ЦИК: что будет
31.03.2017 394 0 0 davydov-index

ЦИК: что будет

---
0
В закладки
Секретарь Центризбиркома Майя Гришина рассказала о ближайших планах комиссии.

ЦИК

"Известия" опубликовали большое интервью секретаря ЦИКа Майи Гришиной, в котором она рассказала о том, чем комиссия планирует заниматься в ближайшее время и какие нововведения нас ждут и когда. Полностью интервью можно прочитать по ссылке в конце поста, мы же остановимся только на отдельных его моментах.

По словам Гришиной, все самые обсуждаемые сейчас нововведения — смягчение либо отмена муниципального фильтра, голосование через интернет и т.д. — стоит ожидать не ранее чем к президентским выборам года, если не позже: "Есть международная рекомендательная норма, согласно которой изменения избирательной системы должны происходить не позднее чем за год до выборов. Сейчас идёт активная подготовка к губернаторским выборам. Не думаю, что законодатель сейчас будет спешно менять правила игры. Это надо делать заранее."

В то же время секретарь ЦИКа не считает целесообразным полностью отказываться от фильтра. По её мнению, фильтр не является препятствием для кандидатов: "Некоторые партии выступают за отмену или упрощение муниципального фильтра. Но идея действующего закона не в фильтре, а в поддержке — в обеспечении того, чтобы кандидаты, которые выдвигаются на должность губернатора, были людьми известными муниципальным депутатам и главам. В этом и есть смысл муниципальной поддержки, а не в установлении каких-то препятствий. Понятно, что такая поддержка предъявляет к кандидатуре дополнительные требования."

Что касается предложения разрешить муниципальным депутатам давать свои подписи в поддержку более чем одного кандидата — об этом Майя Гришина сказала, что этот вопрос "будет дискутироваться в Госдуме": "Председатель ЦИК Элла Памфилова считает, что это обсуждаемо. Но, как я понимаю, это будет рассматриваться уже после президентской кампании."

На вопрос о том, почему в отдельных регионах (в частности в Москве) законодатели установили максимально возможный уровень муниципального фильтра (10%), Гришина отметила: "Федеральный законодатель предложил вилку — от 5 до 10%. Но это — на усмотрение законодателя субъекта Российской Федерации, и не зря так сделано: иногда 10% меньше 5% — всё зависит от того, насколько большой депутатский корпус в субъекте. <...> У нас очень разнородные субъекты по количеству избираемых депутатов, процент зависит от архитектуры местного самоуправления, выстроенной в каждом субъекте. <...>
При выборе порога законодатель субъекта Федерации должен руководствоваться также оценкой состояния партийно-политической системы в регионе — в некоторых субъектах до 70 региональных отделений партий, а где-то действуют только четыре парламентские партии.
Законодателю субъекта при определении порога надо ответственно подходить к оценке практического применения фильтра, он должен быть проходимым. <...> В каждом субъекте этот порог надо оценивать персонально, нельзя говорить, что 5% — это здорово, а 10% — нет."

Также Гришина подчеркнула, что ЦИК может рассмотреть обоснованность установленного в том или ином регионе уровня фильтра и рекомендовать снизить его: "ЦИК оценит его на соответствие законодательству. Да, у нас может быть общая позиция, но какой она будет относительно Москвы через год после муниципальных выборов, я пока не могу сказать."

Сейчас ЦИК готовит подзаконный акт, предусмотренный законопроектом сенатора Андрея Клишаса (мы уже писали более подробно об этом проекте). Как сказала Гришина, главная цель законопроекта Клишаса и готовящегося документа — "упрощение для гражданина процедуры попадания в список избирателей, участие в выборах по месту своего фактического нахождения": "Наша задача — учесть эту категорию граждан, чтобы они могли по месту нахождения заранее подать юридически значимое заявление и попасть в список избирателей. Прорабатываем вариант подачи заявления через портал госуслуг, там гражданин идентифицирован. Другой вариант — личная явка в территориальный избирком по месту нахождения с подачей заявления. <...> Все предлагаемые ЦИК решения должны соответствовать запросам информационного общества.
Основными задачами сейчас являются оценка объёма информации, которую предстоит обработать для включения граждан в списки избирателей по месту нахождения, подготовка техники и кадров для такой обработки. <...> Надо решить одновременно несколько задач. Во-первых, требуется включить гражданина в список избирателей там, где ему это удобно. Во-вторых, необходимо исключить злоупотребление правом, то есть неоднократное включение в список и, соответственно, возможность неоднократной подачи голоса. В-третьих, обеспечить прозрачность и общественный контроль."

Гооворя о голосовании через интернет, Гришина сравнила его с досрочным голосованием: "Интернет-голосование — это в некоторых странах современный аналог досрочного голосования, только оно носит ещё и дистанционный характер. <...> Однако далеко не везде такая форма голосования применяется. <...>
Несколько лет назад эта тема в ЦИК обсуждалась, но у меня по поводу труднодоступных мест определённый скепсис был. <...> Если смотреть на мировую практику, возможны взломы, доступ хакеров к персональным данным избирателей. Кроме того, отсутствуют гарантии, что человек проголосовал лично и свободно.
Человека, который голосует через интернет, надо безошибочно идентифицировать. <...> Некоторые считают, что технически это решаемо, но риски есть, и многие страны не торопятся вводить интернет-голосование. И, кстати, там, где оно вводится, для гражданина это небесплатно — людям надо покупать картридеры. <...> Иными словами, интернет-голосование нельзя ввести «одним кликом», требуется огромный комплекс мероприятий."

