Выборы-2018: за результат ответят губернаторы
---
В Администрации президента определились с тем, как будет организована система предвыборных штабов "основного" кандидата в регионах.
Как сообщают источники Znak, близкие к АП, в качестве основного рассматривается сценарий, по которому избирательные штабы "основного" кандидата в президенты в регионах возглавят губернаторы. Исключение сделают только для тех субъектов федерации, где главы недостаточно сильны — там к организации штабов и руководству ими подключат полномочных представителей президента в соответствующих федеральных округах: "Предполагается, что в регионах, где губернатор имеет хороший рейтинг и контролирует ситуацию, за результат главного кандидата будет отвечать он. В регионах, где региональная власть слаба, ситуацию будут контролировать полпредства."
Znak напоминает, что на прошлых президентских выборах, в 2012 году, у Владимира Путина было два федеральных штаба. Первым, "публичным" штабом руководил депутат Госдумы от "Единой России", режиссёр Станислав Говорухин. Этот штаб отвечал за внешнюю сторону кампании — взаимодействие с доверенными лицами, организацию мероприятий в рамках агитационной кампании и т.д. А основа кампании, т.е. вопросы тактики, стратегии и общего руководства, находились в зоне ответственности "технологического" штаба, созданного при внутриполитическом блоке АП, который на тот момент курировал Вясеслав Володин. Та же система существовала и в регионах — были "публичные" штабы с губернаторами во главе, действия которых координировались штабом Говорухина, и "технологические" — с ними работали из АП.
По словам источника в АП, в целом система избирательных штабов станет такой же с несущественными изменениями, ничего принципиально нового решили не делать.
В общем-то логично: если имевшаяся в 2012-м система штабов показала свою работоспособность и эффективность, что-то в ней менять не имеет большого смысла. Так что решение снова её использовать в чисто символически изменённом виде предсказуемо. Кроме того, в таком виде система штабов, точнее, результат их работы, который станет известен уже в марте следующего года, станет своего рода очередным "фильтром" для губернаторов, показав, кто из них насколько способен добиваться поставленных целей. Но при более внимательном рассмотрении возникает целый ряд вопросов.
Во-первых, не совсем понятна роль в такой схеме одного из ключевых традиционных акторов избирательного процесса со стороны Кремля — "Единой России". Понятно, что во многих регионах губернаторы одновременно так или иначе входят в руководство региональных отделении партии, в основном в их политсоветы. Таким образом, нельзя сказать, что ЕР исключена из процесса. Другой вопрос, что возглавлять штабы главы регионов будут явно не как члены политсоветов, да и людей к работе в них почти наверняка будут привлекать не только (а может, и не столько) исходя из партийной принадлежности. Т.е., видимо, можно говорить о некоем снижении роли "партии власти".
Во-вторых, ещё более непонятно, как в предлагаемую систему впишется ОНФ. О перепозиционировании "фронта" в "партию президента" говорилось уже не раз, как и о том, что его могут активно использовать в рамках президентской кампании. Но пока не видно чёткого указания на позицию представителей ОНФ в представленной схеме. А использовать их нужно, учитывая, что по сути своей ОНФ — сообщество лидеров общественного мнения в регионах. И сейчас очень интересно, как их буду использовать. Избирательная кампания 2018 года может стать тем моментом, когда референтные лица ОНФ будут перепозиционированы под губернаторов.
Третий вопрос связан с полномочными представителями президента, которым отводится роль "запасных" глав штабов в регионах со слабыми губернаторами. Дело в том, что по своему функционалу полпреды — в первую очередь контролёры, а не организаторы и не менеджеры. И с учётом этого разговор о том, что они займутся созданием штабов и будут руководить их работой, выглядит как лукавство. Скорее тут возможны два варианта, каждый из которых в более или менее равной степени могут применить к "слабым" с точки зрения губернаторского контроля территориям. В первом варианте созданными (формально) при полпредах штабами будут руководить напрямую из АП, предоставляя им свои ресурсы — технологические, человеческие и т.п. Во втором полпредам могут расширить функции, дать немного больше свободы и "оперативного простора", чтобы они могли добиться целевых результатов со своими ресурсами. В пользу второго варианта, кстати, "играют" отдельные недавние кадровые решения. Одно из таких решений — перевод Михаила Ведерникова с поста заместителя полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе на аналогичный пост в полпредстве в Северо-Западном округе, где он будет курировать Калининградскую область. Кстати, о назначении Ведерникова ещё 20 февраля первым написал Telegram-канал "Давыдов.Индекс". В этом же аспекте стоит рассматривать и назначение заместителем полпреда в Дальневосточном федеральном округе политтехнолога Григория Куранова, которому, по слухам, поставлена задача по подготовке округа к президентским выборам и смене главы Приморского края. Обоих назначенцев называют опытными организаторами избирательных кампаний, так что эти их новые должности неслучайны.
Эксперты оценивают "старую новую" систему штабов достаточно разнообразно.
