![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/e2a2eb7c3a1faefd98b66141da2429cd.jpg)
Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права
---
![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права исламе, мазхаба, мазхаб, школы, других, намаз, является, Мухаммеда, Ханиф, ханафитского, только, этого, ханафитский, время, мусульманском, времена, шариата, Корана, случае, пророка](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/e2a2eb7c3a1faefd98b66141da2429cd.jpg)
Мазхабом в исламе называют школу шариатского права. В первые века после возникновения этой очень распространенной ныне религии появилось множество почитаемых ученых-богословов, занимавшихся жизнеописанием пророка Мухаммеда и его учеников. На основе их трудов в последующем было создано огромное количество школ практического применения Корана и Сунны. До наших времен сохранились, конечно же, не все они.
На данный момент в мусульманском мире существует четыре основных мазхаба. Приверженцы ислама считают, что эти учения — и есть достоверная Сунна и правильная проекция Корана на современную повседневную практику. Самым распространенным в мире при этом является ханафитский мазхаб. Последователями этого учения является большинство мусульман.
Основатель
Назван этот самый распространенный в исламе мазхаб именем Азама Абу Ханифа. Именно этот почитаемый мусульманами всего мира аскетичный и набожный имам и был его основателем. Родился Азабм Абу Ханиф в эпоху сахабов в Куфе. Этот город в те времена был одним из важнейших образовательных, культурных и религиозных центров Халифата. Семья имама была родом из Ирана и занималась торговлей шелком.
![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права исламе, мазхаба, мазхаб, школы, других, намаз, является, Мухаммеда, Ханиф, ханафитского, только, этого, ханафитский, время, мусульманском, времена, шариата, Корана, случае, пророка](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/5ee31c7eccc34c0dff74cacfa815226d.jpg)
С малых лет Азам Абу Ханиф начал проявлять интерес к различным религиозным и философским учениям, существовавшим тогда в Куфе. Повзрослев, он решил полностью отойти от торговли шелком и всецело посвятить себя науке.
Изучение фикха
В первое время Азам Абу Ханиф принимал активнейшее участие в разного рода религиозно-философских диспутах между хариджитами, мутазилитами и представителями других групп. В последующем он заинтересовался мусульманским правом (фикх). Первым делом он начал тщательно изучать хадисы Пророка Мухаммеда и аяты (стихи) Корана. При этом Азам Абу Ханиф задался целью вывести из священных писаний и систематизировать правовые предписания, дав им одновременно научное обоснование.
Изучением фикха этот мусульманский философ занимался долго — около 28 лет. Наставниками его по исламскому праву в разные времена были такие почитаемые мусульманами богословы, как Амр ибн Джумахи, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хишам ибн Урва и т. д.
![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права исламе, мазхаба, мазхаб, школы, других, намаз, является, Мухаммеда, Ханиф, ханафитского, только, этого, ханафитский, время, мусульманском, времена, шариата, Корана, случае, пророка](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/38b5c828b1b7dd26c2b23d1b2a3cb486.jpg)
Ханафитский мазхаб: отличие от других школ
Распространенность этой школы в мусульманском мире объясняется прежде всего ее гибкостью. Помимо этого популяризации ханафитского мазхаба способствовала и детальная проработка вопросов, касающихся шариата. На настоящий момент это самое подробное религиозно-правовое учение в мусульманском мире.
Помимо самого Абу Ханифа основателями ханафитского мазхаба считаются его последователи Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф. Этим трем почитаемым философам-богословам удалось создать наиболее умозрительную школу, следующую путем не только собственно религиозных, но и чисто рациональных заключений.
Вероубеждение
Если собрать воедино все книги ханафитского мазхаба, то их окажется больше чем у трех других вместе взятых. Подавляющим большинством мусульман этой школы в качестве доктринальной основы веры принят матуридизм. Это философское исламское течение сформировалось в XIII в и получило распространение во времена Османского господства.
Основной отличительной особенностью матуридизма является то, что его последователям в вопросах «о Бытии Божьем» разрешено опираться не только на откровения, но и на собственный разум, конечно же, не впадая при этом в крайности. Что касается свободы воли, то в этом плане отчасти признаются догматы джабритов. Последние считают, что все людские дела сотворены не ими, а Богом. Однако при этом, в отличие от полностью отрицающих свободу выбора человека джабритов, приверженцы ханфитского мазхаба признают тот факт, что претворяет Аллах в жизнь только то, что изначально исходит от самого человека. Проще говоря, по убеждениям матуридитов, свои поступки люди совершают сами, но исключительно при помощи Божьей силы.
