Очарованные Вермеером
12.03.2017 562 0 0 tanjand

Очарованные Вермеером

---
0
В закладки


«Услуга недоступна. Мы вернемся как можно скорее». Так в выходные дни веб - сайт бронирования самого большого музея в мире демонстрирует, что выставка Вермеера является крупнейшим событием за последние годы.

Выставка Вермеера и мастеров жанровой живописи началась с монументального беспорядка в день открытия в прошлую среду, и это продолжалось - приходило 9000 посетителей в день. И сразу возникла проблема: посетители должны были ждать до трех часов вместо одного!

Лувр повторяет судьбу Третьяковской галереи во время выставки «Roma Aeterna: Шедевры Пинакотеки Ватикана». Во время работы этой экспозиции возле главного здания в Лаврушинском переулке собиралось невероятное количество желающих попасть на выставку, возникали даже давки, а сайт Третьяковки рухнул в день старта продаж электронных билетов.



Теперь то же самое происходит в Париже у Лувра. Парижане и гости города готовы выстаивать в многочасовой очереди ради того, чтобы посмотреть работы нидерландского живописца Вермеера. За первую неделю работы выставки «Вермеер и мастера жанровой живописи» ее посетили 40 тысяч человек.

«Вермеер и мастера жанровой живописи» позволяет увидеть 12 картин «дельфтского сфинкса».

Двенадцать картин — примерно треть всех произведений Вермеера. Такое количество работ голландского мастера представлено на выставке «Вермеер и мастера жанровой живописи». Рядом — работы его современников: Герарда Дау, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха, Габриеля Метсю и других, всего 70 картин.



«Женщина с жемчужным ожерельем», Ян Вермеер, 1663 – 1664, Берлинская художественная галерея. Выставляется в Лувре до 22 мая 2017
BPK, Berlin, Dist. RMN-Grand Palais Jörg P. Anders

«Наша выставка оригинальна тем, что мы хотели проследить связи, а иногда и конкуренцию между художниками в последнюю четверть XVII века», — объясняют директор Ирландской национальной галереи Шон Рейнбирд, директор музея Лувра Жан-Люк Мартинез и директор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Эрл А. Пауэлл III. Все три музея представили на выставку картины из своих собраний.

Вермеер — один из самых загадочных художников в истории мировой живописи. Легенда немедленно после его «открытия» в конце 19 века создала образ одинокого, загадочного гения, не имевшего учеников и творившего в отрыве от других мастеров эпохи.

Выставка в Лувре представляет работы Вермеера в окружении картин других художников и полностью разрушает этот миф. Образ таинственного мастера стирается, но не потому, что мы больше знаем о Вермеере, а потому что сопоставление картин доказывает: мастера голландской жанровой живописи изучали работы друг друга, вдохновлялись творчеством коллег, а зачастую — и соперничали между собой.



Франс ван Мирис-ст., «Дуэт», 1658. Деревянная доска, масло. Государственный музей Шверина
© BPK, Berlin, Dist. RMN-Grand Palais / image Staatliches Museum



Ян Вермеер, «Девушка, сидящая за вирджиналем», прибл. 1671–1674 г. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
© National Gallery, London

Вторая половина 17 века — золотой период не только для голландской живописи. Золотой дождь пролился в эту эпоху на все голландское общество, и купцы, финансисты, банкиры и промышленники заставляют искусство работать над прославлением нового социального статуса.

«Холодно. Сумерки. Каналы во льду. Вино замерзает. Реки тоже. Падает снег. Дует ветер. Море вгрызается в берег. Все плоское, как ладонь. Тишина купается в сером цвете. Меланхолия поселилась на земле, сделав прекрасный выбор: она пала на самую богатую и самую мирную страну в Европе. Мы в Голландии, в 1650 году», — пишет в Paris Match критик Жиль Мартен-Шофье.

Уже с 1650-х гг. голландские художники работают над идеализированными сценами домашней жизни. Среди них —Ян Вермеер.



Питер де Хох, «Женщина, взвешивающая золото», прибл. 1664 г. Холст, масло. Государственный музей, Берлин.
© BPK, Berlin, Dist. RMN-Grand Palais / Jörg P.Anders

A31036.jpg

Ян Вермеер, «Женщина, держащая весы», предпол. 1664. Холст, масло. Коллекция Вайденера, Вашингтонская национальная галерея.
© Washington, National Gallery of Art

Города, в которых работают художники, — разные: Дельфт, Утрехт, Лейден. Но сюжеты повторяются, так же как и стили и композиции. Девушка пишет письмо, ученый рассматривает глобус, молодая женщина играет на музыкальном инструменте или взвешивает на ручных весах монеты.

Схожи и предметы интерьера: покрывала на кроватях и юбки, попугаи в клетках и чернильницы, весы, кружки, кувшины, картины на стенах.

Сходство между «Женщиной с весами» Вермеера и «Женщиной, взвешивающей золото» Питера де Хоха так велико, что невозможно представить, будто один мастер никогда не видел картину другого.
При этом, далеко не всегда импульс исходит от самого Вермеера, голландская художественная среда второй половины 17 века держится не на нем, а художественный диалог часто идет между его коллегами без его участия.



«Астроном» Яна Вермеера, около 1668 года.
Создание: 1668 г.
Местоположения: Лувр (с 1983 г.)



Герард Дау, «Голландская кухарка», 1640-е гг. или начало 1650-х. Деревянная доска, масло. Коллекция Лувра.
© RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Tony Querrec



Ян Вермеер, «Молочница», предпол. 1658-1659. Холст, масло. Рейксмусеум, Амстердам
© Amsterdam, The Rijksmuseum

1878694-5_vermeer_a_lady_writing_a_letter_with_her_maidcdublin_national_gallery_of_ireland (1).jpg

Вермеер/ Женщина пишет письмо, около 1670 г.
Лувр / Национальная галерея Ирландии

1878702-18_vermeer_the_geographercstdel_museum_-_artothek.jpg

Johannes Vermeer / Географ, 1669
Лувр / Städel музей - ARTOTHEK

0_1b9838_6e61b10_orig.jpg

Он умер в 43 лет, оставив вдову, 11 детей и 36 работ. Почему он не писал детей? Дети часто представлены в голландской живописи того времени.

Это одна из тайн, среди прочего, как и сама семейная жизнь Яна Вермеера (1632-1675), он созерцал и писал идеализированных молодых женщин, пишущих, читающих, мечтательных или музицирующих. Он работал с ними в своей студии на первом этаже в Делфте. Так близко, так далеко крики ребятишек на первом этаже. Наверно, Вермеер хотел слышать эту жизнь, знать всегда, что там, за дверями мастерской – его одиннадцать детей. Он был городской человек….

Использованы материалы (1), (2)уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]