Силуанов и иждивенцы
15.03.2017 430 0 0 davydov-index

Силуанов и иждивенцы

---
0
В закладки
Глава Минфина обвинил руководство ряда субъектов федерации в намеренном искажении региональных бюджетов из-за желания получить субсидии.



Как заявил на заседании президиума научно-экспертного совета при спикере Совета Федерации Антон Силуанов, власти 27 российских регионов намеренно включили в бюджеты цифры, "в которые сами не верили", чтобы таким путём получить увеличенное финансирование из федерального бюджета. Министр отметил, что помимо самих бюджетов некорректные цифры присутствовали и в бюджетных прогнозах этих регионов: "Зачем? Чтобы получить допфинансирование, из центра дополнительную финансовую помощь."

Продолжая выступление, Силуанов призвал регионы бороться с "иждивенческими настроениями". Он заявил, что повышению финансирования может поспособствовать предложенный вчера так называемый "налоговый манёвр 22/22". По словам министра, реализация этого предложения позволит сэкономить примерно 300 млрд рублей — эти средства можно направить на финансовую поддержку регионов и увеличение зарплат.

Напомним, суть манёвра, который Силуанов предложил вчера на Неделе российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей, сводится к изменению ставок страховых взносов и НДС до 22%, т.е. взносы снизить до этого уровня, а НДС повысить: "Считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги. По нашим расчётам, с тем, чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять около 22%. Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость."

Это предложение вызвало в экспертном сообществе неоднозначную реакцию. С одной стороны, снижение страховых взносов должно привести к некоторому увеличению зарплат, т.е. к росту покупательной способности населения. Но в то же время рост ставки НДС спровоцирует повышение цен, и некоторые эксперты считают, что это повышение превысит увеличение зарплат — по их прогнозам, цены могут вырасти в среднем на 15-20%. Соответственно комбинация этих двух эффектов повлечёт ухудшение положения граждан, а в долгосрочном периоде может создать определённые проблемы и для бизнеса.

Против предложенного манёвра выступают и в социальном блоке правительства. Как заявил глава Минтруда Максим Топилин, снижение ставки страховых взносов до 22% потребует ежегодно около 2 трлн руб. трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР. В других фондах инициативу Минфина пока не комментировали, но, скорее всего, ответят примерно так же.

В общем, словам Силуанова о поддержке регионов за счёт "манёвра" верят не все.

Как отмечает доцент кафедры региональной экономики Алтайского государственного университета Виталий Пуричи, о том, что регионы "подводят" цифры в бюджетах под нужный для получения субсидий уровень, известно многим: "Заявление министра о том, что регионы пытаются получить большие суммы в своё распоряжение, применяя различные инструменты, в том числе и манипуляции с отчётными цифрами, "в которые сами не верили" — это не новость. Новость, что это так удивляет министра. <...> Иждивенческие инструменты в межбюджетных отношениях появились ещё в 90-х и до сих пор являются основными в той системе отношений, которая сложилась в бюджетной сфере Российской Федерации. <...> Таким образом, факт манипуляций для получения доходов только в 27 регионах — вот это странно. А ещё странно то, что министерство говорит об этом, как о чём-то новом. А призыв самим регионам бороться с самими же собой выглядит нелогично и может дать основания предполагать, что это такой надуманный повод для налогового маневра."

В то же время эксперт сомневается в том, что предложенный манёвр будет эффективен: "Налоговый манёвр, предполагающий перевод части налогов из сферы страховых взносов в сферу НДС, является очень сложным и не очень понятным. <...> Сложившаяся в экономике ситуация не даёт возможности предполагать, что манёвр направлен на снижение налоговой нагрузки, а дополнительные 300 млрд на региональные расходы — они откуда-то должны взяться. Снижение страховых взносов — это снижение страховых расходов. А оправдано ли это снижение? Какие из страховых взносов можно и нужно сократить? Очень опасный вариант. <...> Получив дополнительные средства, Минфин залатает дыры и заручится поддержкой на местах путём выделения дополнительных денег в регионы. При этом начало месседжа — "регионы ведут себя нехорошо" — даёт понять, что если регионы не поддержат манёвр, то вскроются нарушения в отчётности и сократится финансирование."

Заявления Силуанова комментирует кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета Тагир Шарипов: "Обвинения главы Минфина в том, что 27 регионов намеренно допустили ошибки в бюджетах, чтобы добиться увеличения федерального финансирования, являются серьёзными, необходимо разбираться в каждом случае и если действительно есть такие нарушения, необходимо привлечь всех ответственных лиц к серьёзной ответственности. <...>
Некоторым регионам России действительно необходима дополнительная поддержка "для выполнения первоочередных полномочий". Именно для них должна быть предусмотрена помощь в рамках межбюджетных трансфертов. Но при этом ряд субъектов, которые получают дополнительные дотации, осуществляют непрофильные расходы, в связи с этим считаю необходимым усилить контрольные механизмы расходования бюджетных средств. <...>
В предлагаемом Минфином налоговом манёвре нахожу некоторые позитивные моменты по возможности пополнения региональных бюджетов, но при этом большая нагрузка ляжет на социально незащищённых граждан, в первую очередь на пенсионеров, так как повышение НДС повлечёт рост цен на товары. В связи с этим считаю, что повышать НДС до 22% резко нельзя, нахожу возможным проводить данный манёвр только поэтапно, в течение 4-5 лет."

Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин размышляет о том, что заставляет регионы ставить в бюджеты завышенные цифры: "Регионы в долгах. Они находятся в жёстких ограничениях по Бюджетному Кодексу в части дефицита и госдолга. Плюс сейчас все получающие дотации на выравнивание главы регионов подписывают соглашение с Минфином в части мероприятий по повышению уровня сбалансированности бюджета. А это 71 регион из 85. Потом все регионы подписывают соглашение при повышении бюджетных кредитов из федерального бюджета о том, что у них будет снижаться и т.д. У регионов остаётся необходимость финансировать текущие расходы, выполнять указы президента. Они что делают? Они начинают завышать свои доходы. Никто их не обвинит в том, что их доходы завышены, так как проверить это практически невозможно. <...>
У регионов сейчас такая логика. И все они работают в этой парадигме. Теоретически регионы не могут принять несбалансированный бюджет. Они вынуждены это делать. <...> Регионы делали так и в 2016 году, и в 2017 году все тоже пошли по этому пути."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Силуанов рассказал о намеренных ошибках регионов для получения субсидий
22 на 22%: как Минфин надеется оздоровить экономику налоговым маневромуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]