Где горит больше
---
Минприроды представило вице-премьеру Александру Хлопонину отчёт о том, как регионы справлялись с тушением лесных пожаров в 2016 году.
В министерстве отмечают, что уровень реализации регионами комплекса мер по охране лесов от пожаров — один из основных критериев оценки эффективности исполнения переданных на уровень субъектов федерации полномочий по надзору за лесами. В отчёте указаны "наиболее горимые" регионы, т.е. те, где борьба с лесными пожарами организована наименее эффективно: "Последние места по охране лесов от пожаров занимают Забайкальский край, Республика Бурятия, Красноярский край, Амурская и Иркутская области. На наиболее горимые субъекты пришлось 85,6% от общей площади, пройденной огнём на землях лесного фонда."
Три из названных регионов — Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край — относятся к Байкальской природной территории, состоянию которой специалисты министерства и экологи уделяют особое внимание. В отчёте указано, что к этим регионам есть претензии и помимо пожаротушения. Так, Бурятия оказалась в числе регионов, не выполнивших планы по высадке новых лесов, а рост "недобора" средств от пользования лесами в республике в прошлом году составил 27,6% по сравнению с показателями 2015 года. В Забайкальском крае проблемы с мониторингом лесопожарной обстановки — по мнению аналитиков Минприроды, это стало одной из причин большой площади пожаров в регионе (52,4 га).
Глава Минприроды Сергей Донской выразил обеспокоенность состоянием регионов Байкальской природной территории перед летом, когда пожары наиболее часты: "Сейчас в регионе нулевая готовность к пожарному сезону, хотя прогноз Росгидромета на предстоящий сезон неутешительный, а, соответственно, при отсутствии профилактики будут все условия для разрастания пожаров, что создает риск повторить прошлогоднюю тенденцию. Это Байкал, поэтому территории должно уделяться особое внимание." Другой головной болью ведомства, по словам министра, является Приморский край, где уже начался рост площадей пожаров: главе Рослесхоза уже дано поручение в случае необходимости обеспечить организацию профилактики пожаров на территории Приморья "в ручном режиме".
Ъ напоминает, что это не первый случай, когда регионам предъявляют серьёзные претензии относительно обеспечения пожаробезопасности лесов. Так, в прошлом году начальник отдела Генпрокуратуры по надзору за исполнением экологического законодательства управления по защите интересов государства и общества Евгений Надыршин заявил, что площади пожаров растут из-за бездействия руководства регионов: "В Кабардино-Балкарии, республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Забайкальском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской и других регионах состояние противопожарного обустройства лесов, а также систем и средств предупреждения и тушения пожаров не в полном объеме соответствовало предъявляемым требованиям, а в ряде случаев оставляет желать лучшего." По словам Надыршина, сейчас уровень эффективности принимаемых регионами мер по защите лесов существенно ниже, чем был до 2007 года, когда эти полномочия передали субъектам федерации: "Стало хуже: и мы это видим, и общественность."
Также не впервые экологи предлагают ввести норму, позволяющую отзывать полномочия по управлению лесами и их охране у регионов, руководство которых не справляется с возложенными на него объёмами работы. По их мнению, это могло бы стимулировать региональные власти. Директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России по природоохранной политике Евгений Шварц говорит: "Механизм отзыва переданных полномочий должен существовать. Чтобы власти субъекта понимали, что если деньги на охрану лесов будут тратиться на иные цели, то может быть введён в действие механизм возвращения полномочий."
Рассматривается такой вариант и на уровне правительства, но пока только в теоретическом виде. Ещё в июне прошлого года Хлопонин дал Рослесхозу поручение "представить в установленном порядке в правительство предложения об изъятии у конкретных субъектов Российской Федерации, не обеспечивших выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах, полномочий в области лесных отношений и передачи их на федеральный уровень". К слову, в прошлом году, после подведения итогов 2015-го, претензии возникли практически к тем же регионам, что и сейчас. Однако о том, что это поручение вице-премьера было реализовано и на рассмотрение Госдумы внесли соответствующий законопроект, информации до сих пор так и не поступило.
