К президентским выборам привлекут бизнес
---
По данным СМИ, в Администрации президента рассматривают для президентских выборов 2018 года сценарий, при котором основные этапы кампании "основного" кандидата (выдвижение, агитация и мобилизация избирателей) будут проходить не через ЕР и другие партийные структуры, а через госкомпании.
Как утверждают близкие к Кремлю источники Ъ, уже в марте, за год до президентских выборов, в АП начнёт работать неформальный штаб по подготовке к ним. Опорой этого штаба, как ожидается, могут стать госкорпорации и госкомпании. В этот раз, если будет решено использовать ресурс госкомпаний, кандидат может пойти самовыдвиженцем, а его продвижение и явку обеспечат параллельно партийные структуры и бизнес. Таким образом решено уйти от схемы, использованной на выборах 2012 года, когда "Единая Россия" полностью взяла на себя избирательную кампанию Владимира Путина — тогда партия не только официально выдвинула его кандидатом в президенты, но и предоставила свою региональную сеть для проведения агитации (через так называемые "штабы народной поддержки") и мобилизации избирателей.
Такое повышенное внимание к госкорпорациям связывают с тем, что на думских выборах 2016 года явка была явно недостаточной — 47,8%. По мнению нынешнего руководства АП, виноват в этом в т.ч. и прежний состав внутриполитического блока. Так, известно, что курировавший до избрания в Госдуму внутреннюю политику Вячеслав Володин в преддверии выборов встречался с отвечающими за GR (government relations — взаимодействие с органами власти) представителями ряда госкомпаний и обсуждал их помощь в обеспечении явки. Однако результаты никак нельзя назвать выдающимися. Так, в основных ЗАТО "Росатома" явка оказалась заметно ниже среднефедерального уровня в 54,2% — от 29,5% в Лесном (Свердловская область) до 48% в Сарове (Нижегородская область). Причём большинство показателей находятся в диапазоне 33-39%.
Описывая результат работы госкомпаний в 2016 году, собеседник Ъ говорит: "На думских выборах дали грубо 50% явки. Где ещё взять людей? Если будет возможность работать с предприятиями госкорпораций, явка будет 70%."
Напомним, именно этот уровень — 70% — СМИ ещё в конце декабря назвали озвученным АП в качестве "целевого" на семинаре для "внутриполитических" вице-губернаторов. Причём и как уровень явки, и как результат "основного" кандидата. Правда, позже и в АП, и в ЦИКе эту версию опровергли, заявив, что эта цифра не является установочной и называлась сугубо теоретически в ходе одного из тренингов, которые проводились в рамках мероприятия.
По мнению политтехнолога Екатерины Курбангалеевой, в президентской кампании действительно будут задействованы все имеющиеся ресурсы, в т.ч. и ресурсы госкорпораций, но работать они будут скорее не на результат — по её словам, он и так будет достаточным, если верить данным последних соцопросов — а на явку: "Президент РФ при нынешнем уровне поддержки у населения не очень нуждается в этом. Скорее для госкорпораций и госкомпаний это будет делом чести. Они точно смогут решить задачу повышения явки. С точки зрения электорального менеджмента госкорпорации представляют собой дисциплинированную, многочисленную и разветвлённую сеть (и базу данных избирателей), не требующую дополнительных финансовых ресурсов."
В качестве примера многочисленности и разветвлённости сетей госкорпораций Ъ приводит данные по двум компаниям: "Росатом" — это 350 предприятий в различных регионах страны, а "Роснефть" имеет сбытовую сеть в 59 субъектах федерации и добывающую — во всех "нефтяных" и "газовых" регионах от Краснодарского края до Дальнего Востока.
