Президентские выборы: как это будет
---
В Госдуму внесены поправки в закон о выборах президента РФ, заметно меняющие устоявшуюся систему.
Пакет поправок на рассмотрение нижней палаты парламента внёс сенатор от Красноярского края, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Как указано в пояснительной записке, целью разработки представленного законопроекта явилось приведение закона о выборах президента в соответствие с законом об основных гарантиях прав граждан.
Одно из предложенных Клишасом изменений касается сроков проведения выборов. На данный момент закон обозначает в качестве даты президентских выборов второе воскресенье марта — в 2018-м это будет 11 марта. На случай совпадения с праздничными выходными (а такое в марте бывает часто) законом предусмотрен перенос даты голосования на неделю раньше, т.е. в данном случае — на 4 марта. Кстати, в этом случае произойдёт совпадение дат: в 2012 году главу государства избирали также 4 марта. Если поправки будут приняты, то перенос даты будет произведён в обратном направлении, т.е. на следующее воскресенье, 18 марта.
В Центризбиркоме говорят, что ничего не имеют против такого переноса. Элла Памфилова заявила: "Для нас чем позже, тем лучше." По её словам, в этом случае кампания понесёт меньше потерь из-за фактически "мёртвого сезона" — так глава ЦИК назвала период конца декабря и начала января, когда в стране затухает любая политическая активность, эффективность агитации и других предвыборных мероприятий в это время стремится к нулю. Кроме того, напомнила она, это предложение выглядит достаточно мягким на фоне других, более радикальных предложений — например, о переносе единого дня голосования на октябрь или проведении всех выборов в апреле.
Комментируя законопроект Клишаса, Памфилова отметила, что в нём учтены и рекомендации ЦИК, разработанные после анализа кампании 2016 года. Она уточнила, что сейчас вносятся в основном "тактические", самые необходимые поправки, а наиболее серьёзные, стратегические изменения будут разрабатываться и вноситься позже, с прицелом на следующую думскую кампанию.
Среди других содержащихся в пакете поправок стоит выделить предложение об отмене нормы, обязывающей партии и кандидатов заранее предоставлять в избиркомы списки своих наблюдателей и о том, что один наблюдатель может быть направлен только в один избирком. Эти правила ввели перед выборами в Госдуму, и из-за этого было зафиксировано серьёзное снижение числа наблюдателей: если на выборах Госдумы VI созыва в 2011 году от 7 участвовавших партий было 266109 наблюдателей, то в 2016-м от 14 партий удалось выставить только 301000 человек.
Следующее нововведение, о котором в последнее время так или иначе говорили и в ЦИКе, и в ряде партий — отказ от открепительных удостоверений. В случае принятия поправок избиратель, желающий проголосовать не по месту жительства, не будет обязан идти в свой избирком за таким документом. Для этого достаточно будет не позднее чем за 3 дня до голосования позвонить и сообщить о своём желании в специально созданные центры обработки обращений, сотрудники которых подскажут, где находится ближайший избирательный участок, и внесут соответствующие изменения в ГАС "Выборы". Для того, чтобы обеспечить возможность проголосовать избирателям, которые не могут сделать это по месту жительства из-за обстоятельств, возникших позже указанного срока (не менее чем за 3 дня до выборов), при территориальных избиркомах создадут специальные мобильные избирательные участки с постоянным доступом к электронной базе избирателей. Сотрудники таких участков смогут оперативно вносить в ГАС "Выборы" данные об участии граждан в голосовании — это исключит возможность проголосовать повторно.
По словам Памфиловой, это предложение снимает сразу два актуальных вопроса. Во-первых, таким образом даётся возможность принять участие в выборах миллионам граждан, которые фактически живут далеко от места своей постоянной регистрации и не могут своевременно доехать туда для получения открепительного удостоверения, из-за чего страдает в том числе и явка. Во-вторых, эта мера повысит прозрачность и чистоту выборов: "Система, которую мы предлагаем, решает две важнейшие проблемы: доступности голосования и исключения всех махинаций при его проведении. Мы строим очень серьёзные барьеры, исключающие любые карусели."
