Сформирован 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк
---
По имеющейся информации, 1 декабря 2015 года в составе Морской авиации ВМФ России был сформирован второй (после 279-го) отдельный корабельный истребительный авиационный полк, получивший 100-й номер - в честь первого корабельного истребительного авиационного полка в советской морской авиации, существовавшего в Крыму с 1986 по 1992 годы. Новый 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк сформирован в 859-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске и в качестве материальной части получил 24 новых корабельных истребителя МиГ-29КР и МиГ-29КУБР (типы "9-41Р" и "9-47Р"), поставленных Морской авиации в 2013-2015 годах АО "РСК "МиГ" по контракту от 29 февраля 2012 года.
Двухместный корабельный истребитель МиГ-29КУБР (тип "9-47Р", бортовой номер "52 синий") Морской авиации ВМФ России, построенный АО "РСК "МиГ" по контракту 2012 года и в настоящее время переданный в состав вновь сформированного 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Морской авиации. Луховицы, 17.09.2015 (с) Сергей Карпулёв / russianplanes.net
В дальнейшем новый 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк должен быть из Ейска переведен в состав Морской авиации Северного флота для использования с тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". В тоже время ввиду отсутствия на настоящий момент достаточного количества подготовленного летного состава для истребителей МиГ-29КР/КУБР, 100-й полк пока что не является полноценной авиационной частью, а большая часть поставленных в его состав истребителей МиГ-29КР/КУБР находится в Ейске на хранении и не эксплуатируется.
14 января 2015 года начальник Морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин заявил в эфире телеканала "Россия 24":
"МиГ-29К — машина современная, там реализован очень большой научный потенциал. Получив эти машины, мы получили новое качественное вооружение. Сейчас стоит задача как можно скорее ввести его посадки на палубу, подготовить летный состав. Полк, который будет заниматься на этих самолетах, мы фактически укомплектовали. Задача стоит уже в этом году к выходу на боевую службу на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" — это очень важно. Это основная задача 2016 года, и я думаю, мы с ней справимся".
История 100-го корабельного истребительного авиационного полка первого формирования по материалам коллеги eagle_rost :
100 корабельный истребительный авиационный полк (Инструкторско-Исследовательский) 33 ЦБП и ПЛС (1063 ЦБПКА) (100 морской истребительный авиационный полк ВМС Украины, 100 истребительный авиационный полк ВВС Украины)
В начале 1986г. на основании директивы ГШ ВМФ от 24.12.1985г. на Аэр. Саки был сформирован 100 корабельный истребительный авиационный полк на самолетах Су-27, МиГ-29 и Су-25. Первоначально 100 киап был подчинен 33-му ЦБП и ПЛС. Задачами полка была подготовка летно-технического состава на самолетах Су-27 и МиГ-29. Первым командиром полка стал подполковник Т. А. Апакидзе.
После формирования в 1988г. 1063-го Центра боевого применения корабельной авиации 100 киап вошел в его состав.
Весной 1986г. полк получил на вооружение 4 Су-27, на следующий год еще четыре, а в апреле 1990г. в полк прибыли последние два таких самолета. На них в Саках прошли подготовку 16 летчиков, позднее составивших костяк 279 окиап ВВС СФ.
Для обучения летчиков-истребителей технике пилотирования и боевому применению, ввиду отсутствия спарок Су-27 и МиГ-29, на вооружение полка поступили учебно-боевые самолеты L-39 «Альбатрос». Из них была сформирована учебная эскадрилья, базирующаяся на Аэр. Очаков .
В период с 1987 по 1989г. полк большее время года базировался на Аэр. Очаков, так как полоса в Саках находилась на капитальном ремонте.
В 1989г. в составе 100 киап имелось три авиационные эскадрильи:
- 1-я АЭ самолетов Су-27 (12 Су-27 и 8 Су-27уб);
- 2-я АЭ самолетов МиГ-29 (12 МиГ-29 и 6 МиГ-29уб);
- 3-я АЭ самолетов L-39 «Альбатрос».