Также Гришина опровергла появившиеся не так давно слухи о возможном переносе президентских выборов с марта 2018-го на другие даты: "Мы готовимся к плановым выборам."

Другая актуальная тема — использование возможностей интернета в предвыборной агитации и вообще в политической работе. Гришина призналась, что ЦИК отслеживает публикации на популярных телеграм-каналах и других ресурсах, но охватить всё интернет-пространство цели нет, т.к. это невозможно физически: "Мы тогда должны бросить все свои дела и увеличить штат на сотни единиц. Это скорее вопрос к спецслужбам. Они мониторят интернет на предмет, например, экстремизма." Также она заявила, что не видит необходимости в ограничениях на ведение агитации в интернете: "Любое ограничение должно исходить из посыла — для чего. Для телевидения ограничения понятны — кандидатам должен быть обеспечен равный доступ. А зачем делать ограничения в интернете, если все и так имеют этот равный доступ, который ничем технически не ограничен?"

Ещё одна процедура, по которой у многих участников избирательного процесса возникают вопросы — сбор подписей. По словам Гришиной, пока ЦИК не намерен от неё отказываться из-за отсутствия адекватных вариантов замены: "В избирательные бюллетени всё-таки надо попадать исходя из каких-то критериев."

В общем, нововведения будут, но не так скоро и не такие радикальные, как некоторым хотелось бы. Но тем не менее они будут, и это радует.

Опрошенные "Давыдов.Индекс" эксперты достаточно однозначно отнеслись к заявлениям Гришиной.

Депутат Астраханской городской думы Василий Ворох уверен, что муниципальный фильтр и сбор подписей нужно отменить: "Я считаю, что муниципальный фильтр нужно однозначно убирать. <...> Муниципальный фильтр — лишняя мера, мешающая демократии и конкуренции. То же самое нужно сделать со сбором подписей — это атавизм. <...> Подписи — это очередная лазейка для власти, способствующая снятию неугодного кандидата. А вот интернет-голосование, наоборот, необходимо. <...> Интернет-сообщества сегодня очень развиты, молодёжь продвинута в этих вопросах, поэтому электронное голосование должно повысить интерес молодых к выборам."

Политолог, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Владимирского филиала РАНХиГС Роман Евстифеев тоже не видит необходимости в сохранении фильтра: "Я считаю, что губернаторским выборам в регионах крайне недостаёт конкурентности. Когда вводили муниципальный фильтр, было желание вообще от неё избавиться и сделать выборы более предсказуемыми. Сегодня на повестке дня не только в регионах, но и в целом перед всей Россией, наоборот, стоит задача сделать выборы конкурентными, поэтому я думаю, что в субъектах РФ муниципальный фильтр сыграл большую роль. Я бы вообще призвал отказаться от него и на федеральном уровне принять поправку об его отмене. Сегодня важнее говорить о качестве политической конкуренции, чем о сохранении той ситуации, которая была десять лет.
Много внимания в последнее время уделялось теме интернет-голосования. <...> Мне кажется, переход на электронное голосование сейчас не настолько важное дело. Я вижу в этом больше рисков, заключающихся в несанкционированных доступах к системе, чем положительных моментов. <...> Всё-таки стоит остановиться на старом проверенном способе — личном голосовании человека.
Процесс сбора подписей также неоднократно подвергался критике и требовал пересмотра. Полагаю, что сбор подписей — это ещё один фильтр, который в своё время был поставлен для того, чтобы не дать возможности каким-то силам прорваться на выборы. <...> Не страшно, если у нас кандидатов на выборах будет много. Наоборот, к этому нужно стремиться, нам нужны разнообразные кандидаты. <...> Чем больше будет интересных кандидатов, тем выше будет явка на выборах. Особенно важно привлекать на выборы молодёжь. <...> Можно принимать различные программы для повышение гражданской активности молодых людей. Но важнее постараться сделать так, чтобы были интересные кандидаты и политические партии. Только интересная политическая кампания способна привлечь людей на избирательные участки. <...> Уверен, свобода выбора и конкурентность способны замотивировать молодое поколение сильнее, чем наставления старших и программы развития."

О необходимости озвученных Гришиной новвовведений рассуждает депутат Вологодской Городской думы, координатор Комитета Гражданских Инициатив на территории Вологодской области Михаил Ноздрачёв: "Если бы народные избранники отражали действительный состав нашего населения, выбирались бы политически грамотными избирателями, способными отличить правду от лжи, то тогда муниципальный фильтр имел бы смысл существования. Но в данной системе, когда депутаты выбираются исходя не из грамотности населения, а из качества избирательных кампаний — муниципальный фильтр играет роль ограничителя прав граждан. В нынешних условиях муниципальный фильтр — это запретительная мера, позволяющая служить интересам правящей партии, а это не влияет положительно на возможность граждан выбирать. <...>
Очень много вопросов всегда вызывал сбор подписей. На мой взгляд, необходимо максимально либерализовать и упростить этот процесс. <...> В любом случае именно решение избирателей в день голосования будет иметь значение вне зависимости от того, собрал кандидат подписи или нет."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Источник: Секретарь ЦИК: интернет-голосование нельзя ввести «одним кликом»уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]