Изменятся и требования к такому важному этапу избирательной кампании, как сбор подписей и процедура представления их в избирком. Сейчас наличие ошибок или неточностей в подписных листах является однозначным основанием для снятия кандидата — именно по этому основанию к выборам депутатов Госдумы VII созыва не допустили целый ряд кандидатов-одномандатников, среди которых депутат двух предыдущих созывов, член Президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов, бывший глава Челябинской области Михаил Юревич и т.д. Законопроект Клишаса предлагает закрепить правило, по которому в адресе места жительства избирателя могут отсутствовать отдельные реквизиты, "если это не препятствует его однозначному восприятию". Кроме того, кандидатам предоставляется право заменить оформленный неверно и уже представленный в ЦИК документ — это нужно будет сделать не позднее чем за день до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кадндидата. Ранее кандидаты не могли исправить или заменить документы после подачи их в соответствующий избирком.
Как считает сопредседатель движения "Голос" Григорий Мелконьянц, это действительно революционные нововведения. Но при этом он заявляет, что необходимо ещё до президентских выборов опробовать их на региональных кампаниях: "Чтобы снять возможные вопросы, необходимо убедить всех, что система прозрачна и не позволяет вмешиваться в её работу, то есть гарантирует однократность голосования."
На днях я комментировал этот законопроект и его политическое значение для Ura.ru. Приведу тут небольшую выжимку из того комментария:
"Эти поправки, безусловно, важны в преддверии большого предвыборного цикла. Сейчас происходит настройка президентской кампании — 2018.
Основные инициативы этих изменений в законе — разукрупнение участков, «свободное плавание» наблюдателей, отмена открепительных — серьезно добавит работы ЦИК. <...> Естественно, оппозиция тоже не будет довольна этими решениями — увеличение количества участков требует от нее большего числа наблюдателей. <...> А предыдущие выборы показали, что они просто физически не способны покрыть все участки. Поэтому эти нормы вводят дополнительную нагрузку.
Пожалуй, самой значимой поправкой можно считать ту, которая предусматривает отказ от открепительных заявлений. <...>
Причем история с отменой открепительных не повысит явку. <...> Эта поправка может принести лишь несколько процентов, но их число будет незначительным. А главное то, что риторика власти и оппозиции останется той же.
Диалог будет выглядеть так: «Ну, ребята, мы же вам дали возможность работать на участках. Не нравится результат — наблюдайте, проверяйте». — «А у нас нет ресурсов, чтобы все проверить». — «Ну, это уже ваши проблемы». Фактически стороны остаются при своем. <...>
С политической точки зрения, Памфилова становится самой либеральной главой ЦИК. Безусловно, эти поправки позитивно скажутся на имидже ее ведомства. Главное, это организовано и преподносится так, что не бросает тень на сентябрьские выборы. <...> Но по факту это больше ничего не дает, кроме дополнительного геморроя организаторам выборного процесса."
В общем, впечатление от этого пакета сложное. С одной стороны — вполне определённое, с другой — крайне неоднозначное. Примерно так же различаются и мнения, которые высказывали в своих комментариях для "Давыдов.Индекс" наши эксперты.
Политтехнолог PR-группы "Республика", председатель Седьмой коллегии адвокатов Удмуртской Республики Сергей Окулов считает изменение избирательного законодательства нормальным явлением: "Жизнь не стоит на месте. За время избирательного цикла законодательство меняется во многих отраслях. Эти изменения необходимо учитывать и в избирательном законодательстве. Поэтому вполне логично, что перед стартом избирательной кампании избирательное законодательство актуализируется и приводится в соответствие с другими отраслями законодательства, чтобы минимизировать противоречия. <...>
Одной из важных задач предстоящих выборов президента является проведение максимально открытых и легитимных выборов. Для этого необходимо максимально исключить возможные основания для оспаривания итогов голосования. С этой целью вновь предлагается оснащение большинства избирательных участков видеокамерами. И, я полагаю, что по этой же причине и открепительные удостоверения могут быть отменены. <...>
Будут ли нарушены избирательные права отменой открепительных удостоверений? На мой взгляд, по крайней мере, формально — нет. Тем более что взамен открепительных удостоверений предлагается альтернативный способ голосования для избирателей, находящихся в день голосования вне места их постоянного жительства."
