Маркус Фриде и "Коляска Форда"
08.03.2017 433 0 0 zavodfoto

Маркус Фриде и "Коляска Форда"

---
0
В закладки
Оригинал взят у detroit_diesel8 в Маркус Фриде и "Коляска Форда"



Лет много назад, не меньше 18, это точно, мне попался в руки ветхий проспектик по Ford-T 1912 года.Состояние было потрепанное, с замятинами от множества прочтений и залистываний и даже с подозрительными пятнами, напоминающими то ли масло то ли еще чего. Картинки были явно стянуты с оригинального американского проспекта, даже надписи английские частично сохранились, но сверху на русском кто-то старательно высунув язык писал под линеечку перьевой ручкой (шариковых тогда не было) надписи на русском. Некоторые были вполне себе каллиграфические, а не которые "на отстань". Для колорита я местами сохранил оригинальное написания текста с твердыми знаками и латинской  "i".



Проспект мне не нравился из-за черно-белой унылости и общей "не интересности" на тот период данной эпохи. Потому  я стал искать, кому бы его отдать. Сначала чуть не поменял на Форд Т-берд 1986 года и каталог по GM 1977 года специально для кемперов. Но позже, по  временного безденежья "Фриде" был продан другому коллекционеру. Тогда, замечу, коллекционеры водились в изобилии. Однако позже, в 2000-х они почти вымерли как класс. Кто физически (болезни, алкоголизм), кто ментально (достали жены, поменялись интересны, переехали на пмж в США и т.д.). Позже хитрым путем "Маркус Фриде" вернулся ко мне обратно.



Текст проспекта является авторским переводом Фриде или кого из его "менеджеров" с американского на петербургский. Отсюда жуткий пафос от которого "мастера" от рекламы на постсоветском пространстве не излечились и сегодня -- "креатифф" так прет. Но дальше уже интересно и даже забавно:" Все Форды одинаковы, как новые червонцы! Неоднократно были устраиваемы опыты, когда из перемешанных частей десятка разобранных Фордов" собирали десять колясокЪ, и все части подходили друг к другу безукоризненно точно." Фриде просто обожает слово "коляска" и ставит его даже чаще, чем автомобиль. Казалось бы намекает, что Форд-Т не совсем автомобиль? Неа, дальше пишет, что мол по соотношению к веса к мощности Форд превосходит многие дорогие автомобили и вообще). Кстати, про взаимозаменяемость -- тоже важное преимущество. Далеко не все европейские производители могли этим похвастаться в те времена. И детали, бывало, приходилось подгонять!

А вот еще рекламные слоганы от Маркуса: "Наивысшее качество за наименьшую цену" или "Незаменимы на русских дорогах". Это все про Форд, конечно.



Насчет незаменимости, тут можно согласиться. Форд-Т был очень хорош для своего времени, а вот насчет цены.. Что-то тут было не так. За одну и ту же машину в США хотят 700 долларов, а РИ уже 2800 рублей! Судя по данным, взятым из интернета за доллар тогда давали 2 рубля. Т.е. 1400 рублевая машина по прибытии в Россию "немного" дорожала. Напрашивается вопрос,  а не охренел ли часом  г-н Фриде, автор уникальных проспектов с подписями под фото черной тушью? Или слишком много ушло денег на расходы (перевозка, документы, пошлины-налоги, и может даже дать кому надо "на лапу")?  И еще. Скупердяй Генри Форд старался все-что можно и нельзя запихнуть в допоборудование, что впрочем было распространенной практикой. Фриде же, подчеркивал, что продает только  полностью укомплектованную машину: "...Все, что при другом автомобиле приходится покупать отдельно и приплачивать еще и порядочныя суммы. Покупатель "Форда" не знает никаких приплатЪ".





Кстати, в Америке были отнюдь не только черно-белые реклама Форда-Т, подчеркивающие известное изречение Генри Форда, про то, что цвет может быть любой, при условии что он черный. Цвет-то может и черный, а вот реклама -- такая вполне себе симпатичная акварелька. Но вернемся к Фриде.



Самым- самым "доступным" в его каталоге был вот такой вот "дорожный" ФордЪ за каких-то 2375 рублей (неплохой зарплатой для рабочего считалось 40 рублей в месяц, а для мента полицейского 50). Это  был слегка модифицированный Model T Speedster, у которого появились дверцы и лобовое стекло, но не изменилось расположение бака, который был вынесен назад для лучшей центровки и установлен выше, чем обычно (обычно он был под передними сидениями). Фриде подчеркивал, что три керосиновых фонаря (габариты) и две ацетиленовые фары с генератором газа входят в базу. Так же в стоке был гудок, спидометр, счетчик пробега и набор ключей, и даже "американский верх" и лобовое стекло. Фриде был полон энтузиазма в своем проспекте: "Самая экономная и легкая в управлении коляска! Необходима для деловых людей! Незаменима для спортсменов!"



Кстати похожая машина судя по анонсу точно будет на московской Олдтаймер Галереи на следующей неделе. Обратите внимание, что дверей нет -- это лишний вес, Зато вся светотехника на месте, включая генератор газа на подножке.



И чуть подробнее про расположение бензобака. Ставить его выше было важно, ибо бензин подавался самотеком. И при преодолении подъемов бензин мог просто перестать течь.



Некоторые тюнеры ставили бак еще выше на особых "ножках". Правда, тут на фото уже модель 1923 г.



Фриде много внимания уделял и технике. Правда, качество картинок было неизменно хреновое из-за чего их было мало, а их отсутствие компенсировалось текстом. Видимо качество потерялось после перепечатки фирменного каталога. Кстати, подобное часто встречается и в наши дни, когда дилеры на постсоветском пространстве пытаются выпустить свою версию фирменной литературы. Сразу расплываются картинки, теряются краски, частенько все блеклое и никакое. Но первым в деле печатания таких некачественных каталогов, все же был Маркус.



Вот для сравнения картинка из американского каталога. Рабочий объем 2,9 литра мощность 20-22 л.с. при 1600 об/мин. Четыре цилиндра с единой головкой блока (тогда все норовили отливать по головке на два цилиндра). Охлаждение – термосифонное без термостата и помпы, масляного насоса не было – смазка производилась простым разбрызгиванием.



Особенной интересной была  коробка передач, про которую Маркус "Сергеевич" (предполагают что "С-Сергеевич") пишет, что мол бесшумная. Это важно, поскольку тогда синхронизаторов еще не изобрели и скрежет зубцов шестерен при неудачно включенной передачей был делом обычным. Важно, что КПП у "Т"  была планетарной, правда всего на две скорости вперед – обычная и пониженная для старта и подъемов. Управлялась по-мотоциклетному -- двумя педалями. Одна включала первую и вторую передачу, а вторая – заднюю. Третья же педаль управляла трансмиссионным тормозом. А где же газ? Газ был на руле.

Обычного сцепления тоже не было. Вместо него– муфта свободного хода (как потом сделали немцы на DKW и всех DKW-образных, вроде Wartburg), которая автоматически разъединяла КПП и двигатель при сбросе газа. В корпусе КПП находилось и магнето, которое было маховичного типа, как в лодочных двухтактных моторах. Потому, чтобы добраться до него, например, для регулировки контактов, требовалось снимать мотор! Как бы не совсем удобно.

И еще. В отличие от многих современных нехороших торговцев ведрами передвижения, Фриде был добросовестным дилером. Вот что, он писал в каталоге: "Все до последней мелочи запасные части "Форда" по фабричной цене (!) постоянно имеются на складах у генерального представителя по всей Россiи". Вот так-то!уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]