В целом идея с опорой на госкорпорации неплоха и вполне реализуема, особенно если президентскую кампанию проводить по типу референдума, с самовыдвижением "основного" кандидата и сбором подписей за него — как известно, это один из рассматриваемых в АП возможных форматов. В этом случае уже сам результат сбора подписей станет подтверждением доверия действующему президенту и создаст некую гарантию достаточного количества голосов за него на выборах. А в "группу поддержки" (или инициативную группу по выдвижению кандидата, если всё же сценарий с самовыдвижением решат не применять) смогут войти не только представители ЕР и других близких ей партий, но и различные общественники, лидеры мнений, представители госкомпаний и т.д. К тому же привлечение ресурса госкорпораций — это лучший ход для обеспечения высокой явки.
Инициатива в целом предсказуемая. Нынешний "внутриполитический" замглавы АП Сергей Кириенко — яркий представитель "молодых технократов", да и отдельные новоиспечённые губернаторы из них же. И, как уже писал Telegram-канал "Давыдов.Индекс", такой ход вполне в их духе восприятия России как некой мегакорпорации, в которой даже вопрос выборов можно решить "корпоративными" ресурсами. Вот только новая команда технологов в АП то ли не учла, то ли забыла один важный момент: россияне не любят и не умеют работать конвейерным способом, а подобный сценарий требует не только технологии, но и её носителей на уровне культурного кода. Это, конечно, не означает, что план стопроцентно провальный. Попробовать можно. А если "не поедет", то всегда можно перейти к плану "Б" — классической истории с превращением голосования в скучную рутину, представляющую интерес только для очень неравнодушных. Впрочем, оба плана очень хорошо дополняют друг друга и могут выполняться одновременно в зависимости от обстановки с привлечением пространственных менеджеров из числа опытных губернаторов.
Хотя в АП и отрицают создание некоего штаба по подготовке президентской кампании Владимира Путина (Сергей Кириенко: "Всем известно, когда по закону начинает работать избирательный штаб кандидата"), но фактические подтверждения того, что подготовка уже идёт, уже есть. Не зря в АП сейчас рассматривают вариант с созданием обособленного фонда, который занялся бы сопровождением выборов, тоже о многом говорит. Да и фактически начавшаяся работа с ведущими партиями по определению их кандидатов в президенты — тоже уже не секрет. То есть подготовка идёт, причём по нескольким фронтам: готовится к 2018-му году и ЕР. Тут и инициатива с юридическим оформлением процедуры праймериз, и активизация публичной деятельности партийной "верхушки" именно с прицелом на президентскую кампанию, и многое другое. И мысль о привлечении госкорпораций к организации кампании и обеспечению явки удачно в эту картину вписывается.
Как считает президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрей Романов, в привлечении бизнеса и в частности госкорпораций к избирательным кампаниям нет ничего принципиально нового: "Раньше очень активно действовала схема активного привлечения бизнеса не только в ряды партии власти, но и в ряды госслужащих. Но новый закон о государственной и гражданской службе полностью исключил такую возможность. <...> А что касается госкорпораций и госкомпаний, то им априори суждено принимать участие в подобных мероприятиях. По-моему, это происходит постоянно. И именно такие организации и предприятия являются базой на каждых выборах. Как это будет происходить в современных реалиях — посмотрим."
Политтехнолог Елена Голубева (Йошкар-Ола) считает инициативу по привлечению бизнеса в избирательную кампанию правильной: "Я считаю, что организация выборных штабов в госкорпорациях действительно может стать хорошей альтернативой классическим партийным и организационным, технологическим штабам. Совершенно другой уровень ответственности, потому что это выборы президента, задача по президентской кампании достаточно серьёзная. Задача — явка избирателей 70%. <...> Сейчас, я думаю, это будет персональная ответственность руководителей крупных госкорпораций, предприятий. И они будут нацелены на результат. Проконтролировать процесс возможно. Не до урны, конечно, так как у нас тайное голосование. Но то, что человек пришёл на избирательный участок, привёл семью, друзей, узнать вполне возможно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
На выборах задействуют корпоративный ресурс
Президентские выборы: как готовится АП
ЦИК: установок не было
Кириенко отдаст выборы на сторону?