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Татьяна Лушникова оценивает новые поправки не так позитивно: "Есть поправки действительно полезные, такие, например, как закрепление права наблюдателя вести видео- и фотосъёмку на участке. Другая часть поправок — слишком активное реагирование на какое-то единичное событие. Такие изменения часто не проработаны и в дальнейшем вреда от них больше, чем пользы. А есть поправки, рационально необъяснимые, и тут что-либо комментировать сложно. <...>
Некоторые поправки, такие, как отмена ограничения количества наблюдателей на одном УИК (сейчас — не более 2-х), являются следствием исправления новым составом ГД РФ ошибок предшественников.
Требования законодательно закрепить видеосъёмку на избирательных участках — хорошая инициатива. Но тут же можно предвидеть трудности правоприменения — в нашей огромной стране по разным причинам исполнение этого условия на 100% вряд ли возможно. И это даст возможность заинтересованным лицам подвергать сомнению итоги голосования на не оборудованных видеокамерами участках, даже если остальные правила организации голосования будут соблюдены. <...>
Вопрос об отмене открепительных удостоверений на законопроектном поле возник достаточно внезапно. <...>
Отмена должна происходить, на мой взгляд, не одномоментно. Чтобы люди, 25 лет голосовавшие по одной системе, привыкли к другой, лет на 5-7 нужно оставить обе схемы, старую и новую. Под новой системой можно подразумевать и создание единого колл-центра, и голосование через сайт госуслуг, и голосование по почте, и возвращение досрочного голосования на все уровни выборов... <...>
Но внезапная отмена открепительных, допустим, к президентским выборам однозначно негативно скажется и на реализации активного избирательного права значительной части избирателей, и на восприятии легитимности выборов в целом."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Президентские выборы – 2018 пройдут по новым правилам
Открепительные всё?
Памфилова обновит
Памфилова оценила
ЦИК готовится к новым переменам
Началась либерализация выборов? Все не так просто. «Давыдов.Индекс» для «URA.RU» о самом важном политическом решении недели
Пакет поправок на рассмотрение нижней палаты парламента внёс сенатор от Красноярского края, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Как указано в пояснительной записке, целью разработки представленного законопроекта явилось приведение закона о выборах президента в соответствие с законом об основных гарантиях прав граждан.
Одно из предложенных Клишасом изменений касается сроков проведения выборов. На данный момент закон обозначает в качестве даты президентских выборов второе воскресенье марта — в 2018-м это будет 11 марта. На случай совпадения с праздничными выходными (а такое в марте бывает часто) законом предусмотрен перенос даты голосования на неделю раньше, т.е. в данном случае — на 4 марта. Кстати, в этом случае произойдёт совпадение дат: в 2012 году главу государства избирали также 4 марта. Если поправки будут приняты, то перенос даты будет произведён в обратном направлении, т.е. на следующее воскресенье, 18 марта.
В Центризбиркоме говорят, что ничего не имеют против такого переноса. Элла Памфилова заявила: "Для нас чем позже, тем лучше." По её словам, в этом случае кампания понесёт меньше потерь из-за фактически "мёртвого сезона" — так глава ЦИК назвала период конца декабря и начала января, когда в стране затухает любая политическая активность, эффективность агитации и других предвыборных мероприятий в это время стремится к нулю. Кроме того, напомнила она, это предложение выглядит достаточно мягким на фоне других, более радикальных предложений — например, о переносе единого дня голосования на октябрь или проведении всех выборов в апреле.
Комментируя законопроект Клишаса, Памфилова отметила, что в нём учтены и рекомендации ЦИК, разработанные после анализа кампании 2016 года. Она уточнила, что сейчас вносятся в основном "тактические", самые необходимые поправки, а наиболее серьёзные, стратегические изменения будут разрабатываться и вноситься позже, с прицелом на следующую думскую кампанию.
