Школа экстремального вождения Renault Winter Driving School
---
Курсы экстремального и контраварийного вождения есть у многих автомобильных брендов. Навскидку вспоминаются курсы от Audi, Porsche, BMW, Land Rover (хотя у последнего больше небольшой внедорожный тест-драйв, чем курсы). Я в своей водительской практике успел пройти подобные курсы от питерского дилера SKODA, от школы Orange Drive и на московском полигоне BMW Driving Experince. Компания Renault в подобных активностях ранее замечена не была. Но сначала они смогли удивить нас шикарным двухдневным тест-драйвом по бездорожью Грузии (можно считать курсами внедорожной езды), а спустя пару месяцев подготовили нечто под названием "Renault Winter Driving School". Посмотрим, что из этого вышло.
Все началось с трансфера из центра Питера в Карелию, на базу отдыха "Ладожская усадьба", что совсем рядом с городком Сортавала. Очень приятное место, надо отметить. Теплые и уютные коттеджи, вкусная еда в ресторане, отличное обслуживание. Нашелся только один жирный минус: дорожки на территории усадьбы заледенели и их ничем не посыпали. Но это не испортило впечатления от самого мероприятия, которое прошло безупречно.
2
Наш коттедж:
3
Красиво:
4
Вечером собрались на брифинг, где рассказали про то, что будет происходить следующие два дня. Сначала рассказали про автомобили, на которых мы будем кататься. Это уже хорошо знакомые нам Renault Duster в версии Dakar, относительно новые Renault Kaptur, и эксклюзив - совершенно новые Renault Koleos. Последних было два экземпляра, и оба - единственные на всю Россию. Официальные продажи начнутся только летом этого года, а у нас выдалась уникальная возможность потестировать эти машины одними из первых в России.
Несколько интересных фактов про Дастеры. Оказывается, это паркетник номер 1 по продажам за все годы с 2013-го. А еще это самый продаваемый автомобиль с дизельным двигателем в массовом сегменте. Всего в России их продано более 280.000 экземпляров. Теперь в компанию к утилитарному Дастеру добавился стильный Каптюр, который, по мнению многих, тоже ждет успех. А вообще Renault - лидер сегмента SUV, занимает около 40% российского рынка.
5
Так как тест-драйв подразумевал скоростное прохождение поворотов, инструктор напомнил нам правила того, где нужно замедляться, входить в повороты и выходить из них. Зеленой линией на доске указана правильная траектория, а красной - неправильная:
6
Утром собрались у берега Ладожского озера. Нас тут поджидали автомобили, на которых предстояло покататься в разных условиях и на разных покрытиях. В каждом автомобиле было по рации, которые предназначались для голосовых команд и советов инструкторов. Новый Колеос мы увидели еще вчера при заселении, а тут он предстал во всей красе в двух разных цветах. Оба ему идут. Про него стоит рассказать отдельно немного.
7
Это был первый раз, когда я сел за руль Каптюра:
8
Нас всех поделили на две группы. Одной предстояло проехать внедорожный маршрут через снега, а другим шлифовать лед озера. Мы поехали на внедорожный тест-драйв.
9
На этом маршруте больше всего запомнилось, как Дастер едет по снежной целине глубиной с полколеса. Отключаешь антипробуксовочную систему, газ в пол и вперед :) Хоть бы раз сел... Коллега поймал меня в кадре в состоянии "радости полные штаны".
10
Колеос не так уверенно проезжал по снегу из-за бОльшего веса и пару раз застревал. Но полный привод и шипованные шины Continental IceContact 2, тем не менее, делали свое дело. Моноприводным машинам тут было бы совсем неуютно:
11
На случай, если кто-то серьезно встрянет в снегу, у нас был очень интересный автомобиль. Изначально это стоковый Renault Duster, обутый в специальный гусеничный комплект. Мы прозвали этот авто Рено Густер :) Эти гусеницы вместо колес - российская разработка. Их можно установить практически на любой полноприводный автомобиль без переделок, так как гусеничные модули крепятся к родной ступице через переходники. На таких гусеницах можно передвигаться по любому покрытию, но предназначены они, в первую очередь, для снега и грязи. Удалось немного порулить Густером по снегу. Ощущения за рулем необычные. Максимальная скорость авто на этих гусеницах - 40-45 км/ч. Для асфальта маловато, а вот по глубокому снегу рассекать самое то, прет как танк. Только радиус поворота огромный, надо все маневры рассчитывать сильно заранее. Рабочая передача - вторая, на первой можно еле тронуться. И трясет за рулем будь здоров.