Как отмечает в комментарии для Znak политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв, такое решение "предсказуемо и несколько скучно": "Главная инновация — утечка про последний срок Путина. Видимо, эта информация должна всё перевернуть. Раз президент не пожизненный, значит, кампания "электоральная". Раз это последние для Путина выборы, значит ставки и спрос повышаются. Конкуренция среди губернаторов за явку и результат — решение ожидаемое. Мол, сделайте результат, но без эксцессов." По его мнению, набор основных тем кампании "кандидата Кремля" будет невелик — благодарность президенту "за проведённые вместе годы", внутренние проблемы страны и новая повестка развития: "Ставка делается на то, что "рейтинговые" губернаторы или полпредства компенсируют недостаток содержания и мотивации кампании."
По мнению политолога Аббаса Галлямова, в АП зря не рассмотрели вариант, при котором губернатор и полпред могут работать "в связке". Ведь кто-то в регионе подчиняется напрямую федеральному центру, а кто-то — губернатору. И с учётом этого подобный тандем был бы эффективнее в смысле решения возникающих в ходе кампании вопросов. Эксперт говорит: "Плохо не то, что они ничего нового в смысле администрирования не изобрели. Если схема работает, то зачем её ломать? Плохо то, что они административную телегу ставят впереди смысловой лошади. О содержании кампании ещё ничего не известно, а новости о её организационных формах появляются каждый день. Приоритеты явно перепутаны."
Профессор кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета Алексей Кольба (Краснодар) в беседе с "Давыдов.Индекс" отмечает, что сценарий, который описан выше, в самом деле практически не отличается от применявшихся ранее, и видит в нём свои минусы: "Схема вполне традиционная, она работает в основном через административный ресурс. Желание обеспечить высокую явку практически неосуществимо без его значительного применения. Видимо, несколько большую роль, чем обычно, будут играть гибридные структуры — госкорпорации, прогосударственные общественные организации. Вопрос повышения явки зависит от того, какие задачи ставятся в качестве основных. Повысить относительные и абсолютные показатели явки и голосования за кандидата вполне можно и по старой схеме, а вот усилить легитимность выборов — нет. "
Журналист и политолог Игорь Саськов (Хакасия) считает правильным сохранение прежней схемы построения системы штабов: "Мне кажется, старая, отработанная схема предвыборных штабов во главе с губернаторами и полпредами должна остаться. Есть старые пословицы: "От добра добра не ищут" и " Лучшее — враг хорошего". <...> Схема, пусть с небольшими шероховатостями, но работает, поэтому зачем её менять на новую, тем более что есть риск, что она может не сработать через год."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Источник: Полпреды и губернаторы обеспечат результат
Как сообщают источники Znak, близкие к АП, в качестве основного рассматривается сценарий, по которому избирательные штабы "основного" кандидата в президенты в регионах возглавят губернаторы. Исключение сделают только для тех субъектов федерации, где главы недостаточно сильны — там к организации штабов и руководству ими подключат полномочных представителей президента в соответствующих федеральных округах: "Предполагается, что в регионах, где губернатор имеет хороший рейтинг и контролирует ситуацию, за результат главного кандидата будет отвечать он. В регионах, где региональная власть слаба, ситуацию будут контролировать полпредства."
Znak напоминает, что на прошлых президентских выборах, в 2012 году, у Владимира Путина было два федеральных штаба. Первым, "публичным" штабом руководил депутат Госдумы от "Единой России", режиссёр Станислав Говорухин. Этот штаб отвечал за внешнюю сторону кампании — взаимодействие с доверенными лицами, организацию мероприятий в рамках агитационной кампании и т.д. А основа кампании, т.е. вопросы тактики, стратегии и общего руководства, находились в зоне ответственности "технологического" штаба, созданного при внутриполитическом блоке АП, который на тот момент курировал Вясеслав Володин. Та же система существовала и в регионах — были "публичные" штабы с губернаторами во главе, действия которых координировались штабом Говорухина, и "технологические" — с ними работали из АП.
По словам источника в АП, в целом система избирательных штабов станет такой же с несущественными изменениями, ничего принципиально нового решили не делать.
В общем-то логично: если имевшаяся в 2012-м система штабов показала свою работоспособность и эффективность, что-то в ней менять не имеет большого смысла. Так что решение снова её использовать в чисто символически изменённом виде предсказуемо. Кроме того, в таком виде система штабов, точнее, результат их работы, который станет известен уже в марте следующего года, станет своего рода очередным "фильтром" для губернаторов, показав, кто из них насколько способен добиваться поставленных целей. Но при более внимательном рассмотрении возникает целый ряд вопросов.
Во-первых, не совсем понятна роль в такой схеме одного из ключевых традиционных акторов избирательного процесса со стороны Кремля — "Единой России". Понятно, что во многих регионах губернаторы одновременно так или иначе входят в руководство региональных отделении партии, в основном в их политсоветы. Таким образом, нельзя сказать, что ЕР исключена из процесса. Другой вопрос, что возглавлять штабы главы регионов будут явно не как члены политсоветов, да и людей к работе в них почти наверняка будут привлекать не только (а может, и не столько) исходя из партийной принадлежности. Т.е., видимо, можно говорить о некоем снижении роли "партии власти".
