Минтруд посчитает тунеядцев
---
В Минтруде снова озаботились проблемой наличия неработающих граждан. Теперь их предлагают пересчитать и занести в особые реестры.
Об этом сообщил на проходившем вчера в Совете Федерации круглом столе начальник отдела департамента правовой и международной деятельности Минтруда Денис Корсаков: "Мы предлагаем рассмотреть вопрос, как вариант ввести реестр или регистр неработающего населения на уровне субъектов РФ." Он пояснил, что это связано с другой инициативой министерства — о введении так называемого "налога на тунеядцев", т.е. людей, которые официально нигде не работают. По его словам, "несправедливо, когда один человек официально трудится, за него платятся все взносы в социальные внебюджетные фонды или он их платит сам, будучи индивидуальным предпринимателем, а другой имеет доход, но никуда ничего не платит, при этом пользуется теми же социальными услугами по сути за счёт первого".
Сейчас взносы в социальные фонды (пенсионный, медицинское и социальное страхование и т.д.) за не трудоустроенных официально людей платят региональные бюджеты, а в Минтруде предлагают переложить эту нагрузку непосредственно на граждан. По мнению главы министерства Максима Топилина, сумма такого сбора может составить около 20 тысяч рублей в год. На круглом столе Корсаковым был озвучен расчёт специалистов Минфина, в соответствии с которым сумма сбора составила бы 25 тысяч, из них 15 тысяч в пенсионный фонд и 10 — на медицинское страхование.
По данным Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), приведённым на круглом столе, на 2017 год в бюджет ФОМС заложены средства исходя из наличия в России 85,3 млн человек неработающего населения. В это число входят около 19,5 млн детей (до 17 лет), 27,5 млн неработающих пенсионеров, 7 млн студентов, 2,7 млн занятых уходом за нетрудоспособными или детьми в возрасте до 3 лет. Остальные 18,6 млн человек — это военнослужащие, самозанятые граждане и сезонные работники. По словам источника Ъ в правительстве, сейчас количество граждан, которые не платят взносы в фонды, не имея на то серьёзных причин, оценивается в 13-15 млн человек, при этом реально "налог на тунеядцев", по прогнозам, удастся собрать только примерно с трети этих людей, т.е. примерно с 5 млн. Соответственно даже при ставке в 20 тысяч рублей в год бюджет фондов мог бы пополняться ежегодно на 100 млрд рублей.
Стоит отметить, что это не первая попытка Минтруда "монетизировать" людей, которые официально не работают. Речь идёт не о тех, кто имеет статус безработного, т.е. стоит на учёте в службах занятости, получает пособие по безработице и т.д. — в первую очередь имеются в виду так называемые "серые" безработные, те, кто и статуса такого официально не имеет, и нигде (по документам) не работает. Нет работы — значит, за этого человека и взносы в фонды не платятся. Действительно, нехорошо как-то получается. На что-то же эти люди живут — значит, есть доход. Следовательно, работают или как-то ещё его получают. Надо заставить их платить взносы за себя. Но это с одной стороны.
А с другой стороны — несколько удивляет подход представителей министерства к проблеме. По их логике все неработающие одинаково виноваты в своём положении и одинаково должны платить. Но на самом деле причин, по которым тот или иной человек не работает официально, может быть масса. И логичнее было бы бороться с этими причинами, а не с их последствием, тем самым усугубляя зачастую и без того непростое положение людей. Рассмотрим коротко две основные группы таких причин.
Во-первых, "серая" экономика. Тут случаи могут быть разные. Например, работодатель элементарно не горит желанием заключать трудовой договор, т.к. это сразу возлагает на него целый ряд обязательств: обеспечение нормальных условий труда, соблюдение положений трудового законодательства, своевременная выплата зарплаты, уплата целого ряда налогов и взносов — как за своё предприятие, так и за работников. Т.е. ему это просто экономически невыгодно. С такими случаями ведётся активная борьба, проводятся проверки, заводятся дела и т.д. Так, с начала января по сентябрь 2016-го года было выявлено 1,6 млн "нелегалов", из которых большую часть уже легализовали через заключение трудовых договоров. В 2015-м их было ещё больше — 2,27 млн.