12
После внедорожного тест-драйва нас направили прямиком на лед Ладожского озера, обильно уставленный конусами. Здесь нам предстояло научиться выжимать максимум из полного привода на скользком покрытии.
13
После нескольких ознакомительных кругов по импровизированной трассе, начали занятия с простых упражнений "разгон-торможение". Смысл в том, чтобы научиться разгоняться и тормозить максимально эффективно. С разгоном все более-менее понятно, нужно избегать сильных пробуксовок на старте. Хотя это было осложнено тем, что антипробуксовочная система во время занятий была отключена.
А вот с торможением на льду все сложнее. Во-первых, нужно учитывать тот факт, что ABS удлиняет тормозной путь автомобиля на скользком покрытии. Система призвана предотвратить блокировку колес в торможении, но на льду блокировка как раз позволяет быстрее и эффективнее затормозить за счет того, что шипы на колесах вгрызаются в лед. Поэтому нужно научиться тормозить на грани срабатывания ABS. Надо слушать и чувствовать машину, чтобы приотпускать педаль тормоза, когда система начнет "хрустеть". И еще один нюанс. Если речь идет о скоростном прохождении поворотов, то важно не только эффективно затормозить, но и правильно выбрать момент начала торможения. Чем позднее начнешь замедлять автомобиль - тем быстрее пройдешь трассу.
14
Потом нас учили правильно рулить между конусами в разных режимах вождения. С рулением, на первый взгляд, все просто. Но задача усложняется, если пытаться проехать между конусами динамично. Колеса скользят, возникает снос передней оси и машина промахивается мимо нужного поворота. Особенно это стало заметно, когда все конусы расставили так, что приходилось сильно замедляться и делать поворот на 180 градусов к другому конусу. А задача стояла максимально динамично пройти такой бешеный зигзаг. Тогда понимаешь важность трех составляющих: выбора скорости, грамотного руления, а также своевременного торможения и разгона.
Например, для меня было открытием, что после прохождения поворота нужно разгоняться вместе с выравниванием руля, даже если машина не вписывается в поворот. То есть, руки и ноги в резком и динамичном повороте должны действовать практически синхронно: плавно продавливаем педаль газа и так же плавно возвращаем руль в ровное положение. Тогда колеса имеют большее сцепление и возникновение сноса будет сведено к минимуму. А если снос уже возник, то возвращение руля позволит колесам зацепиться за покрытие лучше и поехать куда надо, а не куда сносит. Это психологически непросто, скажу я вам.
15
16
Следующее упражнение показалось мне более интересным: нужно было проехать всю площадку пуская автомобиль в управляемый занос. При этом нужно вовремя выравнивать автомобиль, чтобы занос не превратился в неуправляемый, и нас не закрутило. Это умение я успел натренировать еще самостоятельно на безлюдных парковках гипермаркетов.
17
А потом устроили прохождение трассы на время. Тут надо было применить все полученные знания и навыки. Вовремя тормозить, нырять в поворот и набирать скорость, возвращая руль в прямое положение. И умудриться сделать это как можно динамичнее.
18
19
20
Следующий день был даже более запоминающимся. Было три активности: движение в управляемом заносе по кругу, и еще две гонки - в раллийном стиле и по овальной трассе. Управляемый занос по кругу на жаргоне называют "нарезанием бубликов" :) Всегда хотел научиться так делать. Ввести полноприводную машину в управляемый занос по кругу несложно, как выяснилось. А вот удержать ее в этом заносе хотя бы секунд 5-10 оказалось непростым делом. Нужно научиться чувствовать машину, слегка корректировать ее газом и рулем. У меня не получилось удерживать Дастер в заносе по кругу дольше 5-7 секунд. Наверное получалось бы лучше, будь больше времени на практику.
