Церковь Покрова в Медведково: описание, архитектор, настоятель храма. Храм Покрова Пресвятой Богородицы Московской городской епархии
---
В северной части Москвы, на территории района, носящего название Южное Медведково, находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы, являющаяся одновременно и ярким образцом русского храмового зодчества, и уникальным памятником прошлого нашей Родины. Ее создание связано с одной из наиболее драматических страниц отечественной истории.
Резиденция князя-освободителя
Церковь Покрова в Медведково находится на территории, где некогда была деревня, принадлежавшая освободителю Москвы от поляков − князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. В писцовых книгах, датируемых 1623 годом, она упоминается под названием Медведево, но не из-за обилия водившихся в тех краях медведей, а по фамилии своего первого владельца – Василия Федоровича Медведя-Пожарского. Позже она перешла во владение его наследнику – народному герою-освободителю.
Согласно преданию, в августе 1612 года полки, возглавляемые князем Д. М. Пожарским, встали лагерем на том самом месте, где сейчас находится в Медведково церковь Покрова, и оттуда начали победное наступление на Москву. Успех, сопутствовавший ополченцам, побудил князя выделить это неприметное ранее село из числа прочих владений и обустроить в нем свою главную подмосковную резиденцию.
Памятник славной победы
Там же по его распоряжению в 1623 году была построена деревянная шатровая церковь, освященная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На ее колокольню был поднят особый колокол, отлитый в память об изгнании польских интервентов. Кроме того, в этой церкви – предшественнице нынешнего каменного храма в Медведково – имелся придел в честь священномученика Петра Александрийского, являвшегося небесным покровителем сына Д. М. Пожарского от его первого брака.
Посчитав возведение деревянной церкви недостаточно полным выражением своей признательности Небесным Силам за Их покровительство в борьбе с иноземцами, в 1634 году князь повелел снести ее и на том же самом месте построить каменный храм, своим величием более соответствующий значению произошедших событий. Работы начались незамедлительно, и уже через шесть лет их основной объем был завершен.
Последний одношатровый храм Москвы
Новый каменный храм Покрова в Медведково был возведен на высоком подклете и, в соответствии с традициями древнерусской архитектуры, завершался шатром, в основании которого были установлены кокошники – полукруглые декоративные элементы. С восточной стороны здания помещалась трехчастная апсида – выступ стены, состоявший из трех полукружий, за которым находились алтари, а кровлю венчали четыре главки. С западной стороны помещалась звонница. Довершала облик сооружения наружная открытая галерея.
Любопытно отметить, что нововозведенная каменная церковь Покрова в Медведково стала последним одношатровым храмом Москвы, так как вскоре после ее завершения патриарх Никон особым указом наложил запрет на постройку подобных сооружений, противоречащих, по его мнению, церковным канонам.
Последующие владельцы села Медведково
После смерти князя Д. М. Пожарского, последовавшей в 1642 году, село Медведково вместе с ранее возведенной церковью унаследовали его сыновья – Петр и Иван, а после их кончины оно перешло во владение вдовы. Последним его владельцем был родной дядя освободителя Москвы – Юрий Иванович, но он скончался бездетным, и на нем знаменитый род князей Пожарских прервался.
За отсутствием наследников, село отошло в собственность государства, и правившая тогда царевна Софья пожаловала его своему фавориту – князю Василию Голицыну, во владение которого перешел тогда значительный по площади земельный участок и множество крепостных. Но судьба ловкого царедворца оказалась изменчивой. В 1689 году после свержения Софьи и воцарения братьев Петра и Ивана, он подвергся опале и, лишенный титула, а заодно и всего достояния, завершил свой век в далеком сибирском остроге.
Реконструкция храма
Тем не менее даже за столь непродолжительный срок церковь Покрова в Медведково, находившаяся на принадлежавших ему землях, претерпела значительные реконструкции. Так, по распоряжению князя было уменьшено количество находившихся в ней приделов. Из пяти обустроенных изначально, осталось только три: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Девяти мучеников, а также Знамения Господня.