Другой "серый" случай — так называемые самозанятые граждане, т.е. те, кто работает, фактически занимаясь предпринимательской деятельностью, но не оформляет её юридически из-за высокой налоговой нагрузки, сложной отчётности и других причин. Это разного рода ремесленники, репетиторы, фрилансеры (программисты, копирайтеры и др.), мастера-ремонтники, строители и т.д. Они в большинстве своём и рады бы платить все соответствующие налоги и взносы, но официальная регистрация их деятельности лишает её смысла: большую часть заработанных денег придётся отдавать государству и чиновникам (коррупцию называют в числе главных причин нахождения "в тени"). В этом направлении власти тоже ведут работу, ищут способы помочь таким людям безболезненно легализоваться, ведь это даст приток налоговых поступлений в бюджеты разных уровней — от местных до федерального. Например, в прошлом году звучали предложения о том, чтобы освободить самозанятых от всех налогов на первые 2-3 года после регистрации.
Во-вторых, есть такая распространённая причина отсутствия официальной работы, как "стечение обстоятельств". И вот тут вступает в игру основной аргумент, который представители Минтруда приводят как обоснование необходимости введения "налога с тунеядцев" — кризис. В министерстве заявляют, что из-за кризиса региональным бюджетам особенно тяжело оплачивать взносы за неработающих. Но при этом умалчивают о том, что как раз кризис стал причиной сокращений на многих предприятиях, банкротств предпринимателей и т.д. — в общем, объективных обстоятельств, из-за которых люди и становятся "целевой" для намерений Минтруда группой. Особенно таких людей много в небольших населённых пунктах, где зачастую имеется одно крупное предприятие, после сокращения на котором заметная часть населения оказывается "за бортом". И вот с этого населения также предлагается брать 25 тысяч в год.
Понятно, что есть и другие причины, их много, если все перечислять — много времени уйдёт. Так что остановимся на этом пока.
Ещё один момент в инициативе Минфина, который не очень понятен: со слов господина Корсакова, в министерстве исходят из того, что все неработающие пользуются услугами государственных медучреждений. Причём поголовно все и регулярно. Но ведь на самом деле так не бывает, в реальной жизни люди достаточно редко обращаются к врачам, некоторые не вспоминают про них по несколько лет. К тому же помимо государственной медицины существует и частная, которая не получает финансирования из поступающих в ФОМС взносов, и много людей, в том числе и среди условных "тунеядцев", предпочитают пользоваться именно её услугами. Т.е. получается, что приведённая Корсаковым в качестве примера ситуация повторится с точностью до наоборот: взносы за медицинское обслуживание будут платить и те из неработающих, кто пользуется медуслугами, и те, кому они не нужны — первые за себя, а вторые "за того парня". Нехорошо как-то выходит.
И что мы получаем в итоге? Конечно, обозначенная Минтрудом проблема реальна, её надо как-то решать. Но решать явно не предлагаемым методом — вряд ли такой шаг даст оперативное увеличение финансирования разного рода фондов, зато социальные волнения может инициировать достаточно сильные. А это вряд ли кому-то нужно, тем более накануне президентских выборов. И приводившийся год назад тем же Минтрудом пример соседней Беларуси сейчас уже не "сыграет": именно введение "налога на тунеядцев" стало причиной целого ряда акций протеста в этой республике. Это при том, что там он заметно ниже предлагаемого министерством уровня — $200 (около 11,7 тысяч рублей) и подпадающего под действие этого налога людей меньше — что в процентном, что в абсолютном сравнении.
В общем, что-то делать надо. Вопрос, что.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета Тагир Шарипов поддерживает идею создания реестра неработающих россиян: "Это позволит, с одной стороны, увидеть будущим абитуриентам, какие профессии не востребованы в регионе, а ВУЗам и региональным властям — разрабатывать программы целевого обучения, опираясь на данный реестр."
В то же время эксперт считает сомнительной инициативу о введении налога с неработающих: "Много трудоспособных граждан заняты в теневом секторе, не оформлены официально. Для этой категории населения введение налога считаю оправданным и необходимым, а вот гражданам, которые действительно не работают и не могут найти работу, заплатить будет не из чего.