Как считает председатель Хабаровского краевого отделения "Всероссийского общества охраны природы" Владимир Сидоров, главная проблема охраны лесов от пожаров — недостаток финансирования: "Прежде чем анализировать эффективность работы, важно задуматься над тем, в каком объёме разным регионам федерация компенсирует затраты на содержание лесного фонда. <...>
Сейчас основной вопрос заключается не в возврате полномочий от регионов к Минприроды, а в надлежащем исполнении обязанностей и финансовом подкреплении работы, которая в регионах проводится. <...> Совершенно неважно у кого будут полномочия, у Минприроды или у регионов — важен результат, а на те деньги, которые выделяются, невозможно качественно вести лесное хозяйство."
Председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края, руководитель региональной общественной экологической организации "ПЛОТИНА" Александр Колотов соглашается с необходимостью возможности отзыва "лесных" полномочий у регионов: "Я поддерживаю предложение о том, что у федерации должно быть право изымать переданные полномочия по надзору за лесами у субъектов РФ, поскольку именно это может служить неким рычагом воздействия и стимулом для того, чтобы регионы мониторили ситуацию по лесу. Красноярскому краю часто ставят в упрёк недостаточную работу по предотвращению лесных пожаров. На самом деле она ведётся. <...> Другое дело, что мы сталкиваемся с недостаточной прозрачностью информации со стороны органов ответственных за охрану лесов. Например, в прошлом сезоне дело доходило до анекдотов, когда данные по площади пожаров в Красноярском крае в десятки раз отличались друг от друга. Цифры официальные, представляемые Красноярским краем, не бились с цифрами "Гринпис России", которые были сделаны на основании спутникового мониторинга. Конечно же, прозрачности и подотчётности не хватает."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Минприроды определило «горимые субъекты»
У регионов отберут леса?
Регионы оставят без леса
В министерстве отмечают, что уровень реализации регионами комплекса мер по охране лесов от пожаров — один из основных критериев оценки эффективности исполнения переданных на уровень субъектов федерации полномочий по надзору за лесами. В отчёте указаны "наиболее горимые" регионы, т.е. те, где борьба с лесными пожарами организована наименее эффективно: "Последние места по охране лесов от пожаров занимают Забайкальский край, Республика Бурятия, Красноярский край, Амурская и Иркутская области. На наиболее горимые субъекты пришлось 85,6% от общей площади, пройденной огнём на землях лесного фонда."
Три из названных регионов — Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край — относятся к Байкальской природной территории, состоянию которой специалисты министерства и экологи уделяют особое внимание. В отчёте указано, что к этим регионам есть претензии и помимо пожаротушения. Так, Бурятия оказалась в числе регионов, не выполнивших планы по высадке новых лесов, а рост "недобора" средств от пользования лесами в республике в прошлом году составил 27,6% по сравнению с показателями 2015 года. В Забайкальском крае проблемы с мониторингом лесопожарной обстановки — по мнению аналитиков Минприроды, это стало одной из причин большой площади пожаров в регионе (52,4 га).
Глава Минприроды Сергей Донской выразил обеспокоенность состоянием регионов Байкальской природной территории перед летом, когда пожары наиболее часты: "Сейчас в регионе нулевая готовность к пожарному сезону, хотя прогноз Росгидромета на предстоящий сезон неутешительный, а, соответственно, при отсутствии профилактики будут все условия для разрастания пожаров, что создает риск повторить прошлогоднюю тенденцию. Это Байкал, поэтому территории должно уделяться особое внимание." Другой головной болью ведомства, по словам министра, является Приморский край, где уже начался рост площадей пожаров: главе Рослесхоза уже дано поручение в случае необходимости обеспечить организацию профилактики пожаров на территории Приморья "в ручном режиме".