В августе 1989г. вместо L-39 полк получил штурмовики Су-25 из расформированного на Аэр. Арциз 90 ошап ВВС СА (6 Су-25, 2 Су-25уб и 7 Су-25утг).
При передаче в 1990г. в Авиацию ВМФ 161 иап несколько самолетов МиГ-29 передали в Саки ещё и из Лиманского, где базировался этот полк.
В 1990-1991гг. летчики полка принимали участие в Государственных испытаниях ТАКР проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» и палубных самолетов-истребителей Су-27к и МиГ-29к.
Весной 1992г. полк принял присягу на верность Украине и был переименован в 100 морской истребительный авиационный полк, подчиненный Государственному Авиационному Научно-исследовательскому Центру (ГАНИЦ) Украины. Вместе с тем около 100 офицеров полка, включая 16 летчиков, остались на службе в ВС РФ и перевелись для прохождения службы в составе 279 окиап ВВС Северного флота РФ.
Позже полк некоторое время побыл в составе 5-й ВА ВВС Украины, в 1993г. вновь вошел в состав Морской Авиации ВМС Украины.
В 1996г. 100 миап был передан обратно в состав 5-й ВА и в том же году 100 истребительный авиационный полк ВВС Украины был расформирован. В состав 299 окшап ВМСУ была передана 3-я эскадрилья полка. Самолеты Су-27 из 1-й эскадрильи поступили в 831 иап на Аэр. Миргород, а самолеты МиГ-29 из 2-й эскадрильи поступили в состав 62 иап (они еще два года оставались на аэродроме Саки, после чего их перегнали на Аэр. Бельбек). Корабельные самолеты Су-25утг и Су-27к ранее входившие в состав полка были переданы в ГАНИЦ.
Эксплуатация новой техники не обошлась без авиационных происшествий.
- 22.06.1988г. при выполнении разведки погоды и облете РТО в районе г. Очаков произошла катастрофа самолета L-39, пилотируемого старшим инструктором-летчиком 39 Управления ИУТК подполковником А. И. Дегтяревым и летчиком-инструктором 100 киап майором В. М. Коротковым. Из-за отказа двигателя на взлете самолет упал в воду, пилоты погибли;
- 22.09.1988г. ночью при выполнении маршрутного полета с бомбометанием на полигоне из-за ошибки в технике пилотирования произошла катастрофа самолета МиГ-29к, пилотируемого майором С. А. Юзвишиным;
- 24.08.1989г. днем при выполнении полетов с Аэр. Очаков на боевое применение над полигоном «Свободный Порт» из-за ошибки в выполнении правил использования воздушного пространства произошло столкновение в воздухе двух самолетов L-39«Альбатрос». Первый самолет пилотировали майор А. М. Васильевым с лейтенантом С. Ю. Гущиным, а второй - капитан Ю. Н. Кононенко с лейтенантом В. Н. Мироновым. Экипаж майора Васильева своевременно катапультировался и уцелел. Самолет В. Миронова потерял законцовку крыла с топливным баком, но сохранил возможность продолжать полет. Командир полка подполковник Т. Апакидзе взлетел на самолете L-39, чтобы в воздухе оценить возможность продолжения полета на аварийном самолете. По его указанию летчики сделали попытку проверить управляемость самолета на пониженной скорости. Аварийная машина сорвалась в штопор. Экипаж, несмотря на неоднократную команду на катапультирование выполнил ее уже перед самым столкновением с землей и погиб;
- 01.08.1990г. при выполнении полета в зону на сложный пилотаж из-за ошибки летчика МиГ-29уб пилотируемый заместителем командира полка подполковником А. Г. Омелаенко и инструктором полковником А. Квочуром самолет вышел за критические углы атаки. Экипаж катапультировался, невредим.
Из-за высокой аварийности командир полка полковник Т. А. Апакидзе в 1989г. был снят с должности и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки в 1063 ЦБПКА. История расставила все на свои места. Имя Тимура Апакидзе стало для современного поколения палубных летчиков эталоном беззаветного служения Морской Авиации России.
