Еврейские пособники нацистов
---
По ходу оккупации немцы создавали на оккупированных территориях Польши и СССР т. н. гетто — закрытые еврейские районы в больших городах. Для управления внутренней жизнью гетто было решено создать административный орган, состоящий из евреев. Такой орган назывался "юденрат" (нем. Judenrat — «еврейский совет»). Таким образом было создано 101 "юденрат".
В полномочия "юденрата" входило регистрация евреев, обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, распределение провизии, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти.
Для поддержания порядка в помощь "юденратам" в гетто была создана еврейская полиция (нем. "Judischer Оrdnungsdienst" или "еврейская служба порядка"). Полицейские обеспечивали внутренний правопорядок в еврейских гетто, участвовали в облавах, осуществляли конвоирование при переселении и депортации евреев, обеспечивали выполнение приказов окупационных властей и т. д.
Еврейская полиция в гетто
В крупнейшем Варшавском гетто еврейская полиция насчитывала около 2500 (на примерно 0,5 млн. человек ); в Лодзь до 1200; во Львове — до 500 человек, Вильнюсе 210, Кракове 150, Ковно 200. Кроме территорий СССР и Польши еврейская полиция существовала лишь в Берлине, концлагере Дранси во Франции и концлагере Вестерброк в Голландии.
Коллаборационисты, служащие в "юденратах" и полиции, по идее, имели возможность устраивать саботаж, скрывать членов движения сопротивления, спасать своих единоверцев, осуществлять шпионаж и всячески бороться против немцев. Однако, как показали реалии жизни, лишь единицы людей, имеющих такую ограниченную власть, пытались облегчить судьбу обречённых…
Начальник тюрьмы в гетто Лодзи Соломон Херцберг
Поэтому не удивительно, когда еврей Хайм А. Каплан так сказал в начале 1941 года о еврейском самоуправлении в Варшаве: "Общественный Совет — "Юденрат", на языке оккупационных властей — это мерзость в глазах Варшавского общества…".
Зачем еврей шёл в полицию?
Во-первых, их кормили и одевали, а в условиях гетто это было не маловажно. Во- вторых, полицейскому выдавалась дубинка и почти неограниченная власть внутри гетто. Этим многие пользовались и по прошествии определённого времени многие полицейские, бывшие приличные люди, полностью развращались, превращались во взяточников, коррупционеров и садистов.
Вначале, кстати, евреи положительно восприняли создание еврейской полиции, т. к. надеялись на поблажки и сочувствие — всё же свои. Однако по мере быстрого ужесточения режима в гетто полицейские не знали пощады. Их аргументом было: "Что вы от нас хотите: не мы, так немцы сделают это". Полицейские во многих случаях были ещё жёстче, чем немцы. Полицейские не стеснялись даже раскапывать могилы и вырывать у покойников золотые зубы.
Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигло астрономических размеров. Члены «юденрата» и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали нелегально провезённое в гетто сырьё. По идее, евреи, служащие в полиции и администрации должны были бы прятать их от немцев и радоваться — больше евреев-соплеменников выживет от дополнительного хлеба. На деле же собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной "мздой" своей же полицией и "юденратом" — в случае отказа платить их ждало разоблачение перед нацистами.
Еврейская полиция брала "мзду" также с контрабандистов, привозящих в гетто продовольствие и прочие вещи. Контрабандным провозом товаров занималась, кстати, и сама еврейская полиция. Поначалу еврейские полицейские имели возможность покидать пределы гетто. Они этим пользовались и ежедневно проносили продукты, которые продавали по бешенным ценам. Спустя несколько месяцев немецкие власти стали арестовывать еврейских полицейских вне пределов гетто.
Полиция и агенты-евреи, служащие немцам, выдавали немцам евреев-подпольщиков. Весной-летом 1942 года в варшавском гетто начались первые аресты и убийства по спискам, подготовленным ими. Доходило до абсурда. Например, немец по происхождению, адвокат Бенедиктович, презревший привилегию записаться в фольксдойчи, собирал для евреев деньги, помогал выбраться из гетто. По доносу еврея — агента гестапо он был арестован и просидел девять месяцев в тюрьме!