Президентские выборы: новичков не будет. Почти
Праймериз узаконят
Выборы-2018: ЕР готовит "тяжеловесов"
Как утверждают близкие к Кремлю источники Ъ, уже в марте, за год до президентских выборов, в АП начнёт работать неформальный штаб по подготовке к ним. Опорой этого штаба, как ожидается, могут стать госкорпорации и госкомпании. В этот раз, если будет решено использовать ресурс госкомпаний, кандидат может пойти самовыдвиженцем, а его продвижение и явку обеспечат параллельно партийные структуры и бизнес. Таким образом решено уйти от схемы, использованной на выборах 2012 года, когда "Единая Россия" полностью взяла на себя избирательную кампанию Владимира Путина — тогда партия не только официально выдвинула его кандидатом в президенты, но и предоставила свою региональную сеть для проведения агитации (через так называемые "штабы народной поддержки") и мобилизации избирателей.
Такое повышенное внимание к госкорпорациям связывают с тем, что на думских выборах 2016 года явка была явно недостаточной — 47,8%. По мнению нынешнего руководства АП, виноват в этом в т.ч. и прежний состав внутриполитического блока. Так, известно, что курировавший до избрания в Госдуму внутреннюю политику Вячеслав Володин в преддверии выборов встречался с отвечающими за GR (government relations — взаимодействие с органами власти) представителями ряда госкомпаний и обсуждал их помощь в обеспечении явки. Однако результаты никак нельзя назвать выдающимися. Так, в основных ЗАТО "Росатома" явка оказалась заметно ниже среднефедерального уровня в 54,2% — от 29,5% в Лесном (Свердловская область) до 48% в Сарове (Нижегородская область). Причём большинство показателей находятся в диапазоне 33-39%.
Описывая результат работы госкомпаний в 2016 году, собеседник Ъ говорит: "На думских выборах дали грубо 50% явки. Где ещё взять людей? Если будет возможность работать с предприятиями госкорпораций, явка будет 70%."
Напомним, именно этот уровень — 70% — СМИ ещё в конце декабря назвали озвученным АП в качестве "целевого" на семинаре для "внутриполитических" вице-губернаторов. Причём и как уровень явки, и как результат "основного" кандидата. Правда, позже и в АП, и в ЦИКе эту версию опровергли, заявив, что эта цифра не является установочной и называлась сугубо теоретически в ходе одного из тренингов, которые проводились в рамках мероприятия.
По мнению политтехнолога Екатерины Курбангалеевой, в президентской кампании действительно будут задействованы все имеющиеся ресурсы, в т.ч. и ресурсы госкорпораций, но работать они будут скорее не на результат — по её словам, он и так будет достаточным, если верить данным последних соцопросов — а на явку: "Президент РФ при нынешнем уровне поддержки у населения не очень нуждается в этом. Скорее для госкорпораций и госкомпаний это будет делом чести. Они точно смогут решить задачу повышения явки. С точки зрения электорального менеджмента госкорпорации представляют собой дисциплинированную, многочисленную и разветвлённую сеть (и базу данных избирателей), не требующую дополнительных финансовых ресурсов."
В качестве примера многочисленности и разветвлённости сетей госкорпораций Ъ приводит данные по двум компаниям: "Росатом" — это 350 предприятий в различных регионах страны, а "Роснефть" имеет сбытовую сеть в 59 субъектах федерации и добывающую — во всех "нефтяных" и "газовых" регионах от Краснодарского края до Дальнего Востока.
В целом идея с опорой на госкорпорации неплоха и вполне реализуема, особенно если президентскую кампанию проводить по типу референдума, с самовыдвижением "основного" кандидата и сбором подписей за него — как известно, это один из рассматриваемых в АП возможных форматов. В этом случае уже сам результат сбора подписей станет подтверждением доверия действующему президенту и создаст некую гарантию достаточного количества голосов за него на выборах. А в "группу поддержки" (или инициативную группу по выдвижению кандидата, если всё же сценарий с самовыдвижением решат не применять) смогут войти не только представители ЕР и других близких ей партий, но и различные общественники, лидеры мнений, представители госкомпаний и т.д. К тому же привлечение ресурса госкорпораций — это лучший ход для обеспечения высокой явки.
