Реквием по лестнице.
---
Древние греки считали лестницы, соединяющие город с побережьем, одушевлёнными существами, и верили что до тех пор город будет жить и процветать, покуда в целости и сохранности будут пребывать городские лестницы...
Возможно потому, что в Таганроге жило много греков, возможно по иной причине, но в городе всегда было особое отношение к приморским спускам и лестницам.
Историк и краевед Павел Филевский писал:
Устройство спусковъ, какъ и устройство мостовыхъ въ Таганроге имееть важное значенiе для благосостояния населенiя - потому что полуостровъ, на котором расположенъ Таганрогъ везде, кроме Касперовки круто спадаетъ къ морю и имеетъ глинистый грунтъ, что делаетъ съездъ по морю во время грязи въ высшей степени труднымъ и иногда невозможнымъ, а между темъ населенiе города тяготеетъ къ морю.
Говоря о спускахъ, нельзя не упомянуть о каменной лестнице. По завещанiю умершаго таганрогскаго купца Депальдо, его душеприказчики Ковалинскiй и Христо выстроили каменную лестницу и согласно завещанiю сдали ее городу 14 сентября 1823 г.
С тех пор Каменная лестница стала одним из символов Таганрога.
Но город рос и развивался, и всё острее возникала необходимость в новой лестнице, соединившей Петровский (Комсомольский) бульвар с портом и Судоремонтным заводом.
Жители города и работники этих предприятий продолжали пользоваться народными тропами соединяющими высокий мыс, на котором стоял старый маяк, с прибрежной территорией...
В начале 1960-х годов было принято решение о строительстве в этом месте новой лестницы. Был объявлен творческий конкурс, конкуренция была очень серьёзной, учитывались как эстетический аспект, так и материальный...
Сегодня было бы очень интересно посмотреть на два других, нереализованных проекта...
Но так или иначе, победителем стал Ашот Межлумян, и под его непосредственным руководством в 1966 году было начато строительство лестницы, которую горожане назвали "Новой", тогда как депальдовская стала именоваться "старой каменной лестницей"...
Ашот Антонович проводил на стройке дни напролёт, частенько сюда приезжало городское руководство, ведь приближался год 50-летия Великой Октябрьской Революции, и партийному руководству было важно приурочить торжественное открытие к юбилейным торжествам.
К сожалению, как это часто у нас водится, при строительстве нарушались технологические процессы, строители экономили и спешили.
Увы, но результат аукнется много позже, через 50 лет...
А тогда они всё успели, лестница была сдана в срок, она стала настоящим украшением города, сразу полюбилась таганрожцами и гостями города.
Городская газета "Таганрогская правда" в те дни писала:
Уголок морского порта тоже очень красив и удобен: здесь можно было бы сделать прекрасное место для отдыха. Зелень тесным кольцом окружила здание, где размещается управление. Здесь есть уютный скверик, есть даже стоянка для индивидуальных машин. И потому таганрожцы с нетерпением ждут, когда закончится строительство каменной лестницы, что у сквера Петра I .Но строительство идет медленно.
– Средства для строительства лестницы отпущены в достаточном количестве, - поясняет нам заведующий Ленинским райкомхозом А. В. Бессарабов. – Но они плохо используются.
В самом деле, для быстрейшего окончания работ есть все необходимое. Нет только инициативы и должного чувства ответственности у руководителей дорожно-ремонтно-строительного управления, и прекрасное место, куда так любят ходить по вечерам таганрожцы, невольно наводит уныние.
Забытые окраины // ТП. – 1967. – 6 июня. – С.1
Недавно «Таганрогская правда» в корреспонденции «Забытые окраины» вскрыла ряд серьезных недостатков в благоустройстве нашего района. Речь шла, в частности, о том, что медленно ведутся работы по сооружению лестницы на Комсомольском бульваре. Критическое выступление газеты очень бурно обсуждалось на заседании исполкома, были приняты соответствующие меры.
Этот важнейший объект поставлен под постоянный контроль депутатской комиссии по благоустройству. Большую помощь в строительстве лестницы оказывают исполкому руководители судоремонтного завода и морского порта, депутаты В. А. Евстратьев, М. А. Окульский, А. Б. Бершадский, П. В. Боровский и другие. С чувством большой ответственности относится к работе и руководитель этой стройки А. А. Межлумян, вкладывающий все силы и знания в порученное дело. Положение на этом участке работы резко изменилось. Новая каменная лестница не только создаст значительные удобства для жителей этого микрорайона, но и сделает его одним из самых красивых уголков города.
Шунин Л. Кровное дело Советов // ТП. – 1067. – 23 июня. – С.3
К юбилейной дате намечено закончить строительство каменной лестницы у судоремонтного завода, и этот уголок станет одним из лучших мест массового отдыха трудящихся.
Шунин Л. Заботы депутатов // ТП. – 1967. – 5 сент. – С.2
И вот, по прошествии 50 лет, мы с горечью вынуждены констатировать - мы её потеряли...
Наверное, к тому были и объективные предпосылки - некачественное строительство, существенное уменьшение трафика...
И всё же, я уверен, что наши внуки нам не простят утрату этой некогда замечательной лестницы.