На вооружении полка стояли Су-27, МиГ-29, Су-25, L-39 «Альбатрос».
Командир полка – полковник Т. А. Апакидзе (1986-89гг.), А. Н. Железов (с 1989г.).
Двухместный корабельный истребитель МиГ-29КУБР (тип "9-47Р", бортовой номер "52 синий") Морской авиации ВМФ России, построенный АО "РСК "МиГ" по контракту 2012 года и в настоящее время переданный в состав вновь сформированного 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Морской авиации. Луховицы, 17.09.2015 (с) Сергей Карпулёв / russianplanes.net
В дальнейшем новый 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк должен быть из Ейска переведен в состав Морской авиации Северного флота для использования с тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". В тоже время ввиду отсутствия на настоящий момент достаточного количества подготовленного летного состава для истребителей МиГ-29КР/КУБР, 100-й полк пока что не является полноценной авиационной частью, а большая часть поставленных в его состав истребителей МиГ-29КР/КУБР находится в Ейске на хранении и не эксплуатируется.
14 января 2015 года начальник Морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин заявил в эфире телеканала "Россия 24":
"МиГ-29К — машина современная, там реализован очень большой научный потенциал. Получив эти машины, мы получили новое качественное вооружение. Сейчас стоит задача как можно скорее ввести его посадки на палубу, подготовить летный состав. Полк, который будет заниматься на этих самолетах, мы фактически укомплектовали. Задача стоит уже в этом году к выходу на боевую службу на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" — это очень важно. Это основная задача 2016 года, и я думаю, мы с ней справимся".
История 100-го корабельного истребительного авиационного полка первого формирования по материалам коллеги eagle_rost :
100 корабельный истребительный авиационный полк (Инструкторско-Исследовательский) 33 ЦБП и ПЛС (1063 ЦБПКА) (100 морской истребительный авиационный полк ВМС Украины, 100 истребительный авиационный полк ВВС Украины)
В начале 1986г. на основании директивы ГШ ВМФ от 24.12.1985г. на Аэр. Саки был сформирован 100 корабельный истребительный авиационный полк на самолетах Су-27, МиГ-29 и Су-25. Первоначально 100 киап был подчинен 33-му ЦБП и ПЛС. Задачами полка была подготовка летно-технического состава на самолетах Су-27 и МиГ-29. Первым командиром полка стал подполковник Т. А. Апакидзе.
После формирования в 1988г. 1063-го Центра боевого применения корабельной авиации 100 киап вошел в его состав.
Весной 1986г. полк получил на вооружение 4 Су-27, на следующий год еще четыре, а в апреле 1990г. в полк прибыли последние два таких самолета. На них в Саках прошли подготовку 16 летчиков, позднее составивших костяк 279 окиап ВВС СФ.
Для обучения летчиков-истребителей технике пилотирования и боевому применению, ввиду отсутствия спарок Су-27 и МиГ-29, на вооружение полка поступили учебно-боевые самолеты L-39 «Альбатрос». Из них была сформирована учебная эскадрилья, базирующаяся на Аэр. Очаков .
В период с 1987 по 1989г. полк большее время года базировался на Аэр. Очаков, так как полоса в Саках находилась на капитальном ремонте.
В 1989г. в составе 100 киап имелось три авиационные эскадрильи:
- 1-я АЭ самолетов Су-27 (12 Су-27 и 8 Су-27уб);
- 2-я АЭ самолетов МиГ-29 (12 МиГ-29 и 6 МиГ-29уб);
- 3-я АЭ самолетов L-39 «Альбатрос».
В августе 1989г. вместо L-39 полк получил штурмовики Су-25 из расформированного на Аэр. Арциз 90 ошап ВВС СА (6 Су-25, 2 Су-25уб и 7 Су-25утг).
При передаче в 1990г. в Авиацию ВМФ 161 иап несколько самолетов МиГ-29 передали в Саки ещё и из Лиманского, где базировался этот полк.
В 1990-1991гг. летчики полка принимали участие в Государственных испытаниях ТАКР проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» и палубных самолетов-истребителей Су-27к и МиГ-29к.
Весной 1992г. полк принял присягу на верность Украине и был переименован в 100 морской истребительный авиационный полк, подчиненный Государственному Авиационному Научно-исследовательскому Центру (ГАНИЦ) Украины. Вместе с тем около 100 офицеров полка, включая 16 летчиков, остались на службе в ВС РФ и перевелись для прохождения службы в составе 279 окиап ВВС Северного флота РФ.
Позже полк некоторое время побыл в составе 5-й ВА ВВС Украины, в 1993г. вновь вошел в состав Морской Авиации ВМС Украины.
В 1996г. 100 миап был передан обратно в состав 5-й ВА и в том же году 100 истребительный авиационный полк ВВС Украины был расформирован. В состав 299 окшап ВМСУ была передана 3-я эскадрилья полка. Самолеты Су-27 из 1-й эскадрильи поступили в 831 иап на Аэр. Миргород, а самолеты МиГ-29 из 2-й эскадрильи поступили в состав 62 иап (они еще два года оставались на аэродроме Саки, после чего их перегнали на Аэр. Бельбек). Корабельные самолеты Су-25утг и Су-27к ранее входившие в состав полка были переданы в ГАНИЦ.
Эксплуатация новой техники не обошлась без авиационных происшествий.
- 22.06.1988г. при выполнении разведки погоды и облете РТО в районе г. Очаков произошла катастрофа самолета L-39, пилотируемого старшим инструктором-летчиком 39 Управления ИУТК подполковником А. И. Дегтяревым и летчиком-инструктором 100 киап майором В. М. Коротковым. Из-за отказа двигателя на взлете самолет упал в воду, пилоты погибли;
- 22.09.1988г. ночью при выполнении маршрутного полета с бомбометанием на полигоне из-за ошибки в технике пилотирования произошла катастрофа самолета МиГ-29к, пилотируемого майором С. А. Юзвишиным;
- 24.08.1989г. днем при выполнении полетов с Аэр. Очаков на боевое применение над полигоном «Свободный Порт» из-за ошибки в выполнении правил использования воздушного пространства произошло столкновение в воздухе двух самолетов L-39«Альбатрос». Первый самолет пилотировали майор А. М. Васильевым с лейтенантом С. Ю. Гущиным, а второй - капитан Ю. Н. Кононенко с лейтенантом В. Н. Мироновым. Экипаж майора Васильева своевременно катапультировался и уцелел. Самолет В. Миронова потерял законцовку крыла с топливным баком, но сохранил возможность продолжать полет. Командир полка подполковник Т. Апакидзе взлетел на самолете L-39, чтобы в воздухе оценить возможность продолжения полета на аварийном самолете. По его указанию летчики сделали попытку проверить управляемость самолета на пониженной скорости. Аварийная машина сорвалась в штопор. Экипаж, несмотря на неоднократную команду на катапультирование выполнил ее уже перед самым столкновением с землей и погиб;
- 01.08.1990г. при выполнении полета в зону на сложный пилотаж из-за ошибки летчика МиГ-29уб пилотируемый заместителем командира полка подполковником А. Г. Омелаенко и инструктором полковником А. Квочуром самолет вышел за критические углы атаки. Экипаж катапультировался, невредим.
Из-за высокой аварийности командир полка полковник Т. А. Апакидзе в 1989г. был снят с должности и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки в 1063 ЦБПКА. История расставила все на свои места. Имя Тимура Апакидзе стало для современного поколения палубных летчиков эталоном беззаветного служения Морской Авиации России.
На вооружении полка стояли Су-27, МиГ-29, Су-25, L-39 «Альбатрос».
Командир полка – полковник Т. А. Апакидзе (1986-89гг.), А. Н. Железов (с 1989г.).
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]