ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ НАДО ПОДРЕГУЛИРОВАТЬ
09.03.2017 363 0 0 m-khodarenok

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ НАДО ПОДРЕГУЛИРОВАТЬ

---
0
В закладки
Причем осуществить это можно без увеличения штатной численности, существенных финансовых затрат и болезненной организационной перестройки

7 февраля 2017 года по решению президента РФ Владимира Путина началась внезапная проверка Воздушно-космических сил России. Особое внимание в ходе этого мероприятия руководство Генштаба и Минобороны уделяло вопросам развертывания сил и средств ПВО в новых позиционных районах, взаимодействию со своими истребителями, отражению массированных ракетно-авиационных ударов противника.

В ходе проверки Воздушного-космических сил соединения и части противовоздушной обороны, обороняющие Москву и Центральный промышленный район (1-я армия противовоздушной и противоракетной обороны особого назначения в составе 9-й дивизии ПРО, 4 и 5-й дивизий противовоздушной обороны), приводились в высшие степени боевой готовности, выдвигались и развертывались в новых позиционных районах (за исключением 9-й д ПРО), отрабатывали взаимодействие с истребительной авиацией, отражали массированные ракетно-авиационные удары средств воздушного нападения противника.
В целом командиры и штабы соединений и частей показали высокую слаженность в работе, умело осуществляли сбор и обобщение данных о воздушной обстановке, правильно вскрыли замысел действий средств воздушного нападения противника, своевременно принимали обоснованные решения, не допускали случаев потери связи и управления войсками в условиях сильных радиопротиводействия со стороны условного противника. Иными словами, к войскам существенных претензий нет.
Однако в ходе проверки явственно вскрылись и проблемы, о многих из которых ранее рассказывала Газета.Ru.

