«Надо открывать границы». Как петербургский бизнес плачет без мигрантов
07.11.2020 18 448 0 +573 alex

«Надо открывать границы». Как петербургский бизнес плачет без мигрантов

---
+573
В закладки
Из-за оттока мигрантов городу не хватает курьеров, строителей, грузчиков и дворников. Местные на такую работу не идут, уверяет бизнес.

«Надо открывать границы». Как петербургский бизнес плачет без мигрантов мигрантов, число, тысячи, иностранцев, сфере, работу, резюме, грузчиков, стало, патентов, данным, меньше, области, тысяч, вакансий, разрешений, например, работать, Петербурге, трудаавтор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

Из-за пандемии и закрытых границ число мигрантов с разрешениями на работу в Петербурге сократилось на 18%, а иностранцев, приехавших в город по работе, в 2020-м в два раза меньше, чем в 2019-м. Теперь девелоперы и ретейлеры бьются за строителей, грузчиков и уборщиц повышением зарплат, курьерские службы не могут расширить штаты, а комитет по труду и вовсе констатирует: городу не хватает дворников и водителей транспортоуборочной техники.

О том, что в этом году в России стало меньше мигрантов, свидетельствуют официальные данные МВД. Статистика правоохранителей, во-первых, фиксирует число действующих разрешений на работу — этот документ нужно получать тем, кто приехал в Россию на заработки по трудовой визе. Во-вторых, учитывает число действительных патентов — их оформляют граждане, прибывающие по «безвизу» — например, из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана и Вьетнама. Так, с января по сентябрь в России выдали 40,5 тысячи разрешений на работу и 898 тысяч патентов. Год назад — 91,4 тысячи и 1,4 млн соответственно. С целью работы российскую границу с начала года к октябрю, по данным того же МВД, пересекли 1,9 млн человек, в прошлом году — 4,3 млн. Например, число приехавших трудиться узбеков сократилось в 2 раза, таджиков — в 2,2, киргизов — в 2,4.

В Петербурге и области количество действительных разрешений упало на 18%, патентов — на 15%: если к началу марта, по данным местного главка, в городе было 5,7 тысячи разрешений на работу и 218,8 тысячи патентов, то к началу октября — 4,7 и 186,9 тысячи соответственно. В целом же иностранцев, которые въехали в город по работе, за год стало меньше почти в 2 раза.

Рекрутинговые агентства предлагают судить о ситуации на рынке труда иностранной рабочей силы по числу открытых вакансий в сферах, которые традиционно используют труд мигрантов. В hh.ru Северо-Запад, например, «Фонтанке» сообщили, что в сентябре число вакансий в сфере строительства было на 28% больше, чем в феврале. Соискателей, по данным сервиса, напротив, стало меньше, чем зимой, и это при том, что осенью их число раньше, как правило, увеличивалось на 10%.

По данным руководителя исследовательского центра SuperJob Натальи Головановой, ЖКХ — одна из самых пострадавших из-за закрытия границ областей петербургского бизнеса. В цифрах это выражается так: число вакансий в сфере автоперевозок в Петербурге по сравнению с маем выросло в 3,7 раза, предложений о трудоустройстве в области ЖКХ — в 3 раза, а на рынке городского благоустройства — на 36%. «Прирост резюме в данных сферах значительно отстает от прироста количества вакансий, и мы наблюдаем ситуацию, когда рынок труда оказывается «соискательским»: так, в автоперевозках конкурс сегодня всего 2,2 резюме на вакансию, конкурс в сфере городского благоустройства — 3,2 резюме на место, в ЖКХ — 2,3. При этом рынок труда считается сбалансированным при конкурсе 4–4,5 резюме на вакансию», — отмечает эксперт.

