«Непобедимый» против «Рейдера». FARA: программа Армии США
---
Ожидаемый облик вертолета Bell 360 Invictus
С 2018 г. по инициативе Армии США проводится программа FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft, «Перспективный разведывательно-ударный летательный аппарат»). В 2019 г. начались работы по аванпроектам, на этой стадии в программе участвовало пять компаний. В марте 2020 г. Армия выбрала двух финалистов. Ими стали компания Bell Textron с проектом Bell 360 Invictus и Sikorsky (Lockheed Martin) с вертолетом Raider X.
«Непобедимый» от Bell
Работы по Bell 360 стартовали в 2018 г., а в апреле 2019-го компания-разработчик получила контракт на проработку аванпроекта стоимостью 15 млн. долл. Первые материалы по проекту Bell 360 были представлены общественности в октябре прошлого года. Вскоре ожидалась демонстрация полноразмерного макета. Несколько месяцев назад проект Bell Textron получил одобрение заказчика и перешел на новую стадию.
В начале июня Bell Textron сообщила о реорганизации работ по перспективному вертолету. В проектировании машины и отдельных систем участвует девять организаций, включая «Белл», и теперь они официально объединились в команду Team Invictus. Головным разработчиком в такой команде остается Bell. За двигатели отвечает General Electric, к созданию несущей системы привлекли ITT-Enidine и Parker Lord, а в разработке планера участвует Mecaer Aviation. Авионику и другие системы поставят Astronics Corp., Collins Aerospace, L3Harris и MOOG Inc. TRU Simulation + Training занимается созданием тренажерного комплекса.
Утверждается, что формирование такой «команды» упростит проектирование как отдельных агрегатов, так и вертолета в целом. Сейчас она занимается детальной проработкой проекта, и о реальной эффективности такого подхода к сотрудничеству пока говорить рано.
По нормальной схеме
В предложенном виде Bell 360 представляет собой разведывательно-ударный вертолет нормальной схемы с несущим и рулевым винтами. Часть тактико-технических характеристик пока не раскрывается, тогда как другие активно используются для рекламы и продвижения проекта. Утверждается, что Invictus способен стать достойным дополнением или даже заменой для наличествующих AH-64, как того требуют условия программы FARA.
Планер вертолета имеет традиционную компоновку. Его внешние обводы сформированы с учетом снижения заметности. В частности, втулка несущего винта полностью закрыта кожухами. Предусмотрены внутренние отсеки боевой нагрузки, скрывающие оружие от прямого облучения.
Несущая система вертолета основывается на агрегатах Bell 525, однако существенно перерабатывается. Число лопастей сокращено до четырех, их подвес изменен. В частности, внедряется новая активная система гашения колебаний. Такие меры направлены на сохранение работоспособности винта на всех режимах полета, включая высокую скорость. Несущий винт дополняется крылом и стабилизатором большой площади. Рулевой винт помещается в кольцевом канале и тоже получает средства для контроля за вибрацией.
По условиям программы, вертолет получит один турбовальный двигатель GE T901 ITEP мощностью не менее 3000 л.с. Предусматривается применение вспомогательной силовой установки. Bell и MOOG совместно работают над новой электродистанционной системой управления. Другие компании проектируют развитый комплекс прицельно-навигационного оборудования для работы во всех предполагаемых условиях. Экипаж включает двух человек с тандемным размещением.
Bell 360 получит встроенную артиллерийскую установку с 20-мм автоматической пушкой. Боевая нагрузка – 1400 фунтов (635 кг). В зависимости от особенностей миссии, вертолет сможет нести оружие под крылом или на пусковых установках, выдвигаемых из фюзеляжа. На рекламных изображениях Invictus несет до четырех ракет AGM-114 на каждом полукрыле и по паре на выдвижных установках – всего 12 ед.
Габариты и масса машины не уточняются. Максимальная скорость превысит 180 узлов (333 км/ч). Боевой радиус – 135 миль (ок. 220 км) с возможностью 90-минутной работы на максимальном удалении. Заявлены высокие эксплуатационные характеристики и модернизационный потенциал, обеспечиваемые открытой архитектурой и другими характерными особенностями.
