Мечта о российском авианосце, которой не суждено сбыться
25.01.2021 16 564 0 +447 vagenleitner

Мечта о российском авианосце, которой не суждено сбыться

---
+447
В закладки
Мечта о российском авианосце, которой не суждено сбыться авианосца, кораблей, строительства, России, корабля, строительство, проблем, нужно, авианосец, может, флота, строить, авианосцев, наконец, эллинг, объём, бывший, ранга, использование, выглядит

Мечта о российском авианосце, которой не суждено сбыться авианосца, кораблей, строительства, России, корабля, строительство, проблем, нужно, авианосец, может, флота, строить, авианосцев, наконец, эллинг, объём, бывший, ранга, использование, выглядит

На фоне весьма резкого обмена мнениями между американским изданием Forbes и замглавкома ВМФ России Игоря Касатонова о способности российской промышленности построить в настоящий момент полноценный авианосец в Сети разгорелась довольно жаркая дискуссия. С новой силой возобновились многолетние споры о технической и кадровой готовности ОПК к решению столь масштабной задачи, подогретые, в том числе, недавно опубликованным изображением некоего авианесущего корабля с громким названием «Варан» разработки Невского ПКБ. Имеет смысл более осознанно разобрать вопрос, дабы поставить, наконец, точку в поистине бесконечных словесных баталиях. Что нужно для создания и эксплуатации авианосца Все построенные в СССР авианесущие крейсеры строились на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (Украина). В России ни одно предприятие (не считая ПАО «Севмаш» с его «Викрамадитьей») не имеет никакого опыта в постройке подобного рода кораблей. Теоретически подходящий по размерам (1) эллинг имеется всё на том же самом «Севмаше» (№2, бывший цех 55), однако для строительства авианосца ему необходима серьёзная адаптация: реконструкция спускового комплекса и ворот эллинга, что потребует времени и серьёзных финансовых вливаний. А самое главное – нарушит отлаженный ход строительства группировок АПЛ – «Бореев» и «Ясеней» (в перспективе – «Хаски»). Не менее проблематично выглядит использование двух других возможных верфей – Балтийского завода и строящегося ССК «Звезда», которые вдобавок к отсутствию опыта уже загружены гражданскими заказами (на Балтзаводе стапели наглухо заняты атомными ледоколами). По итогу получается, что полностью подходящей верфи в России в настоящий момент нет, что вынуждает либо строить новый гигантский эллинг с нуля (с огромными финансовыми и временными затратами), либо изворачиваться с существующими, что также будет чревато целым комплексом трудно прогнозируемых проблем. Эллинг №2 (бывший цех №55 на заднем плане). Фото: Пресс-служба «Севмаша» Другой критически важный аспект – отсутствие корабельной силовой установки. Если отечественной промышленности удалось наконец сделать полностью собственные силовые агрегаты для фрегатов пр. 22350, то с крупнотоннажными кораблями всё обстоит иначе. В открытой печати до сих пор не встречались сведения хотя бы о начале работ в этом направлении. А ведь двигатели авианосца должны иметь достаточную мощность, чтобы корабль смог развить скорость минимум в 30-32 узла, обеспечивая возможность взлёта авиации. И вроде бы напрашивается очевидный выход – использовать ядерную энергоустановку (ГЭУ), аналогичную тем, что используются на атомных ледоколах. Однако, по данным главного конструктора КГНЦ Валентина Белоненко, атомная ГЭУ примерно в 4-5 раз тяжелее, чем неатомная, что в итоге значительно уменьшает внутренний объём и место для полезной нагрузки. Следовательно, либо нужно наращивать водоизмещение, либо смириться с ограничением численности авиагруппы. Так или иначе, ситуация с силовой установкой хоть и не безнадёжная, но крайне сложная. Решение её – неочевидное. Новому авианосцу требуется и новое авиакрыло: минимум это палубные истребитель, топливозаправщик и самолёт ДРЛО (РЭБ). Ничего из этого пока нет и в помине. На макете НКПБ демонстрируются «оморяченные» Су-57, которых, по сути, ещё толком нет даже в ВКС. Надо ли говорить, что проектирование, доработка и строительство этих истребителей в необходимом количестве должно осуществляться параллельно проектированию, разработке и строительству авианосца, поскольку одно без другого теряет смысл, а также требует бесперебойного финансирования на всех этапах для обеспечения синхронистичности процесса. О том, на базе каких платформ строить палубные танкеры и самолёты ДРЛО, у военных сейчас нет даже представления. Помимо авиакрыла само собой нужен эскорт – корабли охранения. С текущим дефицитом кораблей 1 ранга и крайне туманных перспектив по их строительству (фрегат пр. 22350 не в счёт, поскольку фактически является кораблем 2 ранга) совершенно неясно, как планируется обеспечивать охрану авианосца, который в любом случае едва ли будет нести на себе вооружение выше уровня ЗРК самообороны (типа «Палаш»/«Панцирь-М»). При всех достоинствах этих комплексов они не в состоянии обеспечить гарантированную защиту от групповых или массированных атак с воздуха. Аналогичным образом авианосец не сможет защитить себя от всего спектра подводных угроз, даже с учетом возможного размещения на нём подкилевой ГАС. Стало быть, к моменту ввода в строй авианосца должна быть сформирована постоянно действующая вместе с ним корабельная группа из 3-4 перспективных эсминцев/крейсеров, которые в самом лучшем случае существуют сейчас лишь на бумаге. И снова финансы... Даже неискушенному в кораблестроении человеку становится ясно, что создание авианосца – поистине грандиозная и нетривиальная задача, решить которую может только всецело самодостаточное в промышленном и научно-интеллектуальном плане государство. Очень ограниченный клуб таких государств – яркое доказательство данного тезиса. Но помимо «технологий и мозгов» для строительства подобного корабля (а тем более нескольких кораблей) требуется концентрация колоссальных финансовых ресурсов, объём которых запросто может достигнуть отметки в 1 трлн рублей. Столь высокая цифра обусловлена необходимостью не только решения вышеописанных проблем, но и необходимостью возведения инфраструктуры базирования, подготовкой лётного состава, созданием необходимого запаса материальных средств и т.п. С учётом текущего финансирования Минобороны РФ (стоит вспомнить сокращение оборонного бюджета в 2021 г. на 5%), реализация программы строительства подобных кораблей может быть осуществлена лишь при полном закрытии всех остальных строительных программ флота. Иными словами, в текущих экономических реалиях строительство авианосцев выглядит невозможным, а с учётом нерешённости насущных проблем флота – еще и бессмысленным. Несмотря на категорические выводы автора, нужно оговориться, что авианосец – инструмент безусловно важный и нужный. Даже при отсутствии в России внятной концепции применения такого корабля, его наличие кратно повышает возможности флота. Но всё же необходимо быть реалистами и придерживаться основополагающего принципа «от простого к сложному»: учиться строить эсминцы, затем крейсера, и лишь по решении этих задач при наличии достаточной экономической базы у государства переходить к таким амбициозным проектам, как строительство авианосцев. (1) При оценке размеров автор исходит из строительства авианосца водоизмещением равным или больше существующего ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Строительство кораблей меньшего водоизмещения не рассматривается из-за серьёзных ограничений у таких кораблей на использование палубной авиации.

Мечта о российском авианосце, которой не суждено сбыться авианосца, кораблей, строительства, России, корабля, строительство, проблем, нужно, авианосец, может, флота, строить, авианосцев, наконец, эллинг, объём, бывший, ранга, использование, выглядит

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]