Шойгу займётся ЖКХ
---
В Минобороны намерены реформировать ведомственное жилищно-коммунальное хозяйство.
Как указано в направленном ещё в феврале на имя президента письме главы министерства Сергея Шойгу, принято решение отказаться от аутсорсинга (услуг сторонних структур) и создать собственную структуру, которая обеспечила бы все потребности Минобороны в сфере ЖКХ. В качестве причин отказа от аутсорсинга названа экономическая нецелесообразность: "Модель аутсорсинга с первых дней своего существования стабильно приводит к отрицательным показателям деятельности, наличию долгов перед ресурсоснабжающими организациями и регионами РФ."
Министр отмечает, что помимо финансовых накладок имеющаяся система "требует постоянного административного вмешательства органов военного управления в вопросы безаварийного обслуживания ЖКХ". В связи с этим решено перейти на прямые расчёты с поставщиками энергоресурсов, отказавшись от посредников. Для этого планируется создать отдельное ФГБУ "Фонд жилищно-коммунальных услуг". В министерстве считают, что этот шаг даст серьёзный положительный эффект сразу в нескольких плоскостях: "Реализация указанных подходов позволит повысить контроль над расходованием средств в сфере ЖКХ, доведением их до конечных получателей, а также исключить коммерциализацию деятельности подразделений Минобороны и значительно снизить коррупционную составляющую."
Источники в Минобороны уточняют, что решение о переходе на инсорсинг (обеспечение всех потребностей силами входящих в структуру министерства либо подведомственных организаций) было принято Шойгу ещё в декабре, после подведения итогов проверки системы аутсорсинга. Именно тогда выявились многочисленные проблемы, указанные в письме.
Ъ напоминает, что перевод Минобороны на аутсорсинг в сфере ЖКХ произошёл в 2008 году, когда министром был Анатолий Сердюков. Это было сделано в рамках "приведения армии к новому облику" для избавления ведомства от "непрофильных" функций: предполагалось, что гражданские специалисты справятся с этой сферой деятельности, а военным останутся сугубо военные дела — строевая подготовка, обеспечение обороноспособности и т.д. Вместе с тем уже тогда, во время подготовки к созданию холдинга "Оборонсервис" (сейчас холдинг "Гарнизон"), звучали (в том числе на уровне АП и правительства) высказывания о том, что подведомственные Минобороны компании будут планово убыточными. Но тем не менее этот шаг на тот момент посчитали правильным.
С приходом Сергея Шойгу на пост главы министерства система несколько изменилась. Сейчас ЖКХ занимаются 4 подведомственных компании, полномочия которых с 1 апреля переданы новому ФГБУ "Фонд жилищно-коммунальных услуг". Параллельно создадут фонд, который будет обеспечивать деятельность некоторых подразделений Минобороны (9-го и 12-го управлений министерства и ряда подразделений ВМФ, ВКС и РВСН). В министерстве считают, что такое реформирование даст экономию в 15% и позволит повысить оперативность принятия решений в сфере ЖКХ.
Отдельный вопрос в этой истории — долги подведомственных компаний перед поставщиками энергоресурсов. По данным на начало февраля, озвученным на совещании в правительстве с участием вице-премьеров Дмитрия Козака и Аркадия Дворковича, они составляли около 29 млрд рублей. При этом замминистра обороны по тылу Дмитрий Булгаков подчёркивал, что министерство эти долги не признаёт и оплачивать не намерено, т.к. по закону не имеет права вмешиваться в оперативную хозяйственную деятельность компаний. Т.е. с точки зрения закона министерство поставщикам ничего не должно. Замминистра писал: "Обращения ресурсоснабжающих организаций по вопросу погашения задолженности подведомственными акционерными обществами Минобороны касается взаимоотношений хозяйствующих субъектов, каждая из сторон имеет право обратиться в суд для защиты нарушенных прав."
В правительстве с такой позицией не согласились. В конце февраля министерству было поручено рассчитаться с долгами и не допускать возникновения новых задолженностей. Также министерству рекомендовали в дальнейшем "исходить из субсидиарной ответственности Минобороны за своевременность и полноту оплаты коммунальных услуг (ресурсов) в случае передачи указанных функций в подведомственные учреждения".