На мой взгляд, прежде чем вводить налог на трудоспособных лиц, официально нигде не работающих, необходимо предпринять меры по повышению эффективности работы региональных центров занятости. <...> Размер налога на начальном этапе должен составлять 5 тыс. рублей в год. Повышать его нужно поэтапно, доводя до 20 тыс. рублей в течение 5-6 лет, чтобы смягчить бремя нагрузки на население и постепенно пополнить бюджет."
Об инициативе Минтруда рассуждает доктор экономических наук, профессор, преподаватель кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Сергей Чупров: "Во-первых, в настоящее время наш рынок труда выглядит криво. Попытка выправить эту кривизну только за счёт введения подобных мер, на мой взгляд, не приведёт к желаемому результату.
Во-вторых, важно разобраться почему многие граждане России получают нелегальные доходы. Все прекрасно понимают, что в основе этой проблемы лежит масса причин экономического, политического, юридического психологического и социального характеров. Нужно говорить прямо: большинство россиян недовольны своим заработком. Иначе, казалось бы, чего скрывать? Работодатель вынужден в какой-то степени идти на "серые" и "закрытые" схемы для того, чтобы уйти от налогов. Государству нужно заботиться в первую очередь о поиске путей выхода из теневой экономики, а потом уже о технологическом составлении схем учёта безработных. <...>
Усматривать во всех гражданах, вынужденных взаимодействовать теневым образом, потенциальных мошенников — унизительно и недостойно для государства. Надо пытаться решать ключевые вопросы экономики и только после этого вводить технологические меры по отношению к людям.
Я не думаю, что введение реестра безработных приведёт к какому-то существенному результату."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Безработных поставят на счет
Минтруд предлагает ввести в субъектах России реестр неработающего населения
Минтруд предложил создать всероссийский реестр неработающих граждан
Рынок труда выводят из тени
Самозанятость. Реалии и угрозы
Не хочешь платить налоги? Самозаймись!
Правительство решило помочь малому бизнесу?
Безработных обложат
Иждивенцы за бортом?
Безработные ответят за хорошую жизнь
Об этом сообщил на проходившем вчера в Совете Федерации круглом столе начальник отдела департамента правовой и международной деятельности Минтруда Денис Корсаков: "Мы предлагаем рассмотреть вопрос, как вариант ввести реестр или регистр неработающего населения на уровне субъектов РФ." Он пояснил, что это связано с другой инициативой министерства — о введении так называемого "налога на тунеядцев", т.е. людей, которые официально нигде не работают. По его словам, "несправедливо, когда один человек официально трудится, за него платятся все взносы в социальные внебюджетные фонды или он их платит сам, будучи индивидуальным предпринимателем, а другой имеет доход, но никуда ничего не платит, при этом пользуется теми же социальными услугами по сути за счёт первого".
Сейчас взносы в социальные фонды (пенсионный, медицинское и социальное страхование и т.д.) за не трудоустроенных официально людей платят региональные бюджеты, а в Минтруде предлагают переложить эту нагрузку непосредственно на граждан. По мнению главы министерства Максима Топилина, сумма такого сбора может составить около 20 тысяч рублей в год. На круглом столе Корсаковым был озвучен расчёт специалистов Минфина, в соответствии с которым сумма сбора составила бы 25 тысяч, из них 15 тысяч в пенсионный фонд и 10 — на медицинское страхование.
По данным Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), приведённым на круглом столе, на 2017 год в бюджет ФОМС заложены средства исходя из наличия в России 85,3 млн человек неработающего населения. В это число входят около 19,5 млн детей (до 17 лет), 27,5 млн неработающих пенсионеров, 7 млн студентов, 2,7 млн занятых уходом за нетрудоспособными или детьми в возрасте до 3 лет. Остальные 18,6 млн человек — это военнослужащие, самозанятые граждане и сезонные работники. По словам источника Ъ в правительстве, сейчас количество граждан, которые не платят взносы в фонды, не имея на то серьёзных причин, оценивается в 13-15 млн человек, при этом реально "налог на тунеядцев", по прогнозам, удастся собрать только примерно с трети этих людей, т.е. примерно с 5 млн. Соответственно даже при ставке в 20 тысяч рублей в год бюджет фондов мог бы пополняться ежегодно на 100 млрд рублей.
