Как сплавлялись по Чусовой свыше 100 лет назад
---
Река Чусовая — одна из самых красивых на Урале (если не самая красивая), однако в XVIII-XIX веках она служила исключительно как транспортный путь: по Чусовой в Центральную Россию отправляли барки с уральским железом и прочей продукцией.
Туристы в то время здесь бывали редко. Это сейчас сплавляются на компактных надувных плавсредствах, а заброска-выброска происходит на автотранспорте. Тогда же нужно было покупать большие и тяжелые деревянные лодки у местных чусовских жителей, а после сплава их приходилось оставлять на финише.
О том, как происходил сплав в то время, можно получить представление, например, из заметки в газете «Пермские губернские ведомости» от 6 июля 1910 года.
«На днях компанией туристов, в числе 4 человек, во главе с секретарём челябинского биржевого комитета, сотрудником краевых и столичных газет, А. Н. Лаврухиным, было совершено оригинальное и в высшей степени интересное путешествие в лодке по реке Чусовой, от самых её верховьев до Чусовского завода, откуда река не представляет уже ничего особенного, так как выходит из горной местности и течёт по равнине.
Путники, по предварительному между собою уговору, съехались в
, стоящем на челябинской линии Пермской ж. д. и в 30 верстах от истоков реки Чусовой, где и приобрели большую двухсаженную лодку, с парусом и вёслами, и оттуда начали своё путешествие, имея походную палатку, ружья, топоры, консервы и некоторый запас провизии.
Весь путь в 500 вёрст совершён в 16 дней, причём столь большая продолжительность путешествия объясняется необходимостью всё время прорубаться сквозь преграды, устроенные рыбаками из тростника, частыми посадками лодки на мель и, отчасти, усталостью путников, не имевших гребцов…
В дороге не было никаких приключений, за исключением спасения в Чусовском заводе утопавшего человека. Население встречало путников хотя с недоверием, но ласково и доброжелательно. Охотились на уток, ловили в реке харюзов, в деревнях приобретали кур и цыплят, что и служило пищей.
Погода не вполне благоприятствовала отважным путникам, которые от действия воды и солнечных лучей превратились буквально в краснокожих».
Спустя всего пару лет, в 1912 году, состоялась экспедиция по Чусовой фотографа С. М. Прокудина-Горского. Он поднялся вверх по Чусовой на аэроглиссере — судне, приводимом в движение воздушным винтом.
Аэроглиссер экспедиции С. М. Прокудина-Горского около скал в селе Слобода
Массовый туризм на Чусовой стал развиваться лишь в советское время. В 1928 году Чусовую впервые посетили 179 человек из общества «Советский турист» в составе 10 организованных групп. В 1934 году на камне Собачьи Рёбра в Слободе открылась Коуровская турбаза. Отсюда начинались водные маршруты по реке Чусовой. Особенный расцвет водного туризма начался с 1950-х годов. Здесь функционировал официальный Всесоюзный плановый лодочный маршрут. На Чусовую съезжались группы трудящихся с предприятий со всей страны, получившие туристические путевки через профсоюзы (до 3 тысяч человек в год). Туристы сплавлялись на деревянных лодках-плоскодонках, в сопровождении инструкторов. Маршрут пользовался большой популярностью. О прошлом и настоящем этой реки я подробно рассказываю в своей книге «Река Чусовая».
Благодарю за внимание!
Павел Распопов
Туристы в то время здесь бывали редко. Это сейчас сплавляются на компактных надувных плавсредствах, а заброска-выброска происходит на автотранспорте. Тогда же нужно было покупать большие и тяжелые деревянные лодки у местных чусовских жителей, а после сплава их приходилось оставлять на финише.
О том, как происходил сплав в то время, можно получить представление, например, из заметки в газете «Пермские губернские ведомости» от 6 июля 1910 года.
«На днях компанией туристов, в числе 4 человек, во главе с секретарём челябинского биржевого комитета, сотрудником краевых и столичных газет, А. Н. Лаврухиным, было совершено оригинальное и в высшей степени интересное путешествие в лодке по реке Чусовой, от самых её верховьев до Чусовского завода, откуда река не представляет уже ничего особенного, так как выходит из горной местности и течёт по равнине.
Путники, по предварительному между собою уговору, съехались в
, стоящем на челябинской линии Пермской ж. д. и в 30 верстах от истоков реки Чусовой, где и приобрели большую двухсаженную лодку, с парусом и вёслами, и оттуда начали своё путешествие, имея походную палатку, ружья, топоры, консервы и некоторый запас провизии.
Весь путь в 500 вёрст совершён в 16 дней, причём столь большая продолжительность путешествия объясняется необходимостью всё время прорубаться сквозь преграды, устроенные рыбаками из тростника, частыми посадками лодки на мель и, отчасти, усталостью путников, не имевших гребцов…
В дороге не было никаких приключений, за исключением спасения в Чусовском заводе утопавшего человека. Население встречало путников хотя с недоверием, но ласково и доброжелательно. Охотились на уток, ловили в реке харюзов, в деревнях приобретали кур и цыплят, что и служило пищей.
Погода не вполне благоприятствовала отважным путникам, которые от действия воды и солнечных лучей превратились буквально в краснокожих».
Спустя всего пару лет, в 1912 году, состоялась экспедиция по Чусовой фотографа С. М. Прокудина-Горского. Он поднялся вверх по Чусовой на аэроглиссере — судне, приводимом в движение воздушным винтом.
Аэроглиссер экспедиции С. М. Прокудина-Горского около скал в селе Слобода
Массовый туризм на Чусовой стал развиваться лишь в советское время. В 1928 году Чусовую впервые посетили 179 человек из общества «Советский турист» в составе 10 организованных групп. В 1934 году на камне Собачьи Рёбра в Слободе открылась Коуровская турбаза. Отсюда начинались водные маршруты по реке Чусовой. Особенный расцвет водного туризма начался с 1950-х годов. Здесь функционировал официальный Всесоюзный плановый лодочный маршрут. На Чусовую съезжались группы трудящихся с предприятий со всей страны, получившие туристические путевки через профсоюзы (до 3 тысяч человек в год). Туристы сплавлялись на деревянных лодках-плоскодонках, в сопровождении инструкторов. Маршрут пользовался большой популярностью. О прошлом и настоящем этой реки я подробно рассказываю в своей книге «Река Чусовая».
Благодарю за внимание!
Павел Распопов
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]