Во-вторых, ещё более непонятно, как в предлагаемую систему впишется ОНФ. О перепозиционировании "фронта" в "партию президента" говорилось уже не раз, как и о том, что его могут активно использовать в рамках президентской кампании. Но пока не видно чёткого указания на позицию представителей ОНФ в представленной схеме. А использовать их нужно, учитывая, что по сути своей ОНФ — сообщество лидеров общественного мнения в регионах. И сейчас очень интересно, как их буду использовать. Избирательная кампания 2018 года может стать тем моментом, когда референтные лица ОНФ будут перепозиционированы под губернаторов.
Третий вопрос связан с полномочными представителями президента, которым отводится роль "запасных" глав штабов в регионах со слабыми губернаторами. Дело в том, что по своему функционалу полпреды — в первую очередь контролёры, а не организаторы и не менеджеры. И с учётом этого разговор о том, что они займутся созданием штабов и будут руководить их работой, выглядит как лукавство. Скорее тут возможны два варианта, каждый из которых в более или менее равной степени могут применить к "слабым" с точки зрения губернаторского контроля территориям. В первом варианте созданными (формально) при полпредах штабами будут руководить напрямую из АП, предоставляя им свои ресурсы — технологические, человеческие и т.п. Во втором полпредам могут расширить функции, дать немного больше свободы и "оперативного простора", чтобы они могли добиться целевых результатов со своими ресурсами. В пользу второго варианта, кстати, "играют" отдельные недавние кадровые решения. Одно из таких решений — перевод Михаила Ведерникова с поста заместителя полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе на аналогичный пост в полпредстве в Северо-Западном округе, где он будет курировать Калининградскую область. Кстати, о назначении Ведерникова ещё 20 февраля первым написал Telegram-канал "Давыдов.Индекс". В этом же аспекте стоит рассматривать и назначение заместителем полпреда в Дальневосточном федеральном округе политтехнолога Григория Куранова, которому, по слухам, поставлена задача по подготовке округа к президентским выборам и смене главы Приморского края. Обоих назначенцев называют опытными организаторами избирательных кампаний, так что эти их новые должности неслучайны.
Эксперты оценивают "старую новую" систему штабов достаточно разнообразно.
Как отмечает в комментарии для Znak политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв, такое решение "предсказуемо и несколько скучно": "Главная инновация — утечка про последний срок Путина. Видимо, эта информация должна всё перевернуть. Раз президент не пожизненный, значит, кампания "электоральная". Раз это последние для Путина выборы, значит ставки и спрос повышаются. Конкуренция среди губернаторов за явку и результат — решение ожидаемое. Мол, сделайте результат, но без эксцессов." По его мнению, набор основных тем кампании "кандидата Кремля" будет невелик — благодарность президенту "за проведённые вместе годы", внутренние проблемы страны и новая повестка развития: "Ставка делается на то, что "рейтинговые" губернаторы или полпредства компенсируют недостаток содержания и мотивации кампании."
По мнению политолога Аббаса Галлямова, в АП зря не рассмотрели вариант, при котором губернатор и полпред могут работать "в связке". Ведь кто-то в регионе подчиняется напрямую федеральному центру, а кто-то — губернатору. И с учётом этого подобный тандем был бы эффективнее в смысле решения возникающих в ходе кампании вопросов. Эксперт говорит: "Плохо не то, что они ничего нового в смысле администрирования не изобрели. Если схема работает, то зачем её ломать? Плохо то, что они административную телегу ставят впереди смысловой лошади. О содержании кампании ещё ничего не известно, а новости о её организационных формах появляются каждый день. Приоритеты явно перепутаны."
Профессор кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета Алексей Кольба (Краснодар) в беседе с "Давыдов.Индекс" отмечает, что сценарий, который описан выше, в самом деле практически не отличается от применявшихся ранее, и видит в нём свои минусы: "Схема вполне традиционная, она работает в основном через административный ресурс. Желание обеспечить высокую явку практически неосуществимо без его значительного применения. Видимо, несколько большую роль, чем обычно, будут играть гибридные структуры — госкорпорации, прогосударственные общественные организации. Вопрос повышения явки зависит от того, какие задачи ставятся в качестве основных. Повысить относительные и абсолютные показатели явки и голосования за кандидата вполне можно и по старой схеме, а вот усилить легитимность выборов — нет. "
Журналист и политолог Игорь Саськов (Хакасия) считает правильным сохранение прежней схемы построения системы штабов: "Мне кажется, старая, отработанная схема предвыборных штабов во главе с губернаторами и полпредами должна остаться. Есть старые пословицы: "От добра добра не ищут" и " Лучшее — враг хорошего". <...> Схема, пусть с небольшими шероховатостями, но работает, поэтому зачем её менять на новую, тем более что есть риск, что она может не сработать через год."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Источник: Полпреды и губернаторы обеспечат результат
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]