ЧТО ИМЕЕМ НА СЕГОДНЯ

В свое время создание Воздушно-космических сил как вида вооруженных сил было продиктовано не столько оперативно-стратегическими реалиями и вызовами, сколько явилось весьма сложным компромиссом между различными центрами силы и группами влияния в Вооруженных силах и оборонно-промышленном комплексе. Многие специалисты еще тогда предупреждали о родовых травмах этого детища, во многом практически неизлечимых с момента рождения без последующей серьезной организационно-штатной перестройки.
Но те проблемы и дефекты в организационно-штатной структуре, которые в повседневной жизни обычно скрыты в кабинетной тиши, обычно явственно проявляются даже не в ходе развернувшихся боевых действий, а на крупных учениях и при внезапных проверках.
Воздушно-космические силы и сегодня представляют собой достаточно эклектичный организм с разомкнутыми функциональными и алгоритмическими связями. Напомним, как вид Вооруженных сил, Воздушно-космические силы были созданы в 2015 году в результате объединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны (этот род войск был по сути мертворожденным).
Воздушно-космические силы в своем составе в настоящее время имеют три рода войск: Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, Космические войска.
В состав командования ВВС входят командование Дальней и Военно-транспортной авиации. Армии ВВС и ПВО находятся в составе военных округов.
Командованию ПВО-ПРО подчиняется 1-я армия ПВО-ПРО особого назначения, предназначенная для прикрытия г. Москва и Центрального промышленного района. В ее составе 9-я дивизия ПРО, 4 и 5-я дивизии ПВО и части непосредственного подчинения.
В Космические войска входит 15-я армия воздушно-космических сил особого назначения в составе ГЦ РКО (Главный центр разведки космической обстановки), ГЦ ПРН (Главный центр предупреждения о ракетном нападении) и 153-й ГИ КЦ (Главный испытательный космический центр им. Г. С. Титова, г. Краснознаменск). Помимо этого, Космическим войскам подчиняется 1-й ГИК МО (1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны России, г. Плесецк) и онис (отдельные научно-испытательные станции).
Оперативно-стратегическим командованиям подчинены армии ВВС и ПВО (всего их четыре). В составе этих объединений находятся смешанные авиационные дивизии (истребительно-авиационные полки, бомбардировочные авиационные полки, штурмовые авиационные полки), дивизии ПВО, бригады армейской авиации, отдельные вертолетные полки.
Иными словами, в новый вид Вооруженных сил включили все, что ранее находилось в составе Войск ПВО (вида Вооруженных сил, упраздненного в 1997 году), Военно-воздушных сил, Космических войск плюс армейскую авиацию, которая множество раз передавалась из Сухопутных войск в ВВС и обратно.
Без всякого преувеличения, на выходе получилась сборная солянка, самое главное, не имеющая признаков какой-либо стройной системы. Особенно это касается Космических войск, которые завладели в ходе всеобщей неразберихи 1990-х годов войсками ракетно-космической обороны (силами предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства), которые никогда им не принадлежали.
Для начала следует проанализировать функции главнокомандующего Воздушно-космическими силами и разобраться, чем он командует в действительности.
Дальняя и военно-транспортная авиация, находящиеся в составе ВВС (как рода войск ВКС), действуют по планам Генерального штаба ВС. Запуск космических аппаратов также осуществляется по решениям центральных органов военного управления. Система предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства работает практически в автоматическом режиме.
Возникает вопрос – чем руководить главкому в мирное и в особенности в военное время? По сути дела, ему остается функция боевого управления лишь 1-й армией ПВО-ПРО особого назначения. Однако над этой армией поставлен свой руководитель – командующий ПВО-ПРО.
В ходе внезапной проверки наблюдалась иногда забавная ситуация, когда с практически с одного микрофона оба руководителя (главком ВКС и командующий ПВО-ПРО) пытались вдвоем управлять 1-й армией ПВО-ПРО. Причем главнокомандующий, в прошлом летчик ударной авиации, не всегда на этом фоне выглядел компетентным начальником. Как бы там ни было, необходимого опыта руководства частями и соединениями ПВО-ПРО у него все же объективно нет.
Помимо всего прочего, три составные части Воздушно-космических сил представляют собой очень разные по своей сути организмы – авиацию, ПВО-ПРО, космос. И компетенции отдельно взятого главнокомандующего при существующем порядке вещей в ряде случаев откровенно не хватает. Он может быть летчиком, но тогда ему будут мало знакомы вопросы организации ПВО и совсем незнакомы войска ракетно-космической обороны. Он гипотетически может быть выходцем из ПВО, но тогда ему будет явно неуютно в частях истребительной, а тем более Дальней авиации. Неловко будет чувствовать себя пилот и, к примеру, в Главном испытательном космическом центре.
То есть функции и обязанности главнокомандующего этим видом вооруженных сил должны быть расписаны таким образом, чтобы ему было комфортно в любой обстановке. Все-таки главком при сложившихся обстоятельствах должен заниматься не столько вопросами боевого управления, сколько строительством вида Вооруженных сил, его развитием, отчасти боевой и оперативной подготовкой.