В общем, долги есть, но по версии Минобороны это "чужие" долги, т.е. их вроде как и нет. И кто их будет возвращать — пока непонятно. Министерство не горит желанием расставаться с деньгами (29 млрд — сумма серьёзная), а в правительстве считают, что больше это сделать некому. И, видимо, до решения этой коллизии полноценная реформа "военного ЖКХ" вряд ли запустится.
Решение Минобороны комментирует директор по развитию НП "Национальная ассоциация институтов закупок" Алексей Ульянов: "Если говорить о принципах закупок, то аутсорсинг хорош в отдельных случаях, когда речь идёт о том, что какой-то агент, профессионал в отрасли может лучше понять и разобраться при покупке специфических товаров. Когда речь идёт о поставке коммунальных услуг (воды, теплоснабжения, водоотведения и пр), то очевидно, что прямые договора с поставщиками — более эффективный способ, чем какие-то "прокладки" аутсорсинга. Действительно, решение Минобороны провести реформу ЖКХ, в ходе которой перейти на прямые контракты с поставщиками, отказавшись при этом от аутсорсинга, выглядит разумным."
Председатель правления "Тверского делового клуба" Алексей Моторкин также приветствует решение Шойгу, но отмечает, что сам по себе отказ от аутсорсинга позволит только частично решить проблему: "Аутсорсинг аутсорсингу рознь. Однако действительно коррупционная составляющая довольно часто встречается при такой схеме работы. <...>
Компании, которые являются монополистами в какой-то сфере, было бы смешно отдавать на аутсорсинг, тем не менее такая практика существует. <...> Проблема заключается в том, что накапливаются задолженности, выкачиваются ресурсы, не вкладываются деньги в модернизацию. <...> Я полагаю, что примерно такая ситуация происходит на любом монопольном рынке. <...> Если Минобороны хочет, чтобы всё делала одна организация, то это всё у нас уже было. Наверное, это нормальная система и её надо приветствовать за исключением одного: такая форма работы не снижает коррупционную составляющую, а переводит её в другую плоскость. Плюс только в том, что при переходе к работе с одним оператором проверку можно будет провести более открыто, масштабно и прозрачно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Источник: Военные перетряхнули свое хозяйство
Как указано в направленном ещё в феврале на имя президента письме главы министерства Сергея Шойгу, принято решение отказаться от аутсорсинга (услуг сторонних структур) и создать собственную структуру, которая обеспечила бы все потребности Минобороны в сфере ЖКХ. В качестве причин отказа от аутсорсинга названа экономическая нецелесообразность: "Модель аутсорсинга с первых дней своего существования стабильно приводит к отрицательным показателям деятельности, наличию долгов перед ресурсоснабжающими организациями и регионами РФ."
Министр отмечает, что помимо финансовых накладок имеющаяся система "требует постоянного административного вмешательства органов военного управления в вопросы безаварийного обслуживания ЖКХ". В связи с этим решено перейти на прямые расчёты с поставщиками энергоресурсов, отказавшись от посредников. Для этого планируется создать отдельное ФГБУ "Фонд жилищно-коммунальных услуг". В министерстве считают, что этот шаг даст серьёзный положительный эффект сразу в нескольких плоскостях: "Реализация указанных подходов позволит повысить контроль над расходованием средств в сфере ЖКХ, доведением их до конечных получателей, а также исключить коммерциализацию деятельности подразделений Минобороны и значительно снизить коррупционную составляющую."
Источники в Минобороны уточняют, что решение о переходе на инсорсинг (обеспечение всех потребностей силами входящих в структуру министерства либо подведомственных организаций) было принято Шойгу ещё в декабре, после подведения итогов проверки системы аутсорсинга. Именно тогда выявились многочисленные проблемы, указанные в письме.
Ъ напоминает, что перевод Минобороны на аутсорсинг в сфере ЖКХ произошёл в 2008 году, когда министром был Анатолий Сердюков. Это было сделано в рамках "приведения армии к новому облику" для избавления ведомства от "непрофильных" функций: предполагалось, что гражданские специалисты справятся с этой сферой деятельности, а военным останутся сугубо военные дела — строевая подготовка, обеспечение обороноспособности и т.д. Вместе с тем уже тогда, во время подготовки к созданию холдинга "Оборонсервис" (сейчас холдинг "Гарнизон"), звучали (в том числе на уровне АП и правительства) высказывания о том, что подведомственные Минобороны компании будут планово убыточными. Но тем не менее этот шаг на тот момент посчитали правильным.