«Рейдер» из семейства
В апреле 2019 г. 15-миллионный контракт на аванпроект получила компания Sikorsky, входящая в состав Lockheed Martin. Первые материалы по вертолету Raider X она представила в октябре. В дальнейшем Армия США получила необходимые документы и смогла сравнить проект с другими разработками. В конце марта «Рейдер» назначили победителем первой стадии программы FARA и перевели на этап полноценной разработки.
Общий вид вертолета Sikorsky Raider X
В проекте Raider X компания Sikorsky вновь решила использовать имеющиеся наработки по теме скоростных вертолетов с сосной несущей системой и отдельным толкающим винтом. Концепция под названием X2 Technology прошла проверку на нескольких опытных вертолетах, и теперь предлагается в новых проектах с прицелом на реальное использование.
Raider X не является самостоятельной разработкой «Сикорского». Так, проектирование и сборку фюзеляжа поручили компании Swift Engineering, а за поставку электроники отвечают другие компании. Однако, в отличие от конкурента, Lockheed Martin / Sikorsky считают проект Raider X собственным и не собираются организовывать «команду». Традиционные подходы к совместным работам посчитали вполне приемлемыми.
Технология X2
Sikorsky Raider X построен по необычной схеме. Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж со стабилизатором большой площади, призванным создавать дополнительную подъемную силу. Несущая система включает два соосных винта и втулку с обтекателями. По опыту предыдущих проектов, несущие винты выполняются жесткими, что обеспечивает необходимые характеристики на всех режимах. Поступательное движение, в т.ч. на высоких скоростях, обеспечивается хвостовым толкающим винтом.
Силовая установка «Рейдера» включает один двигатель GE T901 ITEP. Редуктор обеспечивает распределение мощности между тремя винтами. Предложена открытая архитектура бортового оборудования, упрощающая замену отдельных агрегатов. В частности, возможно достаточно простое и быстрое изменение прицельно-навигационного комплекса под конкретные задачи. Экипаж будет включать двух человек с размещением бок о бок, что нехарактерно для американских боевых вертолетов.
Опытный вертолет S-97 — еще один образец на платформе X2, созданный в рамках другой программы
Raider X получит встроенное и подвесное оружие. Под носом фюзеляжа расположена подвижная установка с 20-мм автоматической пушкой. По бокам машины предусматриваются внутренние грузоотсеки. Оружие предлагается подвешивать на подвижной крышке отсека. На демонстрационных изображениях вертолет одновременно несет управляемое оружие нескольких типов. Масса полезной нагрузки не уточняется.
При максимальной взлетной массе 6400 кг перспективный «Рейдер» сможет развивать скорость до 250 узлов (460 км/ч). Прочие летные характеристики не сообщались. Поскольку Raider X представляет собой вариант развития существующей платформы, можно говорить о высоком потенциале и выдающихся характеристиках.
В ожидании прототипов
В конце марта Армия США завершила сравнение пяти представленных предложений и выбрала два из них для дальнейшего развития. Получив соответствующие заказы, Bell Textron и Sikorsky приступили к работе. Сейчас их задачей является разработка технического проекта. По завершении этой стадии начнется строительство двух разнотипных опытных образцов.
Первый полет двух вертолетов запланирован на последние месяцы 2022 г. Заводские и сравнительные испытания могут занять немало времени, и Пентагон пока не готов назвать конкретные сроки их завершения. Завершить процесс сравнения, выбрать наилучший вертолет и наладить серийное производство планируется не позднее 2028 г. Таким образом, начальная оперативная готовность первых эскадрилий будет достигнута только к началу тридцатых.
Какими будут результаты будущих испытаний, неизвестно. Явный фаворит на данный момент отсутствует; оба проекта-претендента имеют преимущества, способные повлиять на решение армии. Кроме того, ситуацию усложняет тот факт, что программа пока остается на стадии проектирования. Оба проекта еще могут столкнуться с теми или иными трудностями, способными привести к непредвиденным последствиям для всей программы.
Ввиду достаточно высоких требований заказчика оба проекта в рамках FARA отличаются определенной сложностью, что может привести к негативным последствиям. Однако у компаний-участников достаточно времени для разработки и доводки опытных вертолетов. Соответственно, Армия США пока может не беспокоиться и ожидать появление желаемого вертолета. Впрочем, реальная техника по результатам нынешней программы пойдет в войска только в конце десятилетия.
Автор:Рябов КириллИспользованы фотографии:Bell Textron, Sikorsky / Lockheed Martin
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]