Но самое существенное, что выявила внезапная проверка Воздушно-космических сил, что в этом виде Вооруженных сил нет стройной системы управления силами и средствами противовоздушной и противоракетной обороны. Главный недостаток сегодняшних ВКС – отдельные структурные элементы системы воздушно-космической обороны находятся абсолютно не на месте. Речь идет о том, что средства предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства находятся в составе Космических войск, а должны быть функционально и алгоритмически замкнутыми на командующего ПВО-ПРО.
Несколько упростив ситуацию, скажем так – огневые средства сегодня находятся у одного начальника, а разведывательно-информационные – у другого. Но так не должно быть в принципе, ни при каких обстоятельствах. Эту ситуацию надо срочно менять, не откладывая дело в долгий ящик. В ходе реальных боевых действий подобное разделения может принести самые пагубные последствия.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В чем заключается смысл новых предложений по организационно-штатной структуре войск ПВО-ПРО Воздушно-космических сил?
Надо из состава 15-й армии ВКС для начала передать отделы ПРН (предупреждения о ракетном нападении) и ККП (контроля космического пространства) в состав командования ПРО-ПВО, а специалистов из управления армии отдать в ГЦ РКО и ГЦ ПРН.
ГЦ РКО (Главный центр разведки космической обстановки) переформировать в дивизию ККП, а ГЦ ПРН (Главный центр предупреждения о ракетном нападении) переформировать в корпус ПРН и переподчинить командующему ПВО-ПРО. Почему в корпус? Да там уже семнадцать отдельных радиотехнических узлов. Почему в дивизию? Сегодня контролем космического пространства руководит всего-навсего полковник. Это явно недостаточно для такой сложной системы, статус которой надо поднять в том числе и таким образом.
Именно под руководством командующего ПРО-ПВО два этих соединения будут на своем месте.
Что в этом случае делать с 15-й армией ВКС в составе Космических войск? Ответ однозначный – расформировать. Это, по большому счету, лишний и очень надуманный организм. Никаких оперативных задач он не решает и решить не может по определению.
В составе Космических войск оставить только командование, 153 ГИКЦ (Главный испытательный космический центр им. Г. С. Титова, г. Краснознаменск), 1 ГИК МО (1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны России, г. Плесецк), онис (отдельные научно-испытательные станции).
Этого для Космических войск как рода войск в составе ВКС будет вполне достаточно, и они, надо прямо сказать, будут приведены к своему традиционному историческому облику. И еще стоит присмотреться, надо ли их называть войсками, поскольку никаких боевых действий они не вели в прошлом, не ведут сейчас и не будут вести в исторически обозримый срок. Для этого рода войск необходимо, скорее всего, более нейтральное название. Скажем, Управление начальника космических средств, как и было в старые добрые времена.
Представители Космических войск на протяжении последних 25 лет своего практически ничего не создали, а все время пользовались плодами труда других видов Вооруженных сил и родов войск. Не самым лучшим было поведение представителей КВ, когда они возглавляли мертворожденные войска Воздушно-космической обороны. Львиную часть средств со счетов ВКО они увели на создание так называемого ПАК – программно-аппаратного комплекса. Внешне он выглядит очень эффектно – дисплеи, экраны, иллюминация, но с боевой точки зрения его эффективность если и не равна нулю, то стремительно к нему приближается.
Руководители Космических войск на протяжении последних 30 лет были больны сепаратизмом и преисполнены собственной значимости. Надо заметить, и в настоящее время в этом роде войск тихо копошится крамола. Руководители КВ втайне вынашивают замыслы отделения от Воздушно-космических сил и создания своего собственного, отдельного рода войск.
Единственным организатором и координатором системы воздушно-космической обороны Российской Федерации должен быть командующий ПВО-ПРО со своим командным пунктом и соответствующей системой управления. Организационная основа системы воздушно-космической обороны должна состоять из системы поражения и подавления и элементов системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении.
Система воздушно-космической обороны Российской Федерации должна состоять из систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, система поражения и подавления СВКН противника, системы управления, системы всестороннего обеспечения.
И все должны заниматься исключительно своим делом – Космические войска (153-й Главный испытательный космический центр им. Г. С. Титова, г. Краснознаменск) и 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны России, г. Плесецк) – запуском и управлением космических аппаратов воздушно-космического назначения, Войска ПВО-ПРО (1-я армия ПВО-ПРО (ОсН), корпус ПРН и дивизия ККП) – предупреждением о ракетном нападении и контролем космического пространства, ПВО и ПРО стратегических объектов – (пунктов высших звеньев управления, стратегических ядерных сил), силы и средства ОСК (военных округов) – ПВО и нестратегической ПРО войск и объектов на стратегических направлениях.
В чем плюс предлагаемых организационно-штатных мероприятий? Во-первых, никакого увеличения штатной численности. Во-вторых, их сравнительная безболезненность (недовольные будут в Космических войсках, но тем не менее, род войск сохраняется). В-третьих, провести их можно сравнительно быстро и без особых материальных затрат.
Но самое главное – в ПВО-ПРО с завершением этих организационно-штатных мероприятий появляется признак системности. И эту систему не придется менять в военное время.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]