Знак еврейской полиции варшавского гетто.
Юденрат
Члены "юденрата", крепко связанные с полицией, также терроризировали население гетто. "Юденрат" занимался распределением питания в гетто, что давало серьёзный повод для обогащения — в 1941 году поступления от продажи хлебных талонов составляли более двух третей доходов "юденрата". По свидетельству очевидцев, в "юденрате" ухитрялись брать мзду даже с уличных нищих.
Члены "юденратов", полицейские, жулики и спекулянты, нажившись на смертях других евреев, могли посещать театры (в Варшавском гетто было 6 театров), рестораны, кафе, покупать газеты и пользоваться другими благами. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты! Забавно, что нацисты снимали в хронику из жизни гетто эти редкие сцены и показывали в нейтральных странах, мол, как хорошо живётся евреем при нацистах!
Состав "юденратов" часто менялся. Некоторые члены юденратов за активное сотрудничество с гитлеровцами были казнены бойцами еврейского Сопротивления (см., например, А. Носсиг). Многие члены "юденратов" были уничтожены оккупантами или отправлены в лагеря смерти. Та же судьба постигла многих старост, вызвавших неудовольствие или подозрения властей. Так, 3 июля 1942 г. старосте гетто Барановичей, адвокату Б. Исаксону, было предложено составить списки евреев, подлежащих уничтожению. Б. Исаксон ответил: «Я не Бог, чтобы решать, кому жить, а кому умирать», — и был на следующий день расстрелян вместе с другими, произвольно выбранными евреями. Бывало, что члены "юденрата" кончали жизнь самоубийством, когда им становилось ясно, что они никак не могут помешать депортации узников в лагеря смерти (см. А. Черняков). Некоторые, помогая нацистам отправлять своих собратьев в лагеря смерти, верили, что им удастся спасти от отправки на смерть самых "достойных и сильных" и дождаться прихода армий союзников. Однако в конце концов всех их ждала та же участь, что и основную массу еврейского населения. Подавляющее большинство членов юденратов было уничтожено, а в Восточной Европе (Польше, Прибалтике, Украине, Белоруссии) почти никто из старост не уцелел (оставшиеся в живых были репрессированы, чаще всего расстреляны, советскими властями.
Совет старейшин юденрата (местный орган самоуправления) гетто Лодзи, в центре Хаим Румковский
Евреи-"капо"
В послевоенном Израиле еврей, чтобы нанести оскорбление другому еврею, обзывал его самым непотребным словом "капо". Капо — это привилегированный заключённый в концлагерях фашистской Германии, работавший на администрацию и следящий за повседневной жизнью простых заключенных. Капо выполнял функции надзирателя. По иерархии находившаяся ниже "оберкапо", но выше "бригадиров" (старшие рабочих групп).
Евреи-"капо" помогали немцам содержать узников в концлагерях и гетто, отбирать и ловить скрывавшихся евреев, обманывать заключенных, распространяя необходимые немцам слухи, и т.п. Еврейские капо оказывались иногда более жестокими, чем эсэсовцы. Судя по многочисленным свидетельствам, эти капо также занимались избиением других евреев. Благодаря своему сотрудничеству с нацистами больший (в сравнении с другими заключенными) процент капо пережил войну.
Привилегии у капо позволяли им более-менее нормально существовать: они жили в отапливаемых помещениях, получали усиленное питание (особенно благодаря возможности распределять выделяемые для всех узников продукты в свою пользу), пользовались гражданской одеждой и хорошей обувью. В обмен на эти послабления режима нацистское руководство концлагерей ожидало от капо жестоких и эффективных действий в отношении простых заключенных, поддержания жесточайшей дисциплины, выполнения рабочих норм при помощи запугивания и избиений. Актив, как правило, был настолько же жесток к простым заключенным, как и нацистская охрана концлагерей. Капо очень боялись, что за недостаточное "рвение" их могут перевести обратно в простые заключённые и потому не знали жалости даже к своим единоверцам. В качестве оружия у них были разного рода дубинки.