при подготовке поста был использован материал Владимира Верготи.
Возможно потому, что в Таганроге жило много греков, возможно по иной причине, но в городе всегда было особое отношение к приморским спускам и лестницам.
Историк и краевед Павел Филевский писал:
Устройство спусковъ, какъ и устройство мостовыхъ въ Таганроге имееть важное значенiе для благосостояния населенiя - потому что полуостровъ, на котором расположенъ Таганрогъ везде, кроме Касперовки круто спадаетъ къ морю и имеетъ глинистый грунтъ, что делаетъ съездъ по морю во время грязи въ высшей степени труднымъ и иногда невозможнымъ, а между темъ населенiе города тяготеетъ къ морю.
Говоря о спускахъ, нельзя не упомянуть о каменной лестнице. По завещанiю умершаго таганрогскаго купца Депальдо, его душеприказчики Ковалинскiй и Христо выстроили каменную лестницу и согласно завещанiю сдали ее городу 14 сентября 1823 г.
С тех пор Каменная лестница стала одним из символов Таганрога.
Но город рос и развивался, и всё острее возникала необходимость в новой лестнице, соединившей Петровский (Комсомольский) бульвар с портом и Судоремонтным заводом.
Жители города и работники этих предприятий продолжали пользоваться народными тропами соединяющими высокий мыс, на котором стоял старый маяк, с прибрежной территорией...
В начале 1960-х годов было принято решение о строительстве в этом месте новой лестницы. Был объявлен творческий конкурс, конкуренция была очень серьёзной, учитывались как эстетический аспект, так и материальный...
Сегодня было бы очень интересно посмотреть на два других, нереализованных проекта...
Но так или иначе, победителем стал Ашот Межлумян, и под его непосредственным руководством в 1966 году было начато строительство лестницы, которую горожане назвали "Новой", тогда как депальдовская стала именоваться "старой каменной лестницей"...
Ашот Антонович проводил на стройке дни напролёт, частенько сюда приезжало городское руководство, ведь приближался год 50-летия Великой Октябрьской Революции, и партийному руководству было важно приурочить торжественное открытие к юбилейным торжествам.
К сожалению, как это часто у нас водится, при строительстве нарушались технологические процессы, строители экономили и спешили.
Увы, но результат аукнется много позже, через 50 лет...
А тогда они всё успели, лестница была сдана в срок, она стала настоящим украшением города, сразу полюбилась таганрожцами и гостями города.
Городская газета "Таганрогская правда" в те дни писала:
Уголок морского порта тоже очень красив и удобен: здесь можно было бы сделать прекрасное место для отдыха. Зелень тесным кольцом окружила здание, где размещается управление. Здесь есть уютный скверик, есть даже стоянка для индивидуальных машин. И потому таганрожцы с нетерпением ждут, когда закончится строительство каменной лестницы, что у сквера Петра I .Но строительство идет медленно.
– Средства для строительства лестницы отпущены в достаточном количестве, - поясняет нам заведующий Ленинским райкомхозом А. В. Бессарабов. – Но они плохо используются.
В самом деле, для быстрейшего окончания работ есть все необходимое. Нет только инициативы и должного чувства ответственности у руководителей дорожно-ремонтно-строительного управления, и прекрасное место, куда так любят ходить по вечерам таганрожцы, невольно наводит уныние.
Забытые окраины // ТП. – 1967. – 6 июня. – С.1
Недавно «Таганрогская правда» в корреспонденции «Забытые окраины» вскрыла ряд серьезных недостатков в благоустройстве нашего района. Речь шла, в частности, о том, что медленно ведутся работы по сооружению лестницы на Комсомольском бульваре. Критическое выступление газеты очень бурно обсуждалось на заседании исполкома, были приняты соответствующие меры.
Этот важнейший объект поставлен под постоянный контроль депутатской комиссии по благоустройству. Большую помощь в строительстве лестницы оказывают исполкому руководители судоремонтного завода и морского порта, депутаты В. А. Евстратьев, М. А. Окульский, А. Б. Бершадский, П. В. Боровский и другие. С чувством большой ответственности относится к работе и руководитель этой стройки А. А. Межлумян, вкладывающий все силы и знания в порученное дело. Положение на этом участке работы резко изменилось. Новая каменная лестница не только создаст значительные удобства для жителей этого микрорайона, но и сделает его одним из самых красивых уголков города.
Шунин Л. Кровное дело Советов // ТП. – 1067. – 23 июня. – С.3
К юбилейной дате намечено закончить строительство каменной лестницы у судоремонтного завода, и этот уголок станет одним из лучших мест массового отдыха трудящихся.
Шунин Л. Заботы депутатов // ТП. – 1967. – 5 сент. – С.2
И вот, по прошествии 50 лет, мы с горечью вынуждены констатировать - мы её потеряли...
Наверное, к тому были и объективные предпосылки - некачественное строительство, существенное уменьшение трафика...
И всё же, я уверен, что наши внуки нам не простят утрату этой некогда замечательной лестницы.
при подготовке поста был использован материал Владимира Верготи.
Взято: skif-tag.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]