Религиозная этика: основные понятия, принципы, проблемы
---
В чем заключаются этические религиозные принципы? Требования к поведению человека обусловлены только догматами веры или же имеются и иные условия, нуждающиеся в соблюдении? Касаются ли нормы этичности, имеющие связь с религией, светской жизни? Кому следует придерживаться этих представлений? Входит ли в понятие этичности мораль?
Религиозная этика и культура – понятие, вызывающее множество вопросов. Если в старину люди росли в рамках культурных и нравственных представлений своего вероисповедания, то в современном мире такое происходит крайне редко, обычно церковь не участвует в воспитании и образовании детей. По этой причине большинство не представляют себе, чем именно является этика, связанная с религиозностью.
Что понимается под термином «этика»? Определение
Этика в представлении большинства людей является сводом норм поведения и морали. Иными словами, высказывания, поступки, даже внешний вид человека можно охарактеризовать словом «этично» или же описать как несоответствующие ему.
Но у данного понятия имеются и иные значения. Этика – термин, использующийся во многих науках, занимающихся исследованиями общества в целом и людей в отдельности, культуры, развития, особенностей мышления и прочими аналогичными тематиками. В философии этика является дисциплиной научным направлением, изучающим вопросы нравственности и морали.
К какому направлению этики относятся связанные с религией нормы?
Данное направление философии включает в себя несколько своеобразных разделов, в том числе и тот, который называется прикладной этикой.
Это дисциплинарное направление, занимающееся исследованиями в области частных проблем, вопросов практического применения моральных и нравственных принципов. К данному научному направлению и относится религиозная этика.
Помимо нравственных проблем и вопросов, имеющих взаимосвязь с вероисповеданием, данный научный раздел занимается и профессиональной, медицинской, социальной, юридической, деловой этикой и прочими, аналогичными направлениями.
Чем является религиозная этика? Определение
Как и научная философская дисциплина в целом, ее отдельные практические направления имеют определения, объясняющие суть конкретного понятия. Они есть у каждого раздела, и тот, который рассматривает этические нормы и правила во взаимосвязи с религиозными убеждениями, исключением не является.
Религиозная этика – это раздел, занимающийся изучением моральных и нравственных принципов, особенностей поведения и общения людей, рассматривающий их в соответствии с религиозными догматами, заповедями, священными текстами, традициями, культурными нормами.
В чем особенности этого типа этики?
Фактически данный вид этичности представляет собой своеобразную теологию нравственности и морали. Религиозная основа этики данного вида — это нравственное направление философии, известное как богословие.
Главное отличие этичности, связанной с религиозностью, от иных направлений этой философской дисциплины в том, что она рассматривает не только вопросы, относящиеся к взаимоотношениям и поведению людей. Религиозная этика также регламентирует отношение людей к Богу и, разумеется, диктует определенные нормы для его выражения.
Помимо этого, данная философская дисциплина трактует этические правила, нормы, требования и традиции в качестве установок, имеющих божественную природу или же происхождение. Иными словами, согласно данному направлению этики, эти нормы даны свыше и имеют абсолютное, необсуждаемое значение для каждого верующего человека.
Чем является моральное религиозное сознание?
Религиозная основа этики – это, без сомнения, догматы вероисповедания. Но этим фундаментальная основа данной философской дисциплины не ограничивается. Важной для понимания составляющей является такой фактор, как моральное религиозное сознание.
Чем является такое сознание? Как оно формируется? В чем отличие от обычного светского сознания, участвующего в восприятии и проецировании нравственных и иных этических норм? Конечно же, в том, что в данном понятии формирующую роль играет религия, вероисповедание и связанные с ним культурные и иные традиции.
Религиозное сознание – это не что иное, как результат процесса этизации, ведущего от древних архаических культур и присущих им убеждений к современным мировым вероисповеданиям.
Как такая этика возникла?
Основы религиозных культур и этики, соответственно, закладывались в глубокой древности. Самые первые божества, идолы, не предъявляли никаких претензий в отношении нравственного уровня людей, их поведения или же моральных принципов.
К примеру, сложно представить себе, чтобы такие явления, как гроза, ливень, шторм, землетрясение или же восход солнца, накладывали этические ограничения на человечество. А ведь именно природные явления и были первыми божествами. Люди поклонялись им, и это было прообразом религии.
Вместе с развитием человечества сложнее становились не только взаимоотношения между людьми, но и их религиозные культы. У древний обожествляемых явлений появились имена, их стали воплощать в конкретных образах. К примеру, земля у древних греков стала Геей. Но и на этом этапе об этических нормах речи еще не было, возникло лишь определенное отправление культа, зародилась обрядность.