Стоит отметить, что это не первая попытка Минтруда "монетизировать" людей, которые официально не работают. Речь идёт не о тех, кто имеет статус безработного, т.е. стоит на учёте в службах занятости, получает пособие по безработице и т.д. — в первую очередь имеются в виду так называемые "серые" безработные, те, кто и статуса такого официально не имеет, и нигде (по документам) не работает. Нет работы — значит, за этого человека и взносы в фонды не платятся. Действительно, нехорошо как-то получается. На что-то же эти люди живут — значит, есть доход. Следовательно, работают или как-то ещё его получают. Надо заставить их платить взносы за себя. Но это с одной стороны.
А с другой стороны — несколько удивляет подход представителей министерства к проблеме. По их логике все неработающие одинаково виноваты в своём положении и одинаково должны платить. Но на самом деле причин, по которым тот или иной человек не работает официально, может быть масса. И логичнее было бы бороться с этими причинами, а не с их последствием, тем самым усугубляя зачастую и без того непростое положение людей. Рассмотрим коротко две основные группы таких причин.
Во-первых, "серая" экономика. Тут случаи могут быть разные. Например, работодатель элементарно не горит желанием заключать трудовой договор, т.к. это сразу возлагает на него целый ряд обязательств: обеспечение нормальных условий труда, соблюдение положений трудового законодательства, своевременная выплата зарплаты, уплата целого ряда налогов и взносов — как за своё предприятие, так и за работников. Т.е. ему это просто экономически невыгодно. С такими случаями ведётся активная борьба, проводятся проверки, заводятся дела и т.д. Так, с начала января по сентябрь 2016-го года было выявлено 1,6 млн "нелегалов", из которых большую часть уже легализовали через заключение трудовых договоров. В 2015-м их было ещё больше — 2,27 млн.
Другой "серый" случай — так называемые самозанятые граждане, т.е. те, кто работает, фактически занимаясь предпринимательской деятельностью, но не оформляет её юридически из-за высокой налоговой нагрузки, сложной отчётности и других причин. Это разного рода ремесленники, репетиторы, фрилансеры (программисты, копирайтеры и др.), мастера-ремонтники, строители и т.д. Они в большинстве своём и рады бы платить все соответствующие налоги и взносы, но официальная регистрация их деятельности лишает её смысла: большую часть заработанных денег придётся отдавать государству и чиновникам (коррупцию называют в числе главных причин нахождения "в тени"). В этом направлении власти тоже ведут работу, ищут способы помочь таким людям безболезненно легализоваться, ведь это даст приток налоговых поступлений в бюджеты разных уровней — от местных до федерального. Например, в прошлом году звучали предложения о том, чтобы освободить самозанятых от всех налогов на первые 2-3 года после регистрации.
Во-вторых, есть такая распространённая причина отсутствия официальной работы, как "стечение обстоятельств". И вот тут вступает в игру основной аргумент, который представители Минтруда приводят как обоснование необходимости введения "налога с тунеядцев" — кризис. В министерстве заявляют, что из-за кризиса региональным бюджетам особенно тяжело оплачивать взносы за неработающих. Но при этом умалчивают о том, что как раз кризис стал причиной сокращений на многих предприятиях, банкротств предпринимателей и т.д. — в общем, объективных обстоятельств, из-за которых люди и становятся "целевой" для намерений Минтруда группой. Особенно таких людей много в небольших населённых пунктах, где зачастую имеется одно крупное предприятие, после сокращения на котором заметная часть населения оказывается "за бортом". И вот с этого населения также предлагается брать 25 тысяч в год.
Понятно, что есть и другие причины, их много, если все перечислять — много времени уйдёт. Так что остановимся на этом пока.