Кроме того, в храме появился новый иконостас, выполненный мастером Оружейной палаты Кремля Карпом Золотаревым. Весьма примечательной деталью, характеризующей тщеславную натуру князя Голицына, является замена прежних колоколов, установленных Дмитрием Пожарским в память об освобождении Москвы, новыми, один из которых был украшен пышной виньеткой с надписью, удостоверяющей права фаворита на дарованное ему село.
Собственность семьи Нарышкиных
Известно, что храм в Медведково получил в дар от незадачливого фаворита уникальную вещь – напрестольное Евангелие с миниатюрами, выполненными, если верить легенде, лично царевной Софьей. Эта реликвия более двух столетий хранилась в алтаре храма, но с приходом к власти большевиков бесследно исчезла, и, несмотря на предпринятые усилия, ее след обнаружить не удалось.
Через два года после падения князя Василия Голицына, принадлежавшее ему село Медведково перешло во владение Федора Кирилловича Нарышкина – родного дяди Петра I, и вплоть до конца XVIII века являлось собственностью членов этого известнейшего аристократического рода.
Родовое село, ставшее дачным поселком
На протяжении всего последующего XIX столетия эта земельная собственность многократно продавалась, наследовалась и, как результат, переходила от одних владельцев к другим. По счастливому стечению обстоятельств беды, обрушившиеся на российские города и села в период наполеоновского нашествия, не коснулись Медведково, так как захватчики не дошли до него и не причинили урона ни храму, ни местным жителям.
В 80-е годы хозяином земельного участка стал московский купец 1-й гильдии Н. М. Шурупенков, преобразовавший бывшее село в дачный поселок, пользовавшийся популярностью среди москвичей среднего достатка. Есть сведения о том, что здесь неоднократно проводили летние сезоны такие известные деятели российской культуры, как поэт Валерий Брюсов и художники Михаил Врубель и Константин Коровин.
Свидетельства современников
Сохранилось описание церкви Покрова в Медведково, сделанное в те годы одним из жителей этого дачного поселка. Оно свидетельствует о значительных изменениях, которые в течение предшествующих десятилетий претерпело ее наружное и внутреннее убранство. В частности, говорится о масштабных работах по реставрации главного иконостаса и восполнении в нем утраченных ранее фрагментов резьбы и позолоты. Кроме того, упоминается ряд вновь написанных икон, часть которых послужила заменой старым образам, не представлявшим художественной ценности и утратившим свои былые краски.
Отчасти изменился и внешний облик храма. Прежнюю звонницу, возведенную еще в 1640 году, разобрали и на ее месте соорудили новую колокольню, в модном тогда стиле классицизма. В это же время церковь Покрова в Медведково понесла и значительную утрату: из нее были изъяты и отправлены в домовую церковь московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича уникальные царские врата, выполненные в середине XVI века.
В эпоху большевистского лихолетья
Как известно, приход к власти большевиков стал началом длительного периода гонений на веру. По всей стране массовым порядком закрывались храмы и монастыри, а священнослужители и наиболее активные прихожане подвергались репрессиям. Однако, как и в годину наполеоновского нашествия, беды обошли стороной церковь в селе Медведково, и на протяжении всех десятилетий коммунистического режима она продолжала действовать, не закрываясь даже в период Великой Отечественной войны.
В 70-е, когда Москва была охвачена масштабными работами по реализации градостроительного плана, постройки, составлявшие некогда село Медведково, начали сносить, а на их месте возводить многоэтажные жилые корпуса. Постепенно вся эта обширная территория отошла к Северо-Западному административному округу столицы, став одним из густонаселенных городских районов, но сохранив при этом свое прежнее название.
Возрождение прежнего облика храма
В этот период по инициативе Министерства культуры СССР была проведена комплексная реставрация церкви Покрова в Медведково. Архитектор Николай Недович, назначенный руководителем работ, приложил максимум усилий для возвращения ей первоначального облика. По его инициативе многие позднейшие элементы наружного и внутреннего убранства были удалены и заменены аналогами тех, что имелись ранее. В настоящее время церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково является одним из ведущих духовных центров, принадлежащих Московской городской епархии. Руководит ею протоиерей Валентин Тимаков.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]