Противоречивая история, стоящая за «Последним судом» Микеланджело
---
Когда мы думаем о Сикстинской капелле, возможно, первое, что приходит на ум, — это невероятная потолочная фреска Микеланджело.
Однако там же есть еще один не менее впечатляющий художественный подвиг Микеланджело. «Страшный суд», написанный несколько десятилетий спустя, представляет собой мощную фреску, которая покрывает всю алтарную стену.
Микеланджело был уже полностью в своем зрелом стиле, когда писал этот шедевр. А еще он мятежником и новатором.
Фреска немедленно оказала влияние и вызвало споры.
Давайте внимательнее посмотрим на историю этой культовой фрески и узнаем больше о том, как Последний Суд оказал длительное влияние на искусство.
Жизнь Микеланджело после потолка Сикстинской капеллы
Чтобы вернуть Микеланджело обратно в Рим и Сикстинскую капеллу, понадобится 25 лет. Художник вернулся после долгого периода работы в семье Медичи во Флоренции.
И вот он вернулся в Рим.
Там его приветствовал папа Климент VII, который поручил художнику нарисовать новую фреску на алтарной стене Сикстинской капеллы.
7 лет! Микеландело 7 лет писал эту фреску. Долгий путь изнурительного труда. Да и был уже не молод — началось все в 1534 году и закончились в 1541 году, когда Микеланджело было 67 лет.
Иконография в Страшном Суде
Эта новая стена в Сикстинской капелле будет иметь конкретную тему — Страшный суд. Изображение Второго пришествия Иисуса Христа и окончательного Божьего суда над человечеством было популярной темой на протяжении всего Ренессанса.
А уж взгляд Микеланджело на Страшный Суд вообще стал знаковым.
На фреске мы видим более 300 фигур, Христос посередине, его рука поднята в суде над проклятыми, которые погружаются в адские глубины. Этот Христос, с легкими мускулами, внушительная фигура.
Слева от него сидит Дева Мария. Она смотрит на тех, кто спасен. И группа значимых святых. Св. Петр, который владеет ключами Небес, и Св. Иоанн Креститель, оба в одинаковом масштабе со Христом.
Скрытые символы в картине
В общую схему картины Микеланджело вставил несколько скрытых символов, которые приводят в восторг — хотя в свое время они не всеми ценились.
Первый — довольно ужасный автопортрет, нарисованный святым, сидящим чуть ниже левой ноги Христа. Ну, мы об этом писали – . Это Святой Варфоломей, с которого живьем содрали кожу.
В правом нижнем углу фрески группа проклятых собралась вместе. Одна особенно ужасная фигура — это человек, у которого не только ослиные уши, что говорит о его глупости, но и змея обвивается вокруг его тела.
Здесь написан портрет мастера церемоний Бьяджо да Чезена) ) ).
Сам персонаж — Минос, мифологический судья преступного мира.
Так вот, и каким-то образом Да Чезена вызвал гнев художника и … оказался в аду.
Чезена пожаловался Папе на это, но Папа Павел III отшутился.
Он сказал, что духовно могуществен, но здесь, на Земле, а не в Аду — туда его власть не распространяется, а посему, пусть все остается так.
Противоречие, окружающее последний суд
Не только Да Чезена был не в восторге от того, как Микеланджело играл с традицией в «Последнем суде».
Многие в церкви не оценили то, как Микеланджело смешал мифологию с религиозными деятелями, и они, конечно, не оценили обильное количество наготы.
Но поклонников у Микеланджело было больше.
Однако, споры продолжали расти в течение нескольких лет после завершения фрески. Это было и в новых реформах в области религиозного искусства, которые Совет Трента учредил в 1563 году.
«… изображения в Апостольской часовне должны быть закрыты, а изображения в других церквях должны быть уничтожены, если они показывают что-то непристойное или явно ложное».
Это означало, что, скорее всего, после смерти Микеланджело пришел художник и замалевал гениталии драпировкой.
Работа шла поэтапно, так как часовню нужно было использовать. Каждое вмешательство было более агрессивным, чем предыдущее.
В общей сложности около 40 фигурам были добавлены драпировки и две фигуры были полностью переделаны.
Фактически, когда Сикстинская капелла была восстановлена в 1990-х годах, 15 покрытий, добавленных после 1600 года, были удалены. Было решено, что модификация 16-го века должна остаться на месте, чтобы рассказать историю шедевра.
Автор: Татьяна Андрющенко
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]