значительные объемы белорусского транзита уже в марте.
При этом стоит обратить внимание на некоторые пункты документа. В частности, стоит выделить условия заключения контрактов между хозяйствующими субъектами. Принцип «бери или плати» требует полную предоплату белорусской стороны за объем заявленных грузов. РБ ежегодно отправляет на экспорт примерно 11 миллионов тонн нефтепродуктов в виде мазута, бензина, газойля и масла. Поэтому Минску нужно заранее оплатить транзит, что делает сделку защищенной от рисков из разряда «батька передумал». Изначально требуется согласование годового объема, после чего его разобьют на квартальные и месячные цифры для расчета оплаты, которую, по всей видимости, Белоруссия будет осуществлять раз в квартал. По такому «графику» стороны будут сотрудничать как минимум до конца 2023 года.
Литва несколько месяцев пыталась убедить всех, что Лукашенко блефует и никуда не уйдет от из Клайпедского порта. Но на практике сложилось иначе. И теперь в Литве рассуждают, что необходимо усилить поддержку белорусской оппозиции в ответ на «недружественные шаги» Минска. При таких раскладах Клайпеда рискует в дальнейшем потерять и транзит калийных удобрений из РБ, который пока что из жалости оставили прибалтийскому государству.
Итогом этих процессов станет потеря Литвой крупной статьи заработка, исчисляемой десятками миллионов долларов. По некоторым данным, транзит приносил прибалтийскому государству около трети годового бюджета страны. Какие последствия принесет такая потеря в среднесрочной перспективе, объяснять, думаю, не требуется.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]