Вагрич Бахчанян: Случайный абсурд
---
Википедия вам скажет, что Вагрич Акопович Бахчанян — — американский художник. Кто-то скажет, что он армянин. На самом деле родился он в Харькове. А западные историки искусства называют его советским художником. Давайте здесь остановимся, потому что это – самое главное в формировании художника того времени.
«Я помню салют в честь Победы.
И одну страшную картину.
В тот раз площадь была вся заставлена виселицами.
Маленьким я не понимал, что происходит, и только потом прочел у Эренбурга, кажется, что в тот день вешали полицаев и предателей.
Мертвецов я видел и раньше.
Еще в оккупированном Харькове как-то повесили партизана, кажется. Прямо на балконе дома, и снимать его было нельзя».
Бахчанян прославился своими коллажами, которые стали одним из самых ярких явлений соц-арта.
А его имя Вагрич переводится с армянского как «маленький тигр».
Иллюстратор, график и коллажист он называл себя мастером подмены: вклеивал заголовки советских газет в порнографические картинки, увеличивал до абсурда фрагменты официозных карикатур и проч.
«Изобразительное искусство, как и литературная деятельность Вагрича Бахчаняна, наполнены блистательным юмором и иронией, но никогда не «шуткой ради шутки». Это всегда высказывание думающего и образованного человека» — сказал Готлиб.
Родился Вагрич в Харькове, в 1938 году, в армянской семье. Когда мальчику было 4 года, родители расстались – мать ушла, и он остался жить с отцом – Акопом Бахчаняном.
Художник потом в шутку назвал себя «армянином на 150%», так как даже мачеха у него была армянкой.
Школу он бросил после 7 класса и получил образование в доме культуры «Металлист», в художественной студии.
Отслужил в советской армии, а затем работал на Харьковском тракторном заводе – художником-оформителем в местной газете.
Женился на Ирине Савиновой.
Был неотьемлемой частью харьковской богемы, гулял на Сумской и пил портвейн в парке Шевченко.
Первый публичный показ работ Вагрича состоялся в проходном дворе Харькова на улице Сумской.
Беспартийное искусство.
Харьковская газета «Красное знамя» опубликовала разгромный фельетон о творчестве Бахчаняна.
Некая Л. Петрова, в стиле, характерном для советских партсобраний, писала: «Скажем прямо. Репин из него не вышел. Суриков тоже. Говорят, что в студии изобразительного искусства он подавал кое-какие надежды».
Целый разворот был посвящён обличению «беспартийности искусства», которое пропагандировал, по мнению автора, Бахчанян.
Эти нападки вынудили его покинуть Харьков и переехать в Москву.
К тому времени Москва стала неофициальной столицей советского нонконформистского искусства, где Илья Кабаков, Эрик Булатов и Андрей Монастырский и другие разрабатывали новые методы концептуализма, живописной абстракции и других форм искусства, запрещенных советскими властями.
Бахчанян стал активным участником этой сцены.
Уход его был таинственным и трагичным. Вагрич заболел. После операции на сердце, у Бахчаняна начались странные осложнения – постоянно шумело в ушах. Из жизни художник ушёл добровольно. Он ушёл так, как он хотел. Прах художника развеян в Армении, в Гегамских горах, над камнем, с изображением палеолитического человечка – самым древним произведением искусства, созданным когда-либо людьми. Так после жизни Бахчанян вернулся в исходную точку – на родину предков.
Автор: Татьяна Андрющенко
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]