«Надо открывать границы». Как петербургский бизнес плачет без мигрантов
---
Из-за оттока мигрантов городу не хватает курьеров, строителей, грузчиков и дворников. Местные на такую работу не идут, уверяет бизнес.
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
Из-за пандемии и закрытых границ число мигрантов с разрешениями на работу в Петербурге сократилось на 18%, а иностранцев, приехавших в город по работе, в 2020-м в два раза меньше, чем в 2019-м. Теперь девелоперы и ретейлеры бьются за строителей, грузчиков и уборщиц повышением зарплат, курьерские службы не могут расширить штаты, а комитет по труду и вовсе констатирует: городу не хватает дворников и водителей транспортоуборочной техники.
О том, что в этом году в России стало меньше мигрантов, свидетельствуют официальные данные МВД. Статистика правоохранителей, во-первых, фиксирует число действующих разрешений на работу — этот документ нужно получать тем, кто приехал в Россию на заработки по трудовой визе. Во-вторых, учитывает число действительных патентов — их оформляют граждане, прибывающие по «безвизу» — например, из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана и Вьетнама. Так, с января по сентябрь в России выдали 40,5 тысячи разрешений на работу и 898 тысяч патентов. Год назад — 91,4 тысячи и 1,4 млн соответственно. С целью работы российскую границу с начала года к октябрю, по данным того же МВД, пересекли 1,9 млн человек, в прошлом году — 4,3 млн. Например, число приехавших трудиться узбеков сократилось в 2 раза, таджиков — в 2,2, киргизов — в 2,4.
В Петербурге и области количество действительных разрешений упало на 18%, патентов — на 15%: если к началу марта, по данным местного главка, в городе было 5,7 тысячи разрешений на работу и 218,8 тысячи патентов, то к началу октября — 4,7 и 186,9 тысячи соответственно. В целом же иностранцев, которые въехали в город по работе, за год стало меньше почти в 2 раза.
Рекрутинговые агентства предлагают судить о ситуации на рынке труда иностранной рабочей силы по числу открытых вакансий в сферах, которые традиционно используют труд мигрантов. В hh.ru Северо-Запад, например, «Фонтанке» сообщили, что в сентябре число вакансий в сфере строительства было на 28% больше, чем в феврале. Соискателей, по данным сервиса, напротив, стало меньше, чем зимой, и это при том, что осенью их число раньше, как правило, увеличивалось на 10%.
По данным руководителя исследовательского центра SuperJob Натальи Головановой, ЖКХ — одна из самых пострадавших из-за закрытия границ областей петербургского бизнеса. В цифрах это выражается так: число вакансий в сфере автоперевозок в Петербурге по сравнению с маем выросло в 3,7 раза, предложений о трудоустройстве в области ЖКХ — в 3 раза, а на рынке городского благоустройства — на 36%. «Прирост резюме в данных сферах значительно отстает от прироста количества вакансий, и мы наблюдаем ситуацию, когда рынок труда оказывается «соискательским»: так, в автоперевозках конкурс сегодня всего 2,2 резюме на вакансию, конкурс в сфере городского благоустройства — 3,2 резюме на место, в ЖКХ — 2,3. При этом рынок труда считается сбалансированным при конкурсе 4–4,5 резюме на вакансию», — отмечает эксперт.
С нехваткой иностранных сотрудников в этом году действительно столкнулись компании из самых разных сфер бизнеса. К примеру, из области строительства. Долю мигрантов в этой сфере федеральное правительство в конце прошлого года ограничило, оставив бизнесу возможность привлекать до 80% рабочих из-за рубежа. Пандемия вынудила девелоперов поднимать зарплаты. «Стали торговаться, мол, «я сейчас пойду на другую стройку или платите мне больше», — рассказывает владелец СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров. — Надо открывать границы. Они стоят в очереди и хотят приехать».
«Люди, которые против мигрантов, они же следующий шаг не продумывают: кто будет работать? — задается вопросом управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов. — Они туда не идут не из-за зарплаты, а из-за того, что они не хотят работать там. Я вам могу сказать, что таджик или узбек, условно говоря, они всегда работали или работают за тысячу долларов. То есть, грубо говоря, сейчас у них зарплата 60–70 тысяч рублей. Правда, у них большая переработка при этом. Экскаваторщик — 120–150 тысяч, сварщик — за 200 тысяч рублей. Поэтому зарплаты там нормальные, просто народ не хочет туда идти. И хороших специалистов не найти».
Нехватка мигрантов ощущается и в ретейле. Число иностранцев в этой сфере неоднородно: как говорят игроки рынка, в одних компаниях оно составляет 30%, в других — все 70–80%. В основном в этом году не хватает уборщиц и грузчиков. «Россияне не идут на эти должности, наверное, в силу менталитета. Для них это та работа, на которую они не пойдут, даже если будет совсем плохо», — считает совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. — У нас таких работников было не так много, может быть, 5% от общей численности. Но именно из-за того, что людей не найти, повысились немного ставки. Хотя и некритично». Чтобы найти грузчиков, компания подняла почасовые ставки на 10% по сравнению с прошлогодними зарплатами.