Человечество развивалось, количество богов увеличивалось. Ритуалы, обряды и иные культовые действия также усложнялись. Божества стали требовать жертв и награждать за них. Следующим же этапом стало появление определенных требований и условий, диктующих людям, каким должно являться их поведение. В момент, когда древние боги, а фактически их жрецы, стали диктовать, как следует жить, что можно считать хорошим или, наоборот, плохим, возникла религиозная этика.
Такая этика присуща всем религиям?
В мире не существует ни одного вероисповедания, которому были бы несвойственны определенные этические требования. Однако хотя вероисповедание и формирует основы религиозной и светской этики, оно не является их единственным источником.
На этику — как связанную с вероисповеданием, так и светскую — оказывают влияние исторические и климатические особенности, актуальные обстоятельства, к примеру, войны или стихийные бедствия.
Но главным фактором, лежащим в основе этических традиций, норм морали и нравственности, лежат религиозные убеждения. Вероисповедания различаются и предъявляют не совсем одинаковые этические требования к поведению, поступкам и внешности людей.
Существует ли этический конфликт между приверженцами различных религий?
Каждая из мировых религий имеет собственный перечень того, что приемлемо в поведении, внешности и поступках человека, а что – нет. Более того, каждая из конфессий, существующих в рамках одного вероисповедания, имеет собственное представление об этичности. Именно в этом и заключаются проблемы религиозной этики в наши дни.
С развитием транспорта, коммуникаций, ростом благосостояния растет и перемещение людей, их миграции. Ища лучшей жизни или же в силу каких-либо других причин люди уезжают из тех мест, где выросли. С собой они берут не только документы или скарб, но и собственную культуру, включая этические нормы, связанные с религиозными убеждениями. Это не создает особых проблем, если мигранты приезжают в страну, в которой живут люди со схожими взглядами, традициями и духовными ценностями, отличающимися лишь некоторыми деталями. Например, если православные семьи мигрируют в католическую страну, то никаких этических проблем не возникает, появляются только некоторые недопонимания.
Но если представления обо всем, что составляет этические положения, существенно отличается, возникает проблемная ситуация. К примеру, мусульмане и буддисты, приезжающие в западные европейские государства, традиционно следующие христианским представлениям о нормах поведения, внешнего вида и социальной роли в обществе, выглядят «белыми воронами». Разумеется, и чувствуют себя так же. По этой причине вместо интеграции в культуру принявшего их государства мигранты объединяются в общины и занимают определенные территории. Они не воспринимают этические нормы той страны, где живут, а, наоборот, противостоят им и насаждают собственную культуру. Это приводит к противодействию. Итогом становится замкнутый круг, являющийся противостоянием различных культур, традиций, представлений и норм поведения, частью которых и являются религиозная и светская этика и многие иные социальные и духовные особенности.
Разумеется, не только данная проблема является актуальной для этики, связанной с вероисповеданием. Но она – основная, та, с которой можно столкнуться в повседневной жизни, а не в кабинетах ученых-теоретиков.
Что является предметом исследований
Основные проблемы религиозной этики, изучаемые философами, богословами, психологами специалистами, работающими в других областях, — это вечные вопросы о противостоянии добра и зла и все, что связано с данной темой.
Иными словами, данная дисциплина занята как формированием определенного типа поведения людей, соответствующих религиозным догматам, так и изучением теоретических вопросов, относящихся к Божьему промыслу.
Каковы основные понятия данной этики?
Основными понятиями, которыми апеллирует эта этическая дисциплина, являются:
Какие принципы можно выделить?
Главные принципы религиозных культур и светской этики напрямую зависят от догматов конкретного вероисповедания. Иными словами, то, что является нормальным, соответствующим этическим правилам, традициям, представлениям в рамках одного вероисповедания, может быть совершенно неприемлемым для другой религии.
В качестве главных этических принципов в этой дисциплине выступают основные тезисы и догматы религиозных учений, воплощающиеся в поведении, внешнем виде, поступках и даже образе мыслей людей.
К примеру, в христианстве одним из главных принципов является любовь к ближнему. Это религия искупления и сострадания, милосердия и жертвенности, покорности и прощения. Соответственно, и в этической дисциплине задействуется этот же принцип.
На практике же это означает, что для христианина этичным является:
В упрощенном виде этот принцип можно представить таким примером:
В мусульманстве же нет принципа разделения закона и веры. Для религиозной этики, связанной с данным вероисповеданием, характерно слияние законов светских и духовных. Это означает, что если человек совершает преступление и сообщает об этом имаму, то для духовного лица этичным будет задержать нарушителя и предать его правосудию.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]