Инициатива в целом предсказуемая. Нынешний "внутриполитический" замглавы АП Сергей Кириенко — яркий представитель "молодых технократов", да и отдельные новоиспечённые губернаторы из них же. И, как уже писал Telegram-канал "Давыдов.Индекс", такой ход вполне в их духе восприятия России как некой мегакорпорации, в которой даже вопрос выборов можно решить "корпоративными" ресурсами. Вот только новая команда технологов в АП то ли не учла, то ли забыла один важный момент: россияне не любят и не умеют работать конвейерным способом, а подобный сценарий требует не только технологии, но и её носителей на уровне культурного кода. Это, конечно, не означает, что план стопроцентно провальный. Попробовать можно. А если "не поедет", то всегда можно перейти к плану "Б" — классической истории с превращением голосования в скучную рутину, представляющую интерес только для очень неравнодушных. Впрочем, оба плана очень хорошо дополняют друг друга и могут выполняться одновременно в зависимости от обстановки с привлечением пространственных менеджеров из числа опытных губернаторов.
Хотя в АП и отрицают создание некоего штаба по подготовке президентской кампании Владимира Путина (Сергей Кириенко: "Всем известно, когда по закону начинает работать избирательный штаб кандидата"), но фактические подтверждения того, что подготовка уже идёт, уже есть. Не зря в АП сейчас рассматривают вариант с созданием обособленного фонда, который занялся бы сопровождением выборов, тоже о многом говорит. Да и фактически начавшаяся работа с ведущими партиями по определению их кандидатов в президенты — тоже уже не секрет. То есть подготовка идёт, причём по нескольким фронтам: готовится к 2018-му году и ЕР. Тут и инициатива с юридическим оформлением процедуры праймериз, и активизация публичной деятельности партийной "верхушки" именно с прицелом на президентскую кампанию, и многое другое. И мысль о привлечении госкорпораций к организации кампании и обеспечению явки удачно в эту картину вписывается.
Как считает президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрей Романов, в привлечении бизнеса и в частности госкорпораций к избирательным кампаниям нет ничего принципиально нового: "Раньше очень активно действовала схема активного привлечения бизнеса не только в ряды партии власти, но и в ряды госслужащих. Но новый закон о государственной и гражданской службе полностью исключил такую возможность. <...> А что касается госкорпораций и госкомпаний, то им априори суждено принимать участие в подобных мероприятиях. По-моему, это происходит постоянно. И именно такие организации и предприятия являются базой на каждых выборах. Как это будет происходить в современных реалиях — посмотрим."
Политтехнолог Елена Голубева (Йошкар-Ола) считает инициативу по привлечению бизнеса в избирательную кампанию правильной: "Я считаю, что организация выборных штабов в госкорпорациях действительно может стать хорошей альтернативой классическим партийным и организационным, технологическим штабам. Совершенно другой уровень ответственности, потому что это выборы президента, задача по президентской кампании достаточно серьёзная. Задача — явка избирателей 70%. <...> Сейчас, я думаю, это будет персональная ответственность руководителей крупных госкорпораций, предприятий. И они будут нацелены на результат. Проконтролировать процесс возможно. Не до урны, конечно, так как у нас тайное голосование. Но то, что человек пришёл на избирательный участок, привёл семью, друзей, узнать вполне возможно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
На выборах задействуют корпоративный ресурс
Президентские выборы: как готовится АП
ЦИК: установок не было
Кириенко отдаст выборы на сторону?
Президентские выборы: новичков не будет. Почти
Праймериз узаконят
Выборы-2018: ЕР готовит "тяжеловесов"
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]