Евреи-"капо" в конце войны эвакуировались из лагерей вместе с немцами подальше от советских войск в глубь Германии. Однако, даже когда намечалось скорое освобождение союзниками, большинство евреев-"капо" не стало лучше относиться к евреям. Даже страх быть казнённым из-за сотрудничества с нацистами не пугал этих пособников нацистов.
В полномочия "юденрата" входило регистрация евреев, обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, распределение провизии, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти.
Для поддержания порядка в помощь "юденратам" в гетто была создана еврейская полиция (нем. "Judischer Оrdnungsdienst" или "еврейская служба порядка"). Полицейские обеспечивали внутренний правопорядок в еврейских гетто, участвовали в облавах, осуществляли конвоирование при переселении и депортации евреев, обеспечивали выполнение приказов окупационных властей и т. д.
Еврейская полиция в гетто
В крупнейшем Варшавском гетто еврейская полиция насчитывала около 2500 (на примерно 0,5 млн. человек ); в Лодзь до 1200; во Львове — до 500 человек, Вильнюсе 210, Кракове 150, Ковно 200. Кроме территорий СССР и Польши еврейская полиция существовала лишь в Берлине, концлагере Дранси во Франции и концлагере Вестерброк в Голландии.
Коллаборационисты, служащие в "юденратах" и полиции, по идее, имели возможность устраивать саботаж, скрывать членов движения сопротивления, спасать своих единоверцев, осуществлять шпионаж и всячески бороться против немцев. Однако, как показали реалии жизни, лишь единицы людей, имеющих такую ограниченную власть, пытались облегчить судьбу обречённых…
Начальник тюрьмы в гетто Лодзи Соломон Херцберг
Поэтому не удивительно, когда еврей Хайм А. Каплан так сказал в начале 1941 года о еврейском самоуправлении в Варшаве: "Общественный Совет — "Юденрат", на языке оккупационных властей — это мерзость в глазах Варшавского общества…".
Зачем еврей шёл в полицию?
Во-первых, их кормили и одевали, а в условиях гетто это было не маловажно. Во- вторых, полицейскому выдавалась дубинка и почти неограниченная власть внутри гетто. Этим многие пользовались и по прошествии определённого времени многие полицейские, бывшие приличные люди, полностью развращались, превращались во взяточников, коррупционеров и садистов.
Вначале, кстати, евреи положительно восприняли создание еврейской полиции, т. к. надеялись на поблажки и сочувствие — всё же свои. Однако по мере быстрого ужесточения режима в гетто полицейские не знали пощады. Их аргументом было: "Что вы от нас хотите: не мы, так немцы сделают это". Полицейские во многих случаях были ещё жёстче, чем немцы. Полицейские не стеснялись даже раскапывать могилы и вырывать у покойников золотые зубы.
Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигло астрономических размеров. Члены «юденрата» и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали нелегально провезённое в гетто сырьё. По идее, евреи, служащие в полиции и администрации должны были бы прятать их от немцев и радоваться — больше евреев-соплеменников выживет от дополнительного хлеба. На деле же собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной "мздой" своей же полицией и "юденратом" — в случае отказа платить их ждало разоблачение перед нацистами.
Еврейская полиция брала "мзду" также с контрабандистов, привозящих в гетто продовольствие и прочие вещи. Контрабандным провозом товаров занималась, кстати, и сама еврейская полиция. Поначалу еврейские полицейские имели возможность покидать пределы гетто. Они этим пользовались и ежедневно проносили продукты, которые продавали по бешенным ценам. Спустя несколько месяцев немецкие власти стали арестовывать еврейских полицейских вне пределов гетто.
Полиция и агенты-евреи, служащие немцам, выдавали немцам евреев-подпольщиков. Весной-летом 1942 года в варшавском гетто начались первые аресты и убийства по спискам, подготовленным ими. Доходило до абсурда. Например, немец по происхождению, адвокат Бенедиктович, презревший привилегию записаться в фольксдойчи, собирал для евреев деньги, помогал выбраться из гетто. По доносу еврея — агента гестапо он был арестован и просидел девять месяцев в тюрьме!
Знак еврейской полиции варшавского гетто.