С нехваткой иностранных сотрудников в этом году действительно столкнулись компании из самых разных сфер бизнеса. К примеру, из области строительства. Долю мигрантов в этой сфере федеральное правительство в конце прошлого года ограничило, оставив бизнесу возможность привлекать до 80% рабочих из-за рубежа. Пандемия вынудила девелоперов поднимать зарплаты. «Стали торговаться, мол, «я сейчас пойду на другую стройку или платите мне больше», — рассказывает владелец СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров. — Надо открывать границы. Они стоят в очереди и хотят приехать».

«Люди, которые против мигрантов, они же следующий шаг не продумывают: кто будет работать? — задается вопросом управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов. — Они туда не идут не из-за зарплаты, а из-за того, что они не хотят работать там. Я вам могу сказать, что таджик или узбек, условно говоря, они всегда работали или работают за тысячу долларов. То есть, грубо говоря, сейчас у них зарплата 60–70 тысяч рублей. Правда, у них большая переработка при этом. Экскаваторщик — 120–150 тысяч, сварщик — за 200 тысяч рублей. Поэтому зарплаты там нормальные, просто народ не хочет туда идти. И хороших специалистов не найти».

Нехватка мигрантов ощущается и в ретейле. Число иностранцев в этой сфере неоднородно: как говорят игроки рынка, в одних компаниях оно составляет 30%, в других — все 70–80%. В основном в этом году не хватает уборщиц и грузчиков. «Россияне не идут на эти должности, наверное, в силу менталитета. Для них это та работа, на которую они не пойдут, даже если будет совсем плохо», — считает совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. — У нас таких работников было не так много, может быть, 5% от общей численности. Но именно из-за того, что людей не найти, повысились немного ставки. Хотя и некритично». Чтобы найти грузчиков, компания подняла почасовые ставки на 10% по сравнению с прошлогодними зарплатами.

Сказалась пандемия и на облике курьерской доставки. «В iGoods среди курьеров работал очень маленький процент таких людей. Закупщиков вообще не было: нужны были и медицинские книжки, и люди должны были хорошо говорить, так что мы с этим не связывались. Курьеров максимум было 5% — они должны были работать либо как самозанятые, либо как индивидуальные предприниматели, а это для них было проблемой», — комментирует основатель сервиса iGoods Григорий Кунис. Но, по его наблюдениям, много иностранцев до пандемии работало у двух крупнейших агрегаторов, занимающихся доставкой готовой еды, — они, в свою очередь, после закрытия границ перетянули к себе всех местных. «По цепочке это и нас коснулось. Сейчас спрос растет, нам нужно увеличивать штат, а людей находить все сложнее», — отмечает бизнесмен.

Именно с оттоком иностранной рабочей силы рост цен на поездки связывают сервисы такси. Об этом «Фонтанка» уже подробно рассказывала: осенью ездить на «шашечках» стало на 20–30% дороже, чем в апреле, и в некоторых фирмах открыто признали — спрос на такой способ передвижения уже вернулся к пандемийному, водители при этом остались за рубежом.

А вот среди петербургских управляющих компаний недостатка рабочей силы не наблюдается, уверяет гендиректор некоммерческого партнерства предприятий жилищного комплекса «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков. По его словам, мигрантов и так почти нет в штатах компаний. «Есть жилкомсервисы, в которых работают порядка до 10–15 иностранцев, например, из 400 сотрудников. На сегодняшний день эти люди уже легализованы на территории России — кто-то получил гражданство. Очень много электриков, сантехников, дворников — это жители Санкт-Петербурга», — заявляет эксперт.

Коллапса именно в этой области не заметили и в петербургском комитете по труду. Там сослались на данные службы занятости, согласно которым в марте в ЖКХ было заявлено 722 вакансии, в конце октября — 2140, при этом количество соискателей всегда оставалось выше: 1,6 претендента на место весной и 1,3 — осенью. Зато в ведомстве отметили недостаток водителей транспортоуборочной машины и дворников.

Елизавета Ивантей,

«Фонтанка.ру»
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]