21
Кольцевую трассу в форме овала, которую назвали "Ипподром", поделили на две равные части. С обоих частей одновременно стартовали машины. Цель - проехать несколько кругов и приехать к финишу раньше противника. Здесь самым важным было максимально эффективно пройти крутой поворот. Попозже затормозить, выбрать эффективную скорость прохода поворота, вырулить и набрать скорость. При этом умудриться не съехать в сугроб из-за сноса :)
22
Больше всего я получил удовольствия от гонок в стиле ралли. Первый круг проехали с инструктором, он снова напомнил про то, куда надо прижиматься до поворота и после него, чтобы максимально "выровнять" траекторию поворота. Ну и здесь тоже выбор эффективной скорости играл немаловажную роль. Один раз я слишком увлекся и въехал в сугроб. Пришлось вызывать "техничку" и вытаскивать мой Дастер тросом. Зато какой восторг был, когда мне удавалось проходить серию поворотов в управляемом заносе путем раскачки "зада" машины!
23
Нашел видеоролик о мероприятии с прошлой смены, где катались журналисты автомобильных изданий:
Однозначно могу сказать, что школа удалась. Это было не только интересно и развлекательно, но и очень полезно. К большому сожалению, умением корректно реагировать на аварийные ситуации за рулем обладают очень немногие российские водители. Лично у меня и без курсов был живой интерес познать, как себя ведет автомобиль на скользкой дороге. Я заезжал на пустые парковки и пускал машину в разные нештатные ситуации, чтобы потом из них выйти и запомнить. Пару раз мои навыки точно пригодились, когда на загородных дорогах внезапно возникал ритмичный занос и я успевал выровнять машину. Но сколько таких любознательных автомобилистов в России, как я? Немного. А в Финляндии, между тем, в экзамен по получению водительских прав включены упражнения по контраварийным действиям на скользкой дороге. Просто небо и земля, учитывая, что права в России вообще можно купить...
Огромное спасибо компании Renault Russia за такую возможность! В таких мероприятиях только одна проблема - всегда мало времени :) Только кажется, что понял поведение машины и советы инструкторов, только вошел во вкус и... уже надо делать другое упражнение или идти на обед. Эх... Поискать чтоль место, где можно безопасно покататься на льду вдоволь?
* Добавьте меня в друзья в соц. сетях, там выходят анонсы новых постов:
* Закажите обзор или репортаж в моем блоге. Подробнее тут.
* Другие мои проекты:
- консультации в продвижении сайтов - vitandi.ru
- портал про аренду автомобилей - rentcarus.ru.
* Поделитесь записью с друзьями:
Все началось с трансфера из центра Питера в Карелию, на базу отдыха "Ладожская усадьба", что совсем рядом с городком Сортавала. Очень приятное место, надо отметить. Теплые и уютные коттеджи, вкусная еда в ресторане, отличное обслуживание. Нашелся только один жирный минус: дорожки на территории усадьбы заледенели и их ничем не посыпали. Но это не испортило впечатления от самого мероприятия, которое прошло безупречно.
2
Наш коттедж:
3
Красиво:
4
Вечером собрались на брифинг, где рассказали про то, что будет происходить следующие два дня. Сначала рассказали про автомобили, на которых мы будем кататься. Это уже хорошо знакомые нам Renault Duster в версии Dakar, относительно новые Renault Kaptur, и эксклюзив - совершенно новые Renault Koleos. Последних было два экземпляра, и оба - единственные на всю Россию. Официальные продажи начнутся только летом этого года, а у нас выдалась уникальная возможность потестировать эти машины одними из первых в России.
Несколько интересных фактов про Дастеры. Оказывается, это паркетник номер 1 по продажам за все годы с 2013-го. А еще это самый продаваемый автомобиль с дизельным двигателем в массовом сегменте. Всего в России их продано более 280.000 экземпляров. Теперь в компанию к утилитарному Дастеру добавился стильный Каптюр, который, по мнению многих, тоже ждет успех. А вообще Renault - лидер сегмента SUV, занимает около 40% российского рынка.