Юденрат
Члены "юденрата", крепко связанные с полицией, также терроризировали население гетто. "Юденрат" занимался распределением питания в гетто, что давало серьёзный повод для обогащения — в 1941 году поступления от продажи хлебных талонов составляли более двух третей доходов "юденрата". По свидетельству очевидцев, в "юденрате" ухитрялись брать мзду даже с уличных нищих.
Члены "юденратов", полицейские, жулики и спекулянты, нажившись на смертях других евреев, могли посещать театры (в Варшавском гетто было 6 театров), рестораны, кафе, покупать газеты и пользоваться другими благами. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты! Забавно, что нацисты снимали в хронику из жизни гетто эти редкие сцены и показывали в нейтральных странах, мол, как хорошо живётся евреем при нацистах!
Состав "юденратов" часто менялся. Некоторые члены юденратов за активное сотрудничество с гитлеровцами были казнены бойцами еврейского Сопротивления (см., например, А. Носсиг). Многие члены "юденратов" были уничтожены оккупантами или отправлены в лагеря смерти. Та же судьба постигла многих старост, вызвавших неудовольствие или подозрения властей. Так, 3 июля 1942 г. старосте гетто Барановичей, адвокату Б. Исаксону, было предложено составить списки евреев, подлежащих уничтожению. Б. Исаксон ответил: «Я не Бог, чтобы решать, кому жить, а кому умирать», — и был на следующий день расстрелян вместе с другими, произвольно выбранными евреями. Бывало, что члены "юденрата" кончали жизнь самоубийством, когда им становилось ясно, что они никак не могут помешать депортации узников в лагеря смерти (см. А. Черняков). Некоторые, помогая нацистам отправлять своих собратьев в лагеря смерти, верили, что им удастся спасти от отправки на смерть самых "достойных и сильных" и дождаться прихода армий союзников. Однако в конце концов всех их ждала та же участь, что и основную массу еврейского населения. Подавляющее большинство членов юденратов было уничтожено, а в Восточной Европе (Польше, Прибалтике, Украине, Белоруссии) почти никто из старост не уцелел (оставшиеся в живых были репрессированы, чаще всего расстреляны, советскими властями.
Совет старейшин юденрата (местный орган самоуправления) гетто Лодзи, в центре Хаим Румковский
Евреи-"капо"
В послевоенном Израиле еврей, чтобы нанести оскорбление другому еврею, обзывал его самым непотребным словом "капо". Капо — это привилегированный заключённый в концлагерях фашистской Германии, работавший на администрацию и следящий за повседневной жизнью простых заключенных. Капо выполнял функции надзирателя. По иерархии находившаяся ниже "оберкапо", но выше "бригадиров" (старшие рабочих групп).
Евреи-"капо" помогали немцам содержать узников в концлагерях и гетто, отбирать и ловить скрывавшихся евреев, обманывать заключенных, распространяя необходимые немцам слухи, и т.п. Еврейские капо оказывались иногда более жестокими, чем эсэсовцы. Судя по многочисленным свидетельствам, эти капо также занимались избиением других евреев. Благодаря своему сотрудничеству с нацистами больший (в сравнении с другими заключенными) процент капо пережил войну.
Привилегии у капо позволяли им более-менее нормально существовать: они жили в отапливаемых помещениях, получали усиленное питание (особенно благодаря возможности распределять выделяемые для всех узников продукты в свою пользу), пользовались гражданской одеждой и хорошей обувью. В обмен на эти послабления режима нацистское руководство концлагерей ожидало от капо жестоких и эффективных действий в отношении простых заключенных, поддержания жесточайшей дисциплины, выполнения рабочих норм при помощи запугивания и избиений. Актив, как правило, был настолько же жесток к простым заключенным, как и нацистская охрана концлагерей. Капо очень боялись, что за недостаточное "рвение" их могут перевести обратно в простые заключённые и потому не знали жалости даже к своим единоверцам. В качестве оружия у них были разного рода дубинки.
Евреи-"капо" в конце войны эвакуировались из лагерей вместе с немцами подальше от советских войск в глубь Германии. Однако, даже когда намечалось скорое освобождение союзниками, большинство евреев-"капо" не стало лучше относиться к евреям. Даже страх быть казнённым из-за сотрудничества с нацистами не пугал этих пособников нацистов.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]