Ещё один момент в инициативе Минфина, который не очень понятен: со слов господина Корсакова, в министерстве исходят из того, что все неработающие пользуются услугами государственных медучреждений. Причём поголовно все и регулярно. Но ведь на самом деле так не бывает, в реальной жизни люди достаточно редко обращаются к врачам, некоторые не вспоминают про них по несколько лет. К тому же помимо государственной медицины существует и частная, которая не получает финансирования из поступающих в ФОМС взносов, и много людей, в том числе и среди условных "тунеядцев", предпочитают пользоваться именно её услугами. Т.е. получается, что приведённая Корсаковым в качестве примера ситуация повторится с точностью до наоборот: взносы за медицинское обслуживание будут платить и те из неработающих, кто пользуется медуслугами, и те, кому они не нужны — первые за себя, а вторые "за того парня". Нехорошо как-то выходит.
И что мы получаем в итоге? Конечно, обозначенная Минтрудом проблема реальна, её надо как-то решать. Но решать явно не предлагаемым методом — вряд ли такой шаг даст оперативное увеличение финансирования разного рода фондов, зато социальные волнения может инициировать достаточно сильные. А это вряд ли кому-то нужно, тем более накануне президентских выборов. И приводившийся год назад тем же Минтрудом пример соседней Беларуси сейчас уже не "сыграет": именно введение "налога на тунеядцев" стало причиной целого ряда акций протеста в этой республике. Это при том, что там он заметно ниже предлагаемого министерством уровня — $200 (около 11,7 тысяч рублей) и подпадающего под действие этого налога людей меньше — что в процентном, что в абсолютном сравнении.
В общем, что-то делать надо. Вопрос, что.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета Тагир Шарипов поддерживает идею создания реестра неработающих россиян: "Это позволит, с одной стороны, увидеть будущим абитуриентам, какие профессии не востребованы в регионе, а ВУЗам и региональным властям — разрабатывать программы целевого обучения, опираясь на данный реестр."
В то же время эксперт считает сомнительной инициативу о введении налога с неработающих: "Много трудоспособных граждан заняты в теневом секторе, не оформлены официально. Для этой категории населения введение налога считаю оправданным и необходимым, а вот гражданам, которые действительно не работают и не могут найти работу, заплатить будет не из чего.
На мой взгляд, прежде чем вводить налог на трудоспособных лиц, официально нигде не работающих, необходимо предпринять меры по повышению эффективности работы региональных центров занятости. <...> Размер налога на начальном этапе должен составлять 5 тыс. рублей в год. Повышать его нужно поэтапно, доводя до 20 тыс. рублей в течение 5-6 лет, чтобы смягчить бремя нагрузки на население и постепенно пополнить бюджет."
Об инициативе Минтруда рассуждает доктор экономических наук, профессор, преподаватель кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Сергей Чупров: "Во-первых, в настоящее время наш рынок труда выглядит криво. Попытка выправить эту кривизну только за счёт введения подобных мер, на мой взгляд, не приведёт к желаемому результату.
Во-вторых, важно разобраться почему многие граждане России получают нелегальные доходы. Все прекрасно понимают, что в основе этой проблемы лежит масса причин экономического, политического, юридического психологического и социального характеров. Нужно говорить прямо: большинство россиян недовольны своим заработком. Иначе, казалось бы, чего скрывать? Работодатель вынужден в какой-то степени идти на "серые" и "закрытые" схемы для того, чтобы уйти от налогов. Государству нужно заботиться в первую очередь о поиске путей выхода из теневой экономики, а потом уже о технологическом составлении схем учёта безработных. <...>
Усматривать во всех гражданах, вынужденных взаимодействовать теневым образом, потенциальных мошенников — унизительно и недостойно для государства. Надо пытаться решать ключевые вопросы экономики и только после этого вводить технологические меры по отношению к людям.
Я не думаю, что введение реестра безработных приведёт к какому-то существенному результату."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Безработных поставят на счет
Минтруд предлагает ввести в субъектах России реестр неработающего населения
Минтруд предложил создать всероссийский реестр неработающих граждан
Рынок труда выводят из тени
Самозанятость. Реалии и угрозы
Не хочешь платить налоги? Самозаймись!
Правительство решило помочь малому бизнесу?
Безработных обложат
Иждивенцы за бортом?
Безработные ответят за хорошую жизнь
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]