Среди других содержащихся в пакете поправок стоит выделить предложение об отмене нормы, обязывающей партии и кандидатов заранее предоставлять в избиркомы списки своих наблюдателей и о том, что один наблюдатель может быть направлен только в один избирком. Эти правила ввели перед выборами в Госдуму, и из-за этого было зафиксировано серьёзное снижение числа наблюдателей: если на выборах Госдумы VI созыва в 2011 году от 7 участвовавших партий было 266109 наблюдателей, то в 2016-м от 14 партий удалось выставить только 301000 человек.
Следующее нововведение, о котором в последнее время так или иначе говорили и в ЦИКе, и в ряде партий — отказ от открепительных удостоверений. В случае принятия поправок избиратель, желающий проголосовать не по месту жительства, не будет обязан идти в свой избирком за таким документом. Для этого достаточно будет не позднее чем за 3 дня до голосования позвонить и сообщить о своём желании в специально созданные центры обработки обращений, сотрудники которых подскажут, где находится ближайший избирательный участок, и внесут соответствующие изменения в ГАС "Выборы". Для того, чтобы обеспечить возможность проголосовать избирателям, которые не могут сделать это по месту жительства из-за обстоятельств, возникших позже указанного срока (не менее чем за 3 дня до выборов), при территориальных избиркомах создадут специальные мобильные избирательные участки с постоянным доступом к электронной базе избирателей. Сотрудники таких участков смогут оперативно вносить в ГАС "Выборы" данные об участии граждан в голосовании — это исключит возможность проголосовать повторно.
По словам Памфиловой, это предложение снимает сразу два актуальных вопроса. Во-первых, таким образом даётся возможность принять участие в выборах миллионам граждан, которые фактически живут далеко от места своей постоянной регистрации и не могут своевременно доехать туда для получения открепительного удостоверения, из-за чего страдает в том числе и явка. Во-вторых, эта мера повысит прозрачность и чистоту выборов: "Система, которую мы предлагаем, решает две важнейшие проблемы: доступности голосования и исключения всех махинаций при его проведении. Мы строим очень серьёзные барьеры, исключающие любые карусели."
Изменятся и требования к такому важному этапу избирательной кампании, как сбор подписей и процедура представления их в избирком. Сейчас наличие ошибок или неточностей в подписных листах является однозначным основанием для снятия кандидата — именно по этому основанию к выборам депутатов Госдумы VII созыва не допустили целый ряд кандидатов-одномандатников, среди которых депутат двух предыдущих созывов, член Президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов, бывший глава Челябинской области Михаил Юревич и т.д. Законопроект Клишаса предлагает закрепить правило, по которому в адресе места жительства избирателя могут отсутствовать отдельные реквизиты, "если это не препятствует его однозначному восприятию". Кроме того, кандидатам предоставляется право заменить оформленный неверно и уже представленный в ЦИК документ — это нужно будет сделать не позднее чем за день до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кадндидата. Ранее кандидаты не могли исправить или заменить документы после подачи их в соответствующий избирком.
Как считает сопредседатель движения "Голос" Григорий Мелконьянц, это действительно революционные нововведения. Но при этом он заявляет, что необходимо ещё до президентских выборов опробовать их на региональных кампаниях: "Чтобы снять возможные вопросы, необходимо убедить всех, что система прозрачна и не позволяет вмешиваться в её работу, то есть гарантирует однократность голосования."
На днях я комментировал этот законопроект и его политическое значение для Ura.ru. Приведу тут небольшую выжимку из того комментария:
"Эти поправки, безусловно, важны в преддверии большого предвыборного цикла. Сейчас происходит настройка президентской кампании — 2018.
Основные инициативы этих изменений в законе — разукрупнение участков, «свободное плавание» наблюдателей, отмена открепительных — серьезно добавит работы ЦИК. <...> Естественно, оппозиция тоже не будет довольна этими решениями — увеличение количества участков требует от нее большего числа наблюдателей. <...> А предыдущие выборы показали, что они просто физически не способны покрыть все участки. Поэтому эти нормы вводят дополнительную нагрузку.
Пожалуй, самой значимой поправкой можно считать ту, которая предусматривает отказ от открепительных заявлений. <...>
Причем история с отменой открепительных не повысит явку. <...> Эта поправка может принести лишь несколько процентов, но их число будет незначительным. А главное то, что риторика власти и оппозиции останется той же.