5
Так как тест-драйв подразумевал скоростное прохождение поворотов, инструктор напомнил нам правила того, где нужно замедляться, входить в повороты и выходить из них. Зеленой линией на доске указана правильная траектория, а красной - неправильная:
6
Утром собрались у берега Ладожского озера. Нас тут поджидали автомобили, на которых предстояло покататься в разных условиях и на разных покрытиях. В каждом автомобиле было по рации, которые предназначались для голосовых команд и советов инструкторов. Новый Колеос мы увидели еще вчера при заселении, а тут он предстал во всей красе в двух разных цветах. Оба ему идут. Про него стоит рассказать отдельно немного.
7
Это был первый раз, когда я сел за руль Каптюра:
8
Нас всех поделили на две группы. Одной предстояло проехать внедорожный маршрут через снега, а другим шлифовать лед озера. Мы поехали на внедорожный тест-драйв.
9
На этом маршруте больше всего запомнилось, как Дастер едет по снежной целине глубиной с полколеса. Отключаешь антипробуксовочную систему, газ в пол и вперед :) Хоть бы раз сел... Коллега поймал меня в кадре в состоянии "радости полные штаны".
10
Колеос не так уверенно проезжал по снегу из-за бОльшего веса и пару раз застревал. Но полный привод и шипованные шины Continental IceContact 2, тем не менее, делали свое дело. Моноприводным машинам тут было бы совсем неуютно:
11
На случай, если кто-то серьезно встрянет в снегу, у нас был очень интересный автомобиль. Изначально это стоковый Renault Duster, обутый в специальный гусеничный комплект. Мы прозвали этот авто Рено Густер :) Эти гусеницы вместо колес - российская разработка. Их можно установить практически на любой полноприводный автомобиль без переделок, так как гусеничные модули крепятся к родной ступице через переходники. На таких гусеницах можно передвигаться по любому покрытию, но предназначены они, в первую очередь, для снега и грязи. Удалось немного порулить Густером по снегу. Ощущения за рулем необычные. Максимальная скорость авто на этих гусеницах - 40-45 км/ч. Для асфальта маловато, а вот по глубокому снегу рассекать самое то, прет как танк. Только радиус поворота огромный, надо все маневры рассчитывать сильно заранее. Рабочая передача - вторая, на первой можно еле тронуться. И трясет за рулем будь здоров.
12
После внедорожного тест-драйва нас направили прямиком на лед Ладожского озера, обильно уставленный конусами. Здесь нам предстояло научиться выжимать максимум из полного привода на скользком покрытии.
13
После нескольких ознакомительных кругов по импровизированной трассе, начали занятия с простых упражнений "разгон-торможение". Смысл в том, чтобы научиться разгоняться и тормозить максимально эффективно. С разгоном все более-менее понятно, нужно избегать сильных пробуксовок на старте. Хотя это было осложнено тем, что антипробуксовочная система во время занятий была отключена.
А вот с торможением на льду все сложнее. Во-первых, нужно учитывать тот факт, что ABS удлиняет тормозной путь автомобиля на скользком покрытии. Система призвана предотвратить блокировку колес в торможении, но на льду блокировка как раз позволяет быстрее и эффективнее затормозить за счет того, что шипы на колесах вгрызаются в лед. Поэтому нужно научиться тормозить на грани срабатывания ABS. Надо слушать и чувствовать машину, чтобы приотпускать педаль тормоза, когда система начнет "хрустеть". И еще один нюанс. Если речь идет о скоростном прохождении поворотов, то важно не только эффективно затормозить, но и правильно выбрать момент начала торможения. Чем позднее начнешь замедлять автомобиль - тем быстрее пройдешь трассу.
14
Потом нас учили правильно рулить между конусами в разных режимах вождения. С рулением, на первый взгляд, все просто. Но задача усложняется, если пытаться проехать между конусами динамично. Колеса скользят, возникает снос передней оси и машина промахивается мимо нужного поворота. Особенно это стало заметно, когда все конусы расставили так, что приходилось сильно замедляться и делать поворот на 180 градусов к другому конусу. А задача стояла максимально динамично пройти такой бешеный зигзаг. Тогда понимаешь важность трех составляющих: выбора скорости, грамотного руления, а также своевременного торможения и разгона.