Сказалась пандемия и на облике курьерской доставки. «В iGoods среди курьеров работал очень маленький процент таких людей. Закупщиков вообще не было: нужны были и медицинские книжки, и люди должны были хорошо говорить, так что мы с этим не связывались. Курьеров максимум было 5% — они должны были работать либо как самозанятые, либо как индивидуальные предприниматели, а это для них было проблемой», — комментирует основатель сервиса iGoods Григорий Кунис. Но, по его наблюдениям, много иностранцев до пандемии работало у двух крупнейших агрегаторов, занимающихся доставкой готовой еды, — они, в свою очередь, после закрытия границ перетянули к себе всех местных. «По цепочке это и нас коснулось. Сейчас спрос растет, нам нужно увеличивать штат, а людей находить все сложнее», — отмечает бизнесмен.
Именно с оттоком иностранной рабочей силы рост цен на поездки связывают сервисы такси. Об этом «Фонтанка» уже подробно рассказывала: осенью ездить на «шашечках» стало на 20–30% дороже, чем в апреле, и в некоторых фирмах открыто признали — спрос на такой способ передвижения уже вернулся к пандемийному, водители при этом остались за рубежом.
А вот среди петербургских управляющих компаний недостатка рабочей силы не наблюдается, уверяет гендиректор некоммерческого партнерства предприятий жилищного комплекса «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков. По его словам, мигрантов и так почти нет в штатах компаний. «Есть жилкомсервисы, в которых работают порядка до 10–15 иностранцев, например, из 400 сотрудников. На сегодняшний день эти люди уже легализованы на территории России — кто-то получил гражданство. Очень много электриков, сантехников, дворников — это жители Санкт-Петербурга», — заявляет эксперт.
Коллапса именно в этой области не заметили и в петербургском комитете по труду. Там сослались на данные службы занятости, согласно которым в марте в ЖКХ было заявлено 722 вакансии, в конце октября — 2140, при этом количество соискателей всегда оставалось выше: 1,6 претендента на место весной и 1,3 — осенью. Зато в ведомстве отметили недостаток водителей транспортоуборочной машины и дворников.
Елизавета Ивантей,
«Фонтанка.ру»
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
Из-за пандемии и закрытых границ число мигрантов с разрешениями на работу в Петербурге сократилось на 18%, а иностранцев, приехавших в город по работе, в 2020-м в два раза меньше, чем в 2019-м. Теперь девелоперы и ретейлеры бьются за строителей, грузчиков и уборщиц повышением зарплат, курьерские службы не могут расширить штаты, а комитет по труду и вовсе констатирует: городу не хватает дворников и водителей транспортоуборочной техники.
О том, что в этом году в России стало меньше мигрантов, свидетельствуют официальные данные МВД. Статистика правоохранителей, во-первых, фиксирует число действующих разрешений на работу — этот документ нужно получать тем, кто приехал в Россию на заработки по трудовой визе. Во-вторых, учитывает число действительных патентов — их оформляют граждане, прибывающие по «безвизу» — например, из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана и Вьетнама. Так, с января по сентябрь в России выдали 40,5 тысячи разрешений на работу и 898 тысяч патентов. Год назад — 91,4 тысячи и 1,4 млн соответственно. С целью работы российскую границу с начала года к октябрю, по данным того же МВД, пересекли 1,9 млн человек, в прошлом году — 4,3 млн. Например, число приехавших трудиться узбеков сократилось в 2 раза, таджиков — в 2,2, киргизов — в 2,4.
В Петербурге и области количество действительных разрешений упало на 18%, патентов — на 15%: если к началу марта, по данным местного главка, в городе было 5,7 тысячи разрешений на работу и 218,8 тысячи патентов, то к началу октября — 4,7 и 186,9 тысячи соответственно. В целом же иностранцев, которые въехали в город по работе, за год стало меньше почти в 2 раза.
Рекрутинговые агентства предлагают судить о ситуации на рынке труда иностранной рабочей силы по числу открытых вакансий в сферах, которые традиционно используют труд мигрантов. В hh.ru Северо-Запад, например, «Фонтанке» сообщили, что в сентябре число вакансий в сфере строительства было на 28% больше, чем в феврале. Соискателей, по данным сервиса, напротив, стало меньше, чем зимой, и это при том, что осенью их число раньше, как правило, увеличивалось на 10%.
По данным руководителя исследовательского центра SuperJob Натальи Головановой, ЖКХ — одна из самых пострадавших из-за закрытия границ областей петербургского бизнеса. В цифрах это выражается так: число вакансий в сфере автоперевозок в Петербурге по сравнению с маем выросло в 3,7 раза, предложений о трудоустройстве в области ЖКХ — в 3 раза, а на рынке городского благоустройства — на 36%. «Прирост резюме в данных сферах значительно отстает от прироста количества вакансий, и мы наблюдаем ситуацию, когда рынок труда оказывается «соискательским»: так, в автоперевозках конкурс сегодня всего 2,2 резюме на вакансию, конкурс в сфере городского благоустройства — 3,2 резюме на место, в ЖКХ — 2,3. При этом рынок труда считается сбалансированным при конкурсе 4–4,5 резюме на вакансию», — отмечает эксперт.
С нехваткой иностранных сотрудников в этом году действительно столкнулись компании из самых разных сфер бизнеса. К примеру, из области строительства. Долю мигрантов в этой сфере федеральное правительство в конце прошлого года ограничило, оставив бизнесу возможность привлекать до 80% рабочих из-за рубежа. Пандемия вынудила девелоперов поднимать зарплаты. «Стали торговаться, мол, «я сейчас пойду на другую стройку или платите мне больше», — рассказывает владелец СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров. — Надо открывать границы. Они стоят в очереди и хотят приехать».
«Люди, которые против мигрантов, они же следующий шаг не продумывают: кто будет работать? — задается вопросом управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов. — Они туда не идут не из-за зарплаты, а из-за того, что они не хотят работать там. Я вам могу сказать, что таджик или узбек, условно говоря, они всегда работали или работают за тысячу долларов. То есть, грубо говоря, сейчас у них зарплата 60–70 тысяч рублей. Правда, у них большая переработка при этом. Экскаваторщик — 120–150 тысяч, сварщик — за 200 тысяч рублей. Поэтому зарплаты там нормальные, просто народ не хочет туда идти. И хороших специалистов не найти».
Нехватка мигрантов ощущается и в ретейле. Число иностранцев в этой сфере неоднородно: как говорят игроки рынка, в одних компаниях оно составляет 30%, в других — все 70–80%. В основном в этом году не хватает уборщиц и грузчиков. «Россияне не идут на эти должности, наверное, в силу менталитета. Для них это та работа, на которую они не пойдут, даже если будет совсем плохо», — считает совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. — У нас таких работников было не так много, может быть, 5% от общей численности. Но именно из-за того, что людей не найти, повысились немного ставки. Хотя и некритично». Чтобы найти грузчиков, компания подняла почасовые ставки на 10% по сравнению с прошлогодними зарплатами.
Сказалась пандемия и на облике курьерской доставки. «В iGoods среди курьеров работал очень маленький процент таких людей. Закупщиков вообще не было: нужны были и медицинские книжки, и люди должны были хорошо говорить, так что мы с этим не связывались. Курьеров максимум было 5% — они должны были работать либо как самозанятые, либо как индивидуальные предприниматели, а это для них было проблемой», — комментирует основатель сервиса iGoods Григорий Кунис. Но, по его наблюдениям, много иностранцев до пандемии работало у двух крупнейших агрегаторов, занимающихся доставкой готовой еды, — они, в свою очередь, после закрытия границ перетянули к себе всех местных. «По цепочке это и нас коснулось. Сейчас спрос растет, нам нужно увеличивать штат, а людей находить все сложнее», — отмечает бизнесмен.
Именно с оттоком иностранной рабочей силы рост цен на поездки связывают сервисы такси. Об этом «Фонтанка» уже подробно рассказывала: осенью ездить на «шашечках» стало на 20–30% дороже, чем в апреле, и в некоторых фирмах открыто признали — спрос на такой способ передвижения уже вернулся к пандемийному, водители при этом остались за рубежом.
А вот среди петербургских управляющих компаний недостатка рабочей силы не наблюдается, уверяет гендиректор некоммерческого партнерства предприятий жилищного комплекса «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков. По его словам, мигрантов и так почти нет в штатах компаний. «Есть жилкомсервисы, в которых работают порядка до 10–15 иностранцев, например, из 400 сотрудников. На сегодняшний день эти люди уже легализованы на территории России — кто-то получил гражданство. Очень много электриков, сантехников, дворников — это жители Санкт-Петербурга», — заявляет эксперт.
Коллапса именно в этой области не заметили и в петербургском комитете по труду. Там сослались на данные службы занятости, согласно которым в марте в ЖКХ было заявлено 722 вакансии, в конце октября — 2140, при этом количество соискателей всегда оставалось выше: 1,6 претендента на место весной и 1,3 — осенью. Зато в ведомстве отметили недостаток водителей транспортоуборочной машины и дворников.
Елизавета Ивантей,
«Фонтанка.ру»
Источник: hollivizor.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]