Диалог будет выглядеть так: «Ну, ребята, мы же вам дали возможность работать на участках. Не нравится результат — наблюдайте, проверяйте». — «А у нас нет ресурсов, чтобы все проверить». — «Ну, это уже ваши проблемы». Фактически стороны остаются при своем. <...>
С политической точки зрения, Памфилова становится самой либеральной главой ЦИК. Безусловно, эти поправки позитивно скажутся на имидже ее ведомства. Главное, это организовано и преподносится так, что не бросает тень на сентябрьские выборы. <...> Но по факту это больше ничего не дает, кроме дополнительного геморроя организаторам выборного процесса."
В общем, впечатление от этого пакета сложное. С одной стороны — вполне определённое, с другой — крайне неоднозначное. Примерно так же различаются и мнения, которые высказывали в своих комментариях для "Давыдов.Индекс" наши эксперты.
Политтехнолог PR-группы "Республика", председатель Седьмой коллегии адвокатов Удмуртской Республики Сергей Окулов считает изменение избирательного законодательства нормальным явлением: "Жизнь не стоит на месте. За время избирательного цикла законодательство меняется во многих отраслях. Эти изменения необходимо учитывать и в избирательном законодательстве. Поэтому вполне логично, что перед стартом избирательной кампании избирательное законодательство актуализируется и приводится в соответствие с другими отраслями законодательства, чтобы минимизировать противоречия. <...>
Одной из важных задач предстоящих выборов президента является проведение максимально открытых и легитимных выборов. Для этого необходимо максимально исключить возможные основания для оспаривания итогов голосования. С этой целью вновь предлагается оснащение большинства избирательных участков видеокамерами. И, я полагаю, что по этой же причине и открепительные удостоверения могут быть отменены. <...>
Будут ли нарушены избирательные права отменой открепительных удостоверений? На мой взгляд, по крайней мере, формально — нет. Тем более что взамен открепительных удостоверений предлагается альтернативный способ голосования для избирателей, находящихся в день голосования вне места их постоянного жительства."
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Татьяна Лушникова оценивает новые поправки не так позитивно: "Есть поправки действительно полезные, такие, например, как закрепление права наблюдателя вести видео- и фотосъёмку на участке. Другая часть поправок — слишком активное реагирование на какое-то единичное событие. Такие изменения часто не проработаны и в дальнейшем вреда от них больше, чем пользы. А есть поправки, рационально необъяснимые, и тут что-либо комментировать сложно. <...>
Некоторые поправки, такие, как отмена ограничения количества наблюдателей на одном УИК (сейчас — не более 2-х), являются следствием исправления новым составом ГД РФ ошибок предшественников.
Требования законодательно закрепить видеосъёмку на избирательных участках — хорошая инициатива. Но тут же можно предвидеть трудности правоприменения — в нашей огромной стране по разным причинам исполнение этого условия на 100% вряд ли возможно. И это даст возможность заинтересованным лицам подвергать сомнению итоги голосования на не оборудованных видеокамерами участках, даже если остальные правила организации голосования будут соблюдены. <...>
Вопрос об отмене открепительных удостоверений на законопроектном поле возник достаточно внезапно. <...>
Отмена должна происходить, на мой взгляд, не одномоментно. Чтобы люди, 25 лет голосовавшие по одной системе, привыкли к другой, лет на 5-7 нужно оставить обе схемы, старую и новую. Под новой системой можно подразумевать и создание единого колл-центра, и голосование через сайт госуслуг, и голосование по почте, и возвращение досрочного голосования на все уровни выборов... <...>
Но внезапная отмена открепительных, допустим, к президентским выборам однозначно негативно скажется и на реализации активного избирательного права значительной части избирателей, и на восприятии легитимности выборов в целом."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Президентские выборы – 2018 пройдут по новым правилам
Открепительные всё?
Памфилова обновит
Памфилова оценила
ЦИК готовится к новым переменам
Началась либерализация выборов? Все не так просто. «Давыдов.Индекс» для «URA.RU» о самом важном политическом решении недели
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]