Например, для меня было открытием, что после прохождения поворота нужно разгоняться вместе с выравниванием руля, даже если машина не вписывается в поворот. То есть, руки и ноги в резком и динамичном повороте должны действовать практически синхронно: плавно продавливаем педаль газа и так же плавно возвращаем руль в ровное положение. Тогда колеса имеют большее сцепление и возникновение сноса будет сведено к минимуму. А если снос уже возник, то возвращение руля позволит колесам зацепиться за покрытие лучше и поехать куда надо, а не куда сносит. Это психологически непросто, скажу я вам.
15
16
Следующее упражнение показалось мне более интересным: нужно было проехать всю площадку пуская автомобиль в управляемый занос. При этом нужно вовремя выравнивать автомобиль, чтобы занос не превратился в неуправляемый, и нас не закрутило. Это умение я успел натренировать еще самостоятельно на безлюдных парковках гипермаркетов.
17
А потом устроили прохождение трассы на время. Тут надо было применить все полученные знания и навыки. Вовремя тормозить, нырять в поворот и набирать скорость, возвращая руль в прямое положение. И умудриться сделать это как можно динамичнее.
18
19
20
Следующий день был даже более запоминающимся. Было три активности: движение в управляемом заносе по кругу, и еще две гонки - в раллийном стиле и по овальной трассе. Управляемый занос по кругу на жаргоне называют "нарезанием бубликов" :) Всегда хотел научиться так делать. Ввести полноприводную машину в управляемый занос по кругу несложно, как выяснилось. А вот удержать ее в этом заносе хотя бы секунд 5-10 оказалось непростым делом. Нужно научиться чувствовать машину, слегка корректировать ее газом и рулем. У меня не получилось удерживать Дастер в заносе по кругу дольше 5-7 секунд. Наверное получалось бы лучше, будь больше времени на практику.
21
Кольцевую трассу в форме овала, которую назвали "Ипподром", поделили на две равные части. С обоих частей одновременно стартовали машины. Цель - проехать несколько кругов и приехать к финишу раньше противника. Здесь самым важным было максимально эффективно пройти крутой поворот. Попозже затормозить, выбрать эффективную скорость прохода поворота, вырулить и набрать скорость. При этом умудриться не съехать в сугроб из-за сноса :)
22
Больше всего я получил удовольствия от гонок в стиле ралли. Первый круг проехали с инструктором, он снова напомнил про то, куда надо прижиматься до поворота и после него, чтобы максимально "выровнять" траекторию поворота. Ну и здесь тоже выбор эффективной скорости играл немаловажную роль. Один раз я слишком увлекся и въехал в сугроб. Пришлось вызывать "техничку" и вытаскивать мой Дастер тросом. Зато какой восторг был, когда мне удавалось проходить серию поворотов в управляемом заносе путем раскачки "зада" машины!
23
Нашел видеоролик о мероприятии с прошлой смены, где катались журналисты автомобильных изданий:
Однозначно могу сказать, что школа удалась. Это было не только интересно и развлекательно, но и очень полезно. К большому сожалению, умением корректно реагировать на аварийные ситуации за рулем обладают очень немногие российские водители. Лично у меня и без курсов был живой интерес познать, как себя ведет автомобиль на скользкой дороге. Я заезжал на пустые парковки и пускал машину в разные нештатные ситуации, чтобы потом из них выйти и запомнить. Пару раз мои навыки точно пригодились, когда на загородных дорогах внезапно возникал ритмичный занос и я успевал выровнять машину. Но сколько таких любознательных автомобилистов в России, как я? Немного. А в Финляндии, между тем, в экзамен по получению водительских прав включены упражнения по контраварийным действиям на скользкой дороге. Просто небо и земля, учитывая, что права в России вообще можно купить...
Огромное спасибо компании Renault Russia за такую возможность! В таких мероприятиях только одна проблема - всегда мало времени :) Только кажется, что понял поведение машины и советы инструкторов, только вошел во вкус и... уже надо делать другое упражнение или идти на обед. Эх... Поискать чтоль место, где можно безопасно покататься на льду вдоволь?
* Добавьте меня в друзья в соц. сетях, там выходят анонсы новых постов:
* Закажите обзор или репортаж в моем блоге. Подробнее тут.
* Другие мои проекты:
- консультации в продвижении сайтов - vitandi.ru
- портал про аренду автомобилей - rentcarus.ru.
* Поделитесь записью с друзьями:
Взято: unis.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]