![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права исламе, мазхаба, мазхаб, школы, других, намаз, является, Мухаммеда, Ханиф, ханафитского, только, этого, ханафитский, время, мусульманском, времена, шариата, Корана, случае, пророка](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/e9acdf294fd8ae5ceaf3d8d258b488e5.jpg)
Основные источники права
Опираются представители такой школы, как ханафитский мазхаб, в своих убеждениях исключительно на Сунны и Коран. Помимо этого, правовые предписания Абу Ханифы основаны на таких источниках, как:
Кыяс. То есть суждение по аналогии. Такая методика применяется в исламе в случае необходимости внесения ясности при отсутствии в Откровении прямых указаний на способы решения той или иной проблемы. В этом случае обращают внимание на имеющиеся в Коране аналогии.
Иджама — единство мнений философов-богословов прошлого и настоящего.
Орф — использование в качестве аргумента традиционно распространенных в исламе мнений при отсутствии точных указаний в Откровении.
Истихсан. Применяется в том случае, если кыяс вступает в противоречие с иджамой и орфом. Если суждение по аналогии является не целесообразным правовое предписание может быть вынесено с отказом от доводов кыяса.
Намаз по ханафитскому мазхабу: условия
Первым предписанием шариата (столпом ислама) является произнесение формулы единобожья и признание миссии пророка Мухаммеда, вторым — намаз. Порядок совершения молитв в исламе сложился в виде подражания позам и движениям самого пророка Мухаммеда. То, каким именно образом он совершал намаз, запомнили его ученики и первые мусульмане. Впоследствии они передали правила моления другим последователям ислама.
![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права исламе, мазхаба, мазхаб, школы, других, намаз, является, Мухаммеда, Ханиф, ханафитского, только, этого, ханафитский, время, мусульманском, времена, шариата, Корана, случае, пророка](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/d93391de75d05c2384c0841db1d87e86.jpg)
Совершают намаз представители такой древней школы, как ханафитский мазхаб, с соблюдением шести условий:
омовение;
прикрытие тела (у мужчин — от пупка до колен, у женщин — всего, кроме лица, стоп и кистей) ;
обращение к Кибле (стоять нужно лицом к Каабе) ;
своевременность совершения моления;
намерение совершить намаз не формально, а именно ради Аллаха;
начало моления со слов «Аллаху акбар».
Согласно предписаниям проводить обряд обращения к Богу в исламе положено пять раз в день. В принципе, сам намаз совершается примерно так же, как и в других школах. Но есть и некоторые отличия. Так, к примеру, в ханафитской школе запрещается объединять те намазы, которые должны проводиться в разное время суток, во время дождя или в пути. Из этого правила существует лишь несколько исключений. Во время Хаджа ханафиты в некоторых случаях намазы все же объединяют.
![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права исламе, мазхаба, мазхаб, школы, других, намаз, является, Мухаммеда, Ханиф, ханафитского, только, этого, ханафитский, время, мусульманском, времена, шариата, Корана, случае, пророка](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/e5b6c851b38c79ede6d336eb5c4f5cd2.jpg)
Особенности утренних молений
Первый из пяти намазов мужчины приверженцы этой школы проводят тогда, когда становится достаточно светло для того, чтобы различать окружающие вещи. Эта практика была когда-то принята, по всей видимости, с целью собирать большее количество людей в мечети. Женщины проводят утренний намаз обычно в темноте.
Мазхаб в России
В нашей стране мусульмане в большинстве своем относятся к самой распространенной в исламе группе суннитов. Таковыми, к примеру, являются башкиры, татары, кабрадинцы, черкесы и некоторые другие народы. Согласно исследованиям ученых, сунниты ханафитского мазхаба появились в России практически сразу же после исламского свидетельства.
![Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права исламе, мазхаба, мазхаб, школы, других, намаз, является, Мухаммеда, Ханиф, ханафитского, только, этого, ханафитский, время, мусульманском, времена, шариата, Корана, случае, пророка](https://labuda.blog/wp-content/uploads/2020/08/be137f0014fcadc8c67de47daf97b5dc.jpg)
Помимо ханафитов, в нашей стране есть только практикующие шафииты. В основном это выходцы с Кавказа, поселившиеся в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Таким образом, ханафитский и шафиитский мазхаб — единственные в России школы шариатского права.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]