Ъ напоминает, что это не первый случай, когда регионам предъявляют серьёзные претензии относительно обеспечения пожаробезопасности лесов. Так, в прошлом году начальник отдела Генпрокуратуры по надзору за исполнением экологического законодательства управления по защите интересов государства и общества Евгений Надыршин заявил, что площади пожаров растут из-за бездействия руководства регионов: "В Кабардино-Балкарии, республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Забайкальском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской и других регионах состояние противопожарного обустройства лесов, а также систем и средств предупреждения и тушения пожаров не в полном объеме соответствовало предъявляемым требованиям, а в ряде случаев оставляет желать лучшего." По словам Надыршина, сейчас уровень эффективности принимаемых регионами мер по защите лесов существенно ниже, чем был до 2007 года, когда эти полномочия передали субъектам федерации: "Стало хуже: и мы это видим, и общественность."
Также не впервые экологи предлагают ввести норму, позволяющую отзывать полномочия по управлению лесами и их охране у регионов, руководство которых не справляется с возложенными на него объёмами работы. По их мнению, это могло бы стимулировать региональные власти. Директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России по природоохранной политике Евгений Шварц говорит: "Механизм отзыва переданных полномочий должен существовать. Чтобы власти субъекта понимали, что если деньги на охрану лесов будут тратиться на иные цели, то может быть введён в действие механизм возвращения полномочий."
Рассматривается такой вариант и на уровне правительства, но пока только в теоретическом виде. Ещё в июне прошлого года Хлопонин дал Рослесхозу поручение "представить в установленном порядке в правительство предложения об изъятии у конкретных субъектов Российской Федерации, не обеспечивших выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах, полномочий в области лесных отношений и передачи их на федеральный уровень". К слову, в прошлом году, после подведения итогов 2015-го, претензии возникли практически к тем же регионам, что и сейчас. Однако о том, что это поручение вице-премьера было реализовано и на рассмотрение Госдумы внесли соответствующий законопроект, информации до сих пор так и не поступило.
Как считает председатель Хабаровского краевого отделения "Всероссийского общества охраны природы" Владимир Сидоров, главная проблема охраны лесов от пожаров — недостаток финансирования: "Прежде чем анализировать эффективность работы, важно задуматься над тем, в каком объёме разным регионам федерация компенсирует затраты на содержание лесного фонда. <...>
Сейчас основной вопрос заключается не в возврате полномочий от регионов к Минприроды, а в надлежащем исполнении обязанностей и финансовом подкреплении работы, которая в регионах проводится. <...> Совершенно неважно у кого будут полномочия, у Минприроды или у регионов — важен результат, а на те деньги, которые выделяются, невозможно качественно вести лесное хозяйство."
Председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края, руководитель региональной общественной экологической организации "ПЛОТИНА" Александр Колотов соглашается с необходимостью возможности отзыва "лесных" полномочий у регионов: "Я поддерживаю предложение о том, что у федерации должно быть право изымать переданные полномочия по надзору за лесами у субъектов РФ, поскольку именно это может служить неким рычагом воздействия и стимулом для того, чтобы регионы мониторили ситуацию по лесу. Красноярскому краю часто ставят в упрёк недостаточную работу по предотвращению лесных пожаров. На самом деле она ведётся. <...> Другое дело, что мы сталкиваемся с недостаточной прозрачностью информации со стороны органов ответственных за охрану лесов. Например, в прошлом сезоне дело доходило до анекдотов, когда данные по площади пожаров в Красноярском крае в десятки раз отличались друг от друга. Цифры официальные, представляемые Красноярским краем, не бились с цифрами "Гринпис России", которые были сделаны на основании спутникового мониторинга. Конечно же, прозрачности и подотчётности не хватает."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Минприроды определило «горимые субъекты»
У регионов отберут леса?
Регионы оставят без леса
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]