С приходом Сергея Шойгу на пост главы министерства система несколько изменилась. Сейчас ЖКХ занимаются 4 подведомственных компании, полномочия которых с 1 апреля переданы новому ФГБУ "Фонд жилищно-коммунальных услуг". Параллельно создадут фонд, который будет обеспечивать деятельность некоторых подразделений Минобороны (9-го и 12-го управлений министерства и ряда подразделений ВМФ, ВКС и РВСН). В министерстве считают, что такое реформирование даст экономию в 15% и позволит повысить оперативность принятия решений в сфере ЖКХ.
Отдельный вопрос в этой истории — долги подведомственных компаний перед поставщиками энергоресурсов. По данным на начало февраля, озвученным на совещании в правительстве с участием вице-премьеров Дмитрия Козака и Аркадия Дворковича, они составляли около 29 млрд рублей. При этом замминистра обороны по тылу Дмитрий Булгаков подчёркивал, что министерство эти долги не признаёт и оплачивать не намерено, т.к. по закону не имеет права вмешиваться в оперативную хозяйственную деятельность компаний. Т.е. с точки зрения закона министерство поставщикам ничего не должно. Замминистра писал: "Обращения ресурсоснабжающих организаций по вопросу погашения задолженности подведомственными акционерными обществами Минобороны касается взаимоотношений хозяйствующих субъектов, каждая из сторон имеет право обратиться в суд для защиты нарушенных прав."
В правительстве с такой позицией не согласились. В конце февраля министерству было поручено рассчитаться с долгами и не допускать возникновения новых задолженностей. Также министерству рекомендовали в дальнейшем "исходить из субсидиарной ответственности Минобороны за своевременность и полноту оплаты коммунальных услуг (ресурсов) в случае передачи указанных функций в подведомственные учреждения".
В общем, долги есть, но по версии Минобороны это "чужие" долги, т.е. их вроде как и нет. И кто их будет возвращать — пока непонятно. Министерство не горит желанием расставаться с деньгами (29 млрд — сумма серьёзная), а в правительстве считают, что больше это сделать некому. И, видимо, до решения этой коллизии полноценная реформа "военного ЖКХ" вряд ли запустится.
Решение Минобороны комментирует директор по развитию НП "Национальная ассоциация институтов закупок" Алексей Ульянов: "Если говорить о принципах закупок, то аутсорсинг хорош в отдельных случаях, когда речь идёт о том, что какой-то агент, профессионал в отрасли может лучше понять и разобраться при покупке специфических товаров. Когда речь идёт о поставке коммунальных услуг (воды, теплоснабжения, водоотведения и пр), то очевидно, что прямые договора с поставщиками — более эффективный способ, чем какие-то "прокладки" аутсорсинга. Действительно, решение Минобороны провести реформу ЖКХ, в ходе которой перейти на прямые контракты с поставщиками, отказавшись при этом от аутсорсинга, выглядит разумным."
Председатель правления "Тверского делового клуба" Алексей Моторкин также приветствует решение Шойгу, но отмечает, что сам по себе отказ от аутсорсинга позволит только частично решить проблему: "Аутсорсинг аутсорсингу рознь. Однако действительно коррупционная составляющая довольно часто встречается при такой схеме работы. <...>
Компании, которые являются монополистами в какой-то сфере, было бы смешно отдавать на аутсорсинг, тем не менее такая практика существует. <...> Проблема заключается в том, что накапливаются задолженности, выкачиваются ресурсы, не вкладываются деньги в модернизацию. <...> Я полагаю, что примерно такая ситуация происходит на любом монопольном рынке. <...> Если Минобороны хочет, чтобы всё делала одна организация, то это всё у нас уже было. Наверное, это нормальная система и её надо приветствовать за исключением одного: такая форма работы не снижает коррупционную составляющую, а переводит её в другую плоскость. Плюс только в том, что при переходе к работе с одним оператором проверку можно будет провести более открыто, масштабно и прозрачно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Источник: Военные